Архитектура Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:15, реферат

Описание работы

Архитектура Возрождения во Франции , имея общие принципы с зодчеством Италии этой эпохи во многом отличалась. Если в Италии основным видом строящихся сооружений были дворцы-палаццо и общественные здания, то во Франции центр тяжести переносится на замки. Это объясняется тем, что во Франции был иной общественный строй. Основными заказчиками в условиях абсолютной монархии были короли и придворная аристократия.
Архитектура Возрождения появляется во Франции, вследствие устойчивости средневековых традиций, на целых сто лет позже Италии – в начале 16 века и распространяется до семидесятых годов, до гугенотских войн.

Файлы: 1 файл

Архитектура Франции.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

Архитектура Франции.

 

Архитектура Возрождения во Франции , имея общие принципы с зодчеством Италии этой эпохи во многом отличалась. Если в Италии основным видом строящихся сооружений были дворцы-палаццо и общественные здания, то во Франции центр тяжести переносится на замки. Это объясняется тем, что во Франции был иной общественный строй. Основными заказчиками в условиях абсолютной монархии были короли и придворная аристократия.

Архитектура Возрождения появляется во Франции, вследствие устойчивости средневековых традиций, на целых сто лет позже Италии – в начале 16 века и распространяется до семидесятых годов, до гугенотских войн.

Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Он соответствует историческому периоду формирования буржуазных отношений, образование и укрепление абсолютистского государства во Франции. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовала новая, гуманистическое мировоззрение, широко распространилась светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближает его с искусством итальянского возрождения. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.

По сравнению с итальянским  французское Возрождение опаздывает почти на полтора столетия. Еще более существенно то, что в Италии готика и ее традиции не играли сколько-нибудь определяющей роли в зарождение искусства Возрождения, напротив, ранее возрождение во Франции в значительной мере складывалось в процессе переосмысления реалистических тенденций и решительного преодоления мистической основы готического искусства.

Вместе с тем наряду с переработкой и развитием реалистических элементов готического наследия применительно к новым общественным и эстетическим требованиям времени большую роль во Франции с конца 15 века играло и обращение к опыту уже достигшего высокой степени зрелости итальянского искусства.

Естественно, что существование художественно-совершенного и обладающее необычайным престижем во всей Европе итальянского искусства предопределило на протяжение первой половины 16 века широкое обращение культуры ренессансной Франции к его опыту и достижениям. Однако молодая полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствие с теми национальными задачами, которые стояли пред культурой и искусством национальной французской монархии.

Внешним толчком к этому широкому обращению к итальянскому опыту, включавшему и приглашение во Францию ряда крупнейших мастеров высокого и позднего Возрождения, послужили начавшиеся в 1494 году военные походы в Италию. Подлинные же причины лежали значительно глубже. Походы в Италию французских королей Карла VIII, а позже Франциска I стали возможными благодаря росту экономического и политического могущества страны, успехам, достигнутым на путях создания централизованной монархии.

    Переход от  раннего к Высокому Возрождению , происходивший в течение первой  трети 16 века, был связан с созданием  культуры большой централизованной  дворянской монархии, созданием  единого национального государства.

     Утверждение  новой исторической ступени в  развитие французского общества  и его культуры протекало в  напряженной и жесткой борьбе. Антифеодальные и антикатолические  выступления народных масс, использованные, а затем подавленные королевской властью и стоявшим за ним дворянством, получили свое косвенное отражение в наиболее прогрессивных и демократических течениях французского гуманизма.

Сложение и укрепление национального абсолютистского государства выдвинуло как основную проблему в архитектуре французского ренессанса создание ансамбля дворца и города.

Особую роль стала играть проблема планировки города в связи с создание фортификационных сооружений , продиктованным потребностями эпохи. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. В то же время средневековый тип города с узкими хаотично расположенными улочками сменяется типом нового города с прямыми улицами, с определенным планом. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы».

При Франциске 1 по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Оживилась строительная деятельность в Париже.  Начатое еще при Людовике 12 сооружение замка в Блуа было продолжено по руководсвом французских зодчих Шарля Виара и Жака Сурдо. Рядом с корпусом Людовика 12,  воздвигнутом из кирпича и белого камня по готической строительной системе и несущим лишь элементы ренессансного декора, они создали наиболее примечательную часть ансамбля – корпус Франциска 1, совершенно самостоятельную и новую по типу постройку. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Северный внешний фасад его вздымается, подобно старинному замку Амбуаз, над высоким обрывом. Своеобразен выходящий во двор южный фасад корпуса: двойные тяги балюстрад четко разделяют три этажа один от другого, стройные ренессансные пилястры членят этажи по вертикалям, богато декорированный карниз и ажурная балюстрада завершают сооружение. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Она обильно украшена орнаментом, составленным из масок, трофеев, эмблем, канделябров , различных декоративных мотивов, а также скульптурой. Три этажа балконов с балюстрадами, расположенными диагонально, указывают на движение лестницы, вносят элемент динамики и напряженности ритма в оформление всего фасада. Лестница в Блуа стала образцом для многих лестниц в постройках французского ренессанса, например в королевском замке Шамбор. Грандиозным строительством замка Шамбор последовательно руководили французские мастера Жак и Дени Сурдо, Пьер Нево и другие.

     Расположение  замка в огромном парке, обнесенным  стенами, его органическая связь  с пейзажем, в который он вписывается  со всеми своими балконами  и башенками, связанность и соподчиненность всех частей здания составляют его неповторимое очарование. Новые строительные принципы в нем явно преобладают над все еще сохранившими традициями готики. 

Центральная часть постройки увенчана на крыше фонарем, который возвышается среди фантастического леса труб и башенок с чердачными окнами. Своеобразное великолепие декораций верхней части замка Шамбор связывает его с готической традицией. Но все три этажа замка строго расчленены пилястрами, симметрично расположены башни, симметричным стал весь план сооружения. В резиденцию французских королей впервые была внесена так особенность, которая станет характерной для французской архитектуры 17-18 веков.

    Во вторую  половину своего царствования  Франциск 1 перенес центр строительной  деятельности ближе к Парижу в Иль де Франс. Выстроенный недалеко от столицы замок Мадрид и охотничий домик Ла Мюетт не дошли до наших дней, сохранился расположенный в 60 км от Парижа замок Фонтенбло, последнее предпринятое королем строительство. В последствие замок переделывался неоднократно разными мастерами при разных королях, основные его части были возведены при Франциске 1 французским архитектором Жилем Лебретоном.

Примеру короля последовали придворные. Новые формы замков Блуа и Шамбор можно видеть в таких сооружения как замок Шенонсо воздвигнутый на реке Шер; фундаментом здания служит как бы мост с мощными сводами и быками. Новая архитектура проникает и в города; ее примерми могут служить ратуша в Божанси и отель (особняк) Эковиль в Канне.

    Постройки французской  архитектуры первых четырех десятилетий 16 века, лучшим образцом которых является замок Шамбор, представляют собой яркие примеры раннего применения ренессансных форм. Освобождаясь от средневековых канонов готики, французские зодчие воспринимали классические каноны пока еще несколько внешне. Тем не менее архитектура этого времени, самые привлекательные черты которой – праздничность и жизнерадостность, уже далека от зодчества средневековья.

    С 40-х гг 16 века  во Франции начинает работать  блестящая плеяда архитекторов. Наиболее выдающимся из них бы Пьер Леско, часто сотрудничавший со скульптором Гужоном. Первым их совместным произведение был парижский особняк Линери, известный теперь под название отеля Карнавале. Здание сильно постродало от перестроек; к первоначальному виду его всего ближе левая строна – здесь строгая простота и суровость архитектурных форм гармонично сочетается с барельефами Гужона.

     Самым замечательным  плодом сотрудничества архитектора  и скульптора был новый фасад  Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II. В центре Парижа был созданин один из лучших образцов архитектуры французского зрелого Ренессанса. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная  по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Во всем фасаде – от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом и над гребнем крыши – утонченная сдержанность , благородство, завершенность в отделке каждой детали, будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по- разному обработанных окон, трех одинаковых по композиции выступов – ризалитов из которых средний с главным входом во дворец выделяется несколько большим богатством декора. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.

Роль Гужона в сотрудничестве его с Леско окончательно не выяснена. Можно предполагать, что он был не только мастером, создававшим скульптуры по заказу архитектора, но и соавтором при составлении архитектурных проектов.

Видное место среди архитекторов зрелого французского Ренессанса принадлежит Филеберу Делорму. Автор первого оригинально французского трактата в архитектуре Делорм изучал памятники античности и ренессансной итальянской архитектуры в Риме. Превосходный рисовальщик он делал множество зарисовок и обмеров прославленных сооружений, а также декоративных орнаментов. Из построек Делорма сохранились немногие; наиболее значительная из них является замок Анэ.

До наших дней дошли лишь въездные ворота и центральная часть главного корпуса. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Эту характеристику подтверждают и другие из сохранившихся работ архитектора, например отделка галерей Генриха II в замке Фонтенбло и гробница Франциска 1, проект дворца Тюильри который не получил осуществления, позднее Тюильри был создан другими проектами.

Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана - замки Экуан и Шантельи. В Экуане центральная част стены обработана мотивом триумфальной арки; здесь – впервые во Франции архитектром сознательно применен большой ордер. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. Поздняя работа мастера – гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени – прекрасный образец синтеза, ренесcансной архитектуры и скульптуры.

Последним из плеяды выдающихся французских зодчих 16 века был Жак Андре Дюссерсо; по его проектам построены замки Верней сюр – Уаз  и Шарлеваль. Теоретик по преимуществу, он оставил кроме архитектурных трактатов большое количество неосущетствленных проектов и архитектурных фантазий.

В направление, указанном придворными архитекторами, работали провинциальные мастера, которые постепенно овладевали классическими формами. Образовались провинциальные школы, отличавшие местными особенностями.

Большинство архитекторов этих школ принадлежало к корпорациям или семьям, в которых сохранились свои традиции, чем объясняется разнообразие местных стилей архитектурных школ различных областей Франции.

В церковное зодчество новые классические формы проникали медленнее, в течение всего 16 века продолжали воздвигаться готические соборы и церкви, но строитель алтарной части церкви Сен Пьер в Канне заменил готические своды плоскими потолками, стрельчатые арки окон – полуциркульными, столбы – пилястрами, украсил пристройку к старой готической церкви новыми деталями и ренессансным орнаментом.

 

 

Архитектура Нидерландов.

 

Нидерландское зодчество раннего Возрождения, в отличие от итальянского, не знало подлинно революционного поворота к новым образам, к новому архитектурному языку. В то время как итальянское зодчество, обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, явило собой новый этап в эволюции архитектуры, нидерландское зодчество 15-го и в значительной мере 16-го столетий развивалось по-прежнему в формах готики.

Подобная приверженность к прошлому объясняется двумя факторами. Во – первых, отсутствовало плодотворное воздействие античной традиции. Во-вторых, установившееся  в 15 в. Бургундское господство способствовало проникновению в культуру консервативных черт, в частности религиозно-рыцарских элементов, замедлив тем самым прогрессивные тенденции.

Информация о работе Архитектура Франции