Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

БАРОККО – (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco – причудливый, неправильный, дурной, испорченный) – один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.

Файлы: 1 файл

БАРОККО .docx

— 200.57 Кб (Скачать файл)

В качестве примера барочного мироощущения приводится и архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене (можно добавить творения Растрелли в России), и  музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного  переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью чувственной подачи, пышной наглядностью». Подобный подход к «эпохе Барокко» при всей его  эффектной широте способен, однако, увести в тень другие, развивавшиеся  параллельно с Барокко художественные течения и стили.

Даже  в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Философ X. Ортега- и- Гассет, писатель А. Карпентьер провозгласили барочность человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира. Авторы призвали покончить с заблуждением, представляющим Барокко как стиль, порожденный эпохой XVII- XVIII вв. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность – более чем стиль Барокко… Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка…

Существует  дух Барокко, так же как существовал  имперский дух. Этот последний можно  применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В  истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно  так же мы видим постоянный возврат  к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени». Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.

Своеобразную  «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. до н. э. Поэтому  античным, или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени. Характерной чертой этого стиля является стирание границ между классической эллинской, римской и восточной, азиатской культурами. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски, и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло…

Барокко – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории  переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел  в жизнь людей таких стран  как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых  народов и культур до такой  степени, что, к примеру, Рим, несмотря на свое универсальное значение Вечного  города, теперь всегда будет восприниматься барочно. Испанская литература или немецкая философия и музыка в нашем представлении, прежде всего, барочны. Поэтому мы никогда не сможем установить, где начинается стиль Барокко и где он заканчивается. Возможно лишь определить основные принципы и закономерности формообразования, тенденции исторического развития. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв.» и т. д.

Остается  только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов  к свободе мышления, высвобождению  Духа из оков материи – явлением, изначально названным смешным и  глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразной эмблемой Барокко можно  считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело – сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.

Власов  В.Г.

Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства 
В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.


Информация о работе Барокко