Архитектура классицизма во Франции. Версаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов.
Задачи работы:
1. Познакомиться с историей строительства Версаля.
2. Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, композиционные и художественные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1.1 Классицизм………………………………………………………………….6
1.2 Классицизм в архитектуре Франции……………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………..13
2.1 История строительства Версаля………………………………………….....14
2.2 Дворец «Короля-солнца»……………………………………………………20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..29
Приложение А……………………………………………………………………30
Приложение Б........................................................................................................

Файлы: 1 файл

мировое искусство и культура.docx

— 681.74 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Сервис и туризм»

Кафедра «Туризм  и социально-культурный сервис»

 

 

 

 

 

 

Классицизм  в архитектуре Франции

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая культура и  искусство»

ЮУрГУ–101100.2012.253.КР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                     Выполнила:

                                                    студент группы СЗ-253

                                                    Загитова Р.И.

                                                                                    Проверила, к.п.н., доцент

                                                             Н.Н. Нохрина

 

                                         

 

 

 

 

 

 

                    Челибинск 2012

Аннотация

 

Загитова Р.И.. Классицизм в архитектуре Франции. – Челябинск: ЮУрГУ, СЗ-253, 2012. – 36 с., библиогр. список – 9 наим., 2 прил.

 

Версаль - это имя связано  во всем мире с представлением о  самом значительном  и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной  века. И уже почти триста лет  он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство  из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной  композиции Версаля, его роли в истории  паркового искусства и историко-художественного значения. 

                  Содержание

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1.1 Классицизм………………………………………………………………….6

1.2 Классицизм в архитектуре  Франции……………………………………..10

Выводы по главе 1……………………………………………………………..13

2.1 История строительства Версаля………………………………………….....14

2.2 Дворец «Короля-солнца»……………………………………………………20

Выводы по главе 2……………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………..29

Приложение А……………………………………………………………………30

Приложение Б........................................................................................................34 

ВВЕДЕНИЕ

Версаль - это имя связано во всем мире с представлением о самом  значительном  и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной  века. И уже почти триста лет  он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов. С XVII века вышло множество путеводителей, описаний дворца и парка, но большинство  из них на французском языке. Существует гораздо меньше работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной  композиции Версаля, его роли в истории  паркового искусства и историко-художественного  значения.

Предмет исследования: архитектура  классицизма во Франции

Объект: Версаль.

Таким образом, Версаль до сих пор  является интересной проблемой для  исследователей во всем мире.

Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач  и основные направления данной курсовой работы.

Цель работы: рассмотрение Версаля  как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных  единым замыслом элементов.

Задачи работы:

1.      Познакомиться с  историей строительства Версаля.

2.      Подробно рассмотреть  и изучить архитектурные, композиционные  и художественные особенности  Версальского дворцово-паркового  ансамбля.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-популярной литературы по данной теме.
  2. Изучение планов, схем и иллюстраций дворцово-паркового ансамбля Версаля.

Первая и основная работа в отечественном  искусствознании по Версалю принадлежит  крупному искусствоведу Михаилу  Алпатову в книге «Этюды по истории западноевропейского искусства». Она вышла в 1939 году. В ней подробно изложены история создания Версаля, особенности композиции дворца, парка, интерьеров, выявлены закономерности и принципы построений. Работа оказалась ценной при написании данной курсовой работы, так как Алпатов часто указывает на композиционные связи различных частей ансамбля.

Отличается подробностью в изложении  материала монография «Парки мира». В соответствии со своей спецификой, Версаль изучается в ней как  регулярный пейзажный парк, также  подробно рассмотрены периоды его  строительства, композиция, описываются  планировочная система с подробностями  по размерам и площади парка.

Остальные работы посвящены иным искусствоведческим проблемам и не ставят своей целью  анализировать Версальский ансамбль, но отдельные упоминания о нем  довольно существенны.

В книге Саваренской Т.Ф. «Западноевропейское  градостроительство XVII - XIX веков» были почерпнуты подробности о строительстве  города Версаль.

Интересная подробная статья о  Ленотре, знаменитом ландшафтном архитекторе, который работал в Версальском  парке, была найдена в книге Ожегова  «История ландшафтной архитектуры» и также использована в курсовой работе.

Большинство использованной литературы по данной теме относится к середине XX века. Но наличие новых статей об искусстве Версаля говорит о  его актуальности и сейчас.

Кажется необходимым отметить в  данном контексте полный путеводитель по Версалю на русском языке, составленный Кристианом Рио. Он содержит статьи хранителей Национального музея дворцов  Версаля и Трианона, а также  полон прекрасных фотографий и планов.

Структура работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

 

 

1.1 Классицизм.

 

Продолжая традиции Возрождения (преклонение  перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого  разума), классицизм был также его  своеобразной антитезой, так как  с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания  мира как гармоничного целого. Такие  понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым  сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.

Обычно  различают классицизм 17 в. и классицизм 18—начала 19 вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется  неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма  наметились уже во 2-й половине 16 в. в Италии — в архитектурной  теории и практике Палладио, теоретических  трактатах Виньолы, С. Серлио; более  последовательно — в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской  школы. Однако в 17 в. классицизм, развивавшийся  в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм 18 в., ставший общеевропейским  стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили филосовские  идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и  логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в  классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров — от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королеских академий — живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671) подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль). Во 2-й пол. 18 в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18—нач. 19 вв.

Тектонической ясности архитектуры классицизма  отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Пластика классицизма, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластич. замкнутости и спокойной  статуарности. В живописи классицизма  основные элементы формы — линия  и светотень (особенно в позднем  классицизме, когда живопись порой  тяготеет к монохромности, а графика  — к чистой линеарности); локальный  цвет чётко выявляет предметы и пейзажные  планы (коричневый — для ближнего, зелёный — для среднего, голубой  — для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного  произведения к композиции сценической  площадки.

Основоположником  и крупнейшим мастером классицизма 17 в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью филосовско-этического содержания, гармоничностью ритмичного строя и колорита. Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту  классицистов о "золотом веке" человечества. Формирование классицизма  во французской архитектуре связано  с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками  Ф. Мансара. Высокие образцы зрелого  классицизма в архитектуре 17 в.—  восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й  пол. 17 в. французский классицизм вбирает  в себя некрые элементы архитектуры  барокко (дворец и парк Версаля —  архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). В 17—начале 18 вв. классицизм сформировался  в архитектуре Голландии (архитектор Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. окончательно сложился национальный вариант  английского классицизма. Перекрестные связи с французским и голландским  классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца 17—начала 18 вв. (архитектор Н. Тессин Младший).

В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались  в духе эстетики Просвещения. В архитектуре  обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов  композиции, в интерьере — разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась  пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм 18 в. оказало бурное развитие археологических  знаний о греческой и римской  древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма  внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Во французском классицизме 18 в. определились новые архитектурные  типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская  площадь (арх. Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Канун Великой французской  революции (1789—94) породил в архитектуре  стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма  новой, беэордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных  офортов Дж. Б. Пиранези) послужили  отправной точкой для поздней  фазы классицизма — ампира. Живопись революционного направления французского классицизм представлена мужественным драматизмом исторических и портретных образов Ж. Л. Давида. В годы империи  Наполеона 1 в архитектуре нарастает  пышная репрезентативность (Ш. Персье, П Ф. Л. Фонтвн, Ж. Ф. Шальгрен) Живопись позднего классицизма, несмотря на появление  отдельных крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое  или сентиментально-эротическое  салонное искусство.

 

1.2 Классицизм  в архитектуре Франции.

 

Классицизм  был ведущим стилем прежде всего  во Франции, где господствовал во всем художественном творчестве, хотя и возник позже, чем в Англии. Накануне Великой французской революции  возникает стремление к суровой  лапидарности форм, зодчие все чаще обращаются к мотивам греческой  архаики, а также искусства Древнего Египта.

В середине XVIII века классовые противоречия во Франции продолжали углубляться. Третье сословие — буржуазия являлась активной движущей силой в происходивших  социальных процессах. Так же как  и в других странах, восходящий класс  занят был разработкой своей  идеологической системы. Эта система  была связана с философией просвещения. Процессы, происходившие во французской  культуре, и в частности архитектуре, были общими с теми, которые протекали  в Италии. Отмечается всеобщее увлечение  античностью. Усиливается интерес  к древнегреческой архитектуре. Рококо вытесняется классицизмом. Французский  конвент даже провозгласил классицизм стилем французской буржуазной революции. В области интерьера и связанного с ним прикладного искусства  его иногда называют стилем Людовика XVI.

Первым  этапом эволюции этого стиля был  классицизм второй половины XVIII века. Начало французского классицизма связано  со строительствам храма Св. Женевьевы  в Париже (позже он получил название Пантеона).

Стремление  использовать античные образцы было реализовано в начале XIX в., когда  в Париже возникла большая часть  крупных построек с ясностью ордерных членений и композиции в стиле  классицизма, а их воздействие было усилено градостроительным решением. Они стали художественным завершением  парижского диаметра, создали главные  ориентиры на плане и в силуэте  центра города и композиционно замкнули перспективы улиц. К античности больше всего приблизилась церковь Мадлен, строившаяся, начиная с 1764 г., по проекту  П. Контана де Иври и завершенная  архитектором П. Виньоном в период с 1806 по 1842 гг. в виде «греческого» храмового сооружения периптериального типа. Одновременно сооружаются колонна на Вандомской площади в подражание колонне Траяна в Риме и Триумфальная арка на площади Звезды, построенная в 1806—1836 гг. по проекту архитектора Ж.Ф. Шальгрена. Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом. Так, французский классицизм уже в самом начале своего развития стал стилем памятников, выражением представительности и императорского могущества Наполеона, что и нашло отражение в другом названии этого стиля — ампир.

Информация о работе Архитектура классицизма во Франции. Версаль