Архитектурная колористика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, доклад

Описание работы

В данной работе рассматривается история стилей архитектуры, описывается архитектурная колористика

Файлы: 1 файл

АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА (от лат. color — цвет, краска) — одно из современных направлений проектно-исследовательской деятельности: поиски колористических характеристик пространственной среды, включающие традиционные особенности и новые композиционные формулы цвета. А. к. восходит к трудам по полихромии архитекторов 19 в. (Жак Хитторф, Готфрид Земпер), а также к цветообразующим опытам искусства 1-й пол. 20 в. (в особенности, к экспериментам, проводившимся во Вхутемасе и Баухаузе), разрабатывается рядом зарубежных и отечественных центров, вводится в учебные программы по подготовке архитекторов и дизайнеров.

 

 

     Архитектура  зданий - только составляющая внешнего  вида города. Ночное освещение,  городская колористика, "зеленая"  архитектура, дизайн подземных  пешеходных переходов и остановок транспорта - вот что делает город единым организмом, связывая здания разных стилей и эпох. Тема эта практически необъятная. Цвет - свойство формы, что известно из органической природы. Если человек бледен, то он испытывает ужас, если его лицо покраснело - он возбужден. Цвет есть выражение внутреннего содержания предмета, и игнорировать его - значит отказываться от важного инструмента создания архитектурной формы.    

 Колористика была  восстановлена в правах лишь  в 90-е годы прошлого века. Архитекторы признали, что наряду с освещением она является одной из основных составляющих комплексного благоустройства мегаполиса и что цвет способен преобразовать даже очень неприглядную среду в гармоничное пространство.  
         Архитекторы мечтают, что когда-нибудь в области колористики будет принято свое особое законодательство. Оно на уровне города запретит использовать агрессивные и кричащие тона, бессистемно красить здания, а некоторые, наоборот, оставлять в темной штукатурке. Цвет - элемент архитектуры, который должен быть запрограммирован на этапе проектирования, создания компьютерной модели. Сегодня же архитектор, наоборот, концентрируется на форме, забывая про цвет, который выбирается уже после того, как дом построен, в зависимости от наличия краски или материала на складе.

 

 

 

ЦВЕТ в архитектуре

 

 

 

— одно из средств архитектурной  выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных  комплексов решаются путем использования  собственного цвета строит, или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отд. конструктивных элементов в заводских условиях. Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений.

Выбор цвета определяется: назначением  здания, сооружения или помещения (см. Интерьер), выполняемой в помещении  зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом р-на стр-ва, природным окружением, значением  сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей: для фасадов русской архитектуры 12—15 вв. типичен белый цвет, для сооружений 17 в.— сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко сер. 18 в. характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) Ц. с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 в.— сочетания желтого с белым и серого с белым.

С помощью цвета можно выделить отд. сооружения среди др. сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная  окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди др. зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий.

В массовом стр-ве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами Ц. можно разнообразить  совершенно одинаковые дома, а также  детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых р-нах городов (напр., Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение Ц. балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п.

Цвет зданий оказывает влияние  на уровень средних освещенностей  улиц, тем большее, чем больше этажность  застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто- белыми фасадами — «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в др. целях.

В интерьере влияние цвета ограждающих  поверхностей на воспринимаемую и фактическую  освещенность помещения еще более  существенно. Напр., при белых потолках и относительно широких «фризовых» участках стен (отражающих не менее 70% падающего на них светового потока) и при светлых стенах (отражающих 50—60% светового потока) в условиях светового климата Москвы создаются наилучшие из возможных условия естеств. освещения; помещения не выглядят мрачными даже в пасмурные дни, общая внутр. освещенность их повышается, что улучшает условия зрительной работы. Поэтому для стен осн. помещений в квартирах рекомендуются ненасыщенные Ц., что исключает в то же время возможность возникновения неприятных в ряде случаев цветных рефлексов на элементах внутр. убранства помещений. Такие Ц. меньше утомляют зрение. Во избежание однообразности и «бесцветности» окружающей обстановки, можно применять интенсивные цвета в отделке подсобных помещений (передняя, внутриквартирный коридор), а также окрашивать смежные комнаты в Ц., повы тающие насыщенность друг друга по законам одновременного и последовательного цветового контраста (напр., розовый и бледно-зеленоватый, голубой и золотистый и т. п.).

В помещения с окнами, ориентированными на сев. часть горизонта, не проникает  прямой солнечный свет; они освещаются обычно более слабым, голубоватым, светом, чем помещения, окна к-рых ориентированы  на юж. сторону горизонта. Первые це

лесообразно окрашивать в светлые  цвета теплых оттенков, для вторых можно применять более темные цвета холодных оттенков.

Для помещений различного назначения рекомендуются различные Ц. Напр., в школьных зданиях классные комнаты  окрашиваются светлее и менее интенсивно, чем рекреационные и подсобные помещения; комнаты для младших классов в Ц. более насыщенные и разнообразные по тону, чем классы для старших школьников. Кухни и ванные жилых домов чаще всего делают белыми или светлокремовыми (по условиям гигиеничности), детские комнаты выдерживают преим. в тонах теплой гаммы, рабочие, а также спальные комнаты — в «спокойных» (напр., в зеленовато- серых, приглушенных или разбеленных тонах). В окраске больничных и лечебных помещений учитываются высокие требования гигиеничности, а в нек-рых из них (напр., в рентгеновских кабинетах) — специфические требования, предъявляемые работой в этих помещениях. В помещениях театров, клубов и др. сооружений культурно-массового назначения могут быть использованы более насыщенные Ц. и цветовые контрасты, повышающие общую эмоциональность обстановки; при этом учитываются специфические особенности искусственного освещения.

Однотонность помещений приводит к однообразию, преобладание различных  интенсивных цветов может создать излишнюю контрастность цветовой отделки и пестроту, особенно, когда различные Ц. наблюдаются в одном помещении (напр., при окраске стен с выделением другими Ц. их нижней части или при разном Ц. стен одного помещения). В зарубежной практике, напр. в Англии, в последнее время стала применяться такого типа разноцветная отделка различных стен и даже каждой отд. стены одного помещения, что имеет известное основание, т. к. этот прием позволяет при помощи Ц. и оборудования в едином пространстве помещения выделить отд. функционально различные его части.

Особенно велика роль цветов в производственных помещениях пром. зданий. При выборе цветовой отделки необходимо учитывать  условия произ-ва, характер выполняемой  зрительной работы, требуемые нормами  уровни освещенности, Ц. обрабатываемых материалов, оборудования, неподвижных и двигающихся частей станков и др., с тем чтобы создать обстановку, отвечающую высоким требованиям гигиены, охраны труда, производственного комфорта и эстетики — условиям, способствующим повышению производительности труда.

Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования пром. предприятий (СН 181—61) для производственных помещений пром.зданий, расположенных  в юж. и центр, р-нах СССР (если светопроемы помещений в зданиях центр, р-на ориентированы на юж. сторону горизонта), а также для помещений с большим тепловыделением рекомендуются холодные тона. Для помещений в производственных зданиях, расположенных в сев. и центр, р-нах при ориентации окон на юж. сторону горизонта и для помещений без естеств. освещения, а также для неотапливаемых помещений — теплые тона. Нейтральные тона рекомендуются для помещений, к к-рым предъявляются высокие требования цветоразличения. Для отделки помещений, в к-рых выполняется работа высокой точности, целесообразны малонасыщенные цвета холодных или теплых тонов в зависимости от особенностей спектрального состава их освещения. Для различных поверхностей помещений (потолок, балки на перекрытии, верхние и нижние части стен, пол и др.) рекомендуются допустимые значения коэфф. отражения. Определенные Ц. установлены для отделки технологич. оборудования. В окраске оборудования соответствующими цветами выделяются движущиеся части, опасные в отношении травматизма, кнопки и рукоятки управления. Применяются условные цвета для окраски трубопроводов и электро- шин. Эти вопросы, относящиеся к области технической эстетики, в СССР разрабатываются спец. научными и производственными орг-циями.

Внедрение в стр-во новых видов  поли- хромных материалов и изделий обогащает возможности архитектора, способствует достижению высокой степени заводской законченности элементов зданий, обеспечивает долговечность цветных поверхностей. 

 

Лит.: Алексеев С. С., Цвет и освещение. Общие проблемы, в  кн.: Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Стригалев А. А., Архитектурная полихромия в условиях типизации и стандартизации строительства, «Вопросы теории архитектурной композиции», 1958, вып. 3; Келер В., Лукхардт В., Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности, пер. с нем., М., 1961.


 

 

 

 

Введение

Вместе с формой стремительно растет значение цвета, и архитектура сегодня  является значительно более красочной, чем десять или двадцать лет назад. Отчасти это связано с появлением цветостойких и не требующих обслуживания материалов и усовершенствованных способов создания цвета, таких как новые методы освещения стекла, включая светодиоды.

Это также связано с появлением программируемых медиофасадов, способных  изменять форму и цвет в определенные моменты времени и привносить новую динамику в недвижимость, которой по определению является архитектура.

Мода играет важную роль в использовании  цвета в архитектуре. Подобно  тому, как коричневый, оранжевый  и зеленый были популярны в  70-х годах, а лососевый, абрикосовый, бледно-желтый и голубой - в 80-х, новая, значительно более яркая и насыщенная палитра стала популярной со второй половины 90-х годов. Эта палитра занимает свое место рядом с современной модой, предпочитающей показывать материалы в их естественных цветах.

Это две стороны одной медали: с одной стороны, сдержанные естественные цвета, а с другой - бросающиеся  в глаза цветовые акценты и  эффекты. Часто эти два аспекта  можно найти в одном и том  же здании, например, в работах бюро Rogers Stirk Harbour Ричарда Роджерса.

Роджерс сотрудничал с этим бюро в проекте винодельни «Бодегас Протос»  в г. Пеньяфьель, Испания. По словам архитекторов этого бюро, они используют цвет «по целому ряду причин, в том  числе для влияния на создаваемое зданием настроение, а также для облагораживания и изменения видимого характера материалов».

Для многих архитекторов одной из причин использования цвета является его влияние на настроение. Кроме  того, цвет часто используется для  упорядочения здания в целом, например, делая его почти полностью монохромным, как в случае бизнес-парка в г. Брашове, Румыния, или придавая каждой части здания свою индивидуальность.

Примером последнего подхода является раскрашивание колонн на многоэтажной парковке в разные цвета, например, в красный цвет на одном этаже и синий - на другом, что позволяет водителям легче запомнить, где они припарковали автомобиль. Цвет часто используется таким образом в общественных зданиях, где бывает много посетителей, которым необходимо найти правильный путь.

Но самый распространенный способ использования цвета в архитектуре - это его использование не в  качестве указательного элемента, а  длят обеспечения необходимой атмосферы  и комфорта.

Цвет  и формы могут использоваться, чтобы подчеркнуть тождественность компании и ее продукции. Ярким примером этого является фасад «дышащего здания» в Милане, для которого была предоставлена система, поддерживающая цветную «кожу».

Необычный, чувствительный к климату фасад  является архитектурным эквивалентом «дышащей подошвы» обуви бренда Geox.

Кажется, существует неписаное, но подразумеваемое  правило использования цвета  в архитектуре: чем больше посетителей  в определенном здании или месте, тем более интенсивным будут  цвета. В среде, где большинство  используются чаще, чем в среде, где люди проводят длительное время. Общая комната зачастую является более яркой, чем офис.

Тенденция придания цвета искусственно созданной  среде заметна повсюду. Сколько  красных, синих или зеленый зданий могло быть найдено 20 лет назад  и сколько их в наши дни? Количество таких зданий резко выросло.

Как однажды заметил Черчилль: «Мы  формируем наш дом, затем он формирует  нас». Другими словами, привнося форму  и цвет в создаваемую нами среду, мы привносим цвет и форму в  нашу жизнь.

 

Цвет и стили современной архитектуры

Цвет  является одним из важнейших выразительных  средств архитектуры - он создает  настроение и оказывает воздействие  на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) - для него не существует утвержденных стандартов или предписаний, оно не заложено в функциональной программе здания. Однако именно цвет зачастую придает проекту неповторимость и законченность, благодаря ему даже ординарную по форме постройку можно превратить в произведение искусства. Работая с цветом, архитектор проявляется как художник. И в его распоряжении сегодня огромная палитра красок и материалов - от традиционных до самых современных. Полихромность в архитектуре уходит корнями в древность и имеет такую же долгую историю, как сама архитектура. Однако эта линия развития никогда не была непрерывной. И если в интерьерах цвет на протяжении многих эпох присутствовал неизменно, то во внешнем облике, на фасадах зданий, он то появлялся, то исчезал - иногда очень надолго. Такие перепады, с периодами полного изгнания цвета, можно наблюдать и в недавнем прошлом - в истории архитектуры ХХ века они случались неоднократно.

Начиная с тех времен, когда люди научились  строить жилища, возведенные здания стали отражением своего времени. Не исключение - и современная архитектура, через которую можно прочувствовать суть нынешней эпохи, существующие представления о красоте, эстетичности, практичности. Современная архитектура сформировалась под влиянием архитектурных стилей, господствовавших в двадцатом веке. Под стилем в архитектуре понимают определенные характеристики, общие черты зданий, присущие некоторому периоду времени. В разных странах современный стиль архитектуры называют по-разному - модерном в России и Англии, сецессионом в Австрии, югендстилем в Германии, арт-нуво во Франции и т. д.

Как самостоятельный архитектурный  стиль модерн сформировался в 1890-1910 годах. Модерн не имеет четкой направленности, вобрав в себя особенности всех предыдущих стилей. В то же время, это протест против подражания историческим зданиям, нечто новое и современное. В модерне впервые стали использоваться новые материалы - металл (сталь), бетон, стекло, в дальнейшем - пластик, дополненные использованием традиционных материалов - дерева и камня. Это позволило придать архитектурным конструкциям произвольные и необычные, даже фантастические формы. Архитектурные форма модерна ассиметричны, здания объемны, нет прямых линий, зато обильны элементы декора, иногда даже излишние. Фасады зданий украшались произвольными рисунками разнообразных форм. Здания в стиле модерн красивы, но в то же время функциональны. Преобладающие и модные на сегодня цвета архитектуры стиля модерн - бежевый, серебристый, «металлик», перламутровый, флюоресцентный.

В эпоху модернизма получило широкое  распространение строительство  многоэтажных домов. С развитием  модерна в нем было выделено несколько  направлений, но некоторые определяют их как отдельные стили в архитектуре. Это неоромантизм с возрождением традиций романского стиля, готики, ренессанса, неоклассицизм, рационализм с простыми формами, его противоположность - иррационализм, кирпичный стиль, сопряженный с отказом от штукатурки, северный модерн (он же национальный романтизм, сложившийся в странах Скандинавии). Наиболее яркие представители модерна - Отто Вагнер, Виктор Орта, Петер Беренс, Хендрик Берлаге, Андрей Белогруд, Леон Богусский и др.

В 1920-е годы появился новый стиль в архитектуре - конструктивизм, который считают новым направлением пролетарского искусства, воплотившегося и в архитектурных формах. Главная идея конструктивизма - искусство должно служить производству. Так возникло производственное искусство. Основные материалы - бетон и железобетон. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры. В рамках позднего конструктивизма возник функциональный метод, в соответствии с которым проводился научный анализ функционального назначения зданий, а практические задачи сочетались с художественными. Основными цветами признаются белый и другие, чистые, без примесей, цвета - красный, синий. Ведущие архитекторы конструктивизма - Леонид, Виктор, Александр Веснины, Моисей Гинзбург.

В конце 1940-х годов начал развиваться архитектурный стиль минимализм, девиз которого - «ничего лишнего». Не признает никакого декора, ни внутри ни на фасадах. Стены, накрытые крышей - вот минимум, который стал для этого стиля максимумом. Наибольшее распространение он получил в 1960-е годы. В зданиях такого стиля практически отсутствуют элементы декора, украшения и прочие «излишества». Бетонные, деревянные модульные конструкции приносящие все детали и декор в жертву пространству и формам. Графичность, монохромность, скрытие составных элементов и пространство. Начинается поиск идеальных пропорций, новых цветовых сочетаний. В интерьере преобладают сталь и другие металлы, изогнутые формы. В то же время, большое внимание уделяется функциональности. Обычно этот стиль строится на сочетании цвета и тени, поэтому преобладают оттенки серого, белый, черный цвета.

В конце 1970-х годов на смену пришел стиль хай-тек, надежно закрепившийся в современной архитектуре. Хай-тек и минимализм родственны в своем желании убрать декоративные детали. Но для хай-тека характерно использование хромированного металла, тросов, стекла. Характеризуется использованием черно, белого и серого цветов, тем не менее, не исключая и яркие цвета, если они вписываются в однотонность дизайна. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом - машина для жилья». Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов. Идеализация современных технологий, поиск решения проблем объединения энергии и ресурсов неразрывно связаны с тесным вхождением в жизнь человека технологий. Выделять три основных течения в рамках стиля хай-тек - индустриальный, геометрический и бионический хай-тек. Здания в стиле индустриальный хай-тек - так называемые «этажерки», характеризующиеся выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и вохдухонесомые конструкции). Бионический хай-тек - это использование форм живой природы в архитектуре. Мембранные перекрытия, подвесные конструкции, гибкие нити стали элементами зданий. Перспективы стиля хай-тек - здания, вырабатывающие энергию, мобильные сооружения, новая организация рабочего пространства человека.

Характерный пример проекта в стиле  хай-тек - знаменитая «Башня-парус» («Burj al-Arab»). Хай-тек лидирующее значение придает самому материалу. При проектировке стали применять использование  стержневых элементов закрытого сечения - должна быть очевидна техничность композиции. Воздуховоды и трубы зачастую открыты и составляют композицию наряду с плоскостями и пространствами, заменяя декоративные детали.

В 1980-е годы в противовес советскому конструктивизму появился новый стиль в архитектуре - деконструктивизм, для которого характерны ломаные формы, визуальная сложность, агрессивность. Активно используются цветовые контрасты - красный кирпич, жёлтые пояса, интенсивный зелёный цвет, сталь. Основные представители - Жак Деррид, Питер Эйзенман.

В 1990-е возникло новое направление  в архитектуре - техно стиль, который иногда рассматривают как направление хай-тек. Для техно стиля характерно гротескное изображение повсеместного технологизма. Здания прозрачные, стеклянные стены изгибаются по сложной кривой, а элементы коммуникаций вынесены за стену - трубы служат своеобразным элементом декора. Основные света стиля техно - синевато-красный, желтый -- от зеленовато- до красновато-желтого, коричневый -- от светло- до темно- и красно-коричневого,черный -- от темно-серого до антрацитового. Интерьер в техно стиле скорее напоминает заводские цеха, склады, ангары, а не жилое помещение. Стены имеют грубую фактуру, основные цвета мебели - серый, черный, хаки, бордовый, материалы - стекло, металл, пластик. Повсеместно используются перфорированные и гофрированные листы металла. Техно стиль - это вызов традиционному уюту и гармонии.

Информация о работе Архитектурная колористика