Архитектура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Китайская архитектура принадлежит к одной из древнейших культурмира. Ее национальный характер проявляется в ярком художественномсвоеобразии, преемственности развития конструктивной и планировочной систем, специфической духовной сущности, позволявшей ей переосмыслять все иноземныеновшества в рамках собственной традиции и оказывать влияние на характер и пути развитияархитектуры всего региона Дальнего Востока.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 2.03 Мб (Скачать файл)

Глава 2

Культовые сооружения

Использование двора  сыхэюанъ в качестве композиционной единицы ансамбля обусловило такую специфическую черту китайской архитектуры, как отсутствие резкого различия между светскими и культовыми комплексами. Планировка храмов и монастырей, относящихся к разным религиям и культам, хотя и отличалась в деталях, но в главном следовала тем же принципам, что и структура жилых и дворцовых ансамблей. Количество, размеры дворов и строений устанавливались в зависимости от «ранга» храма или монастыря, архитектурный декор определялся требованиями религиозного культа. Обычно во дворах перед павильонами симметрично вдоль северо-южной центральной оси устанавливали парные обелиски, колонны

12

или беседки со стелами, на поверхности которых были выгравированы надписи — цитаты из канонов,храмовых летописей с указанием важнейших событий. В переднем дворе буддийских или ламаистских храмов перед воротами, ведущими в главный двор комплекса, сооружались две небольшие башни — Чжунлоу (Колокольная башня) и Гулоу (Барабанная башня). Неотъемлемая часть многих храмов — триумфальные арки пайлоу, которые возводились либо перед главными воротами, либо во дворах перед павильонами .Главное здание храмового комплекса скрывалось в глубине ансамбля, к нему приближались постепенно, по мере прохождения через ряд все более усложняющихся построек. Перед главными воротами и павильонами на резных постаментах устанавливали бронзовые фигуры фантастических животных, на площадках перед храмовыми залами размещали курильницы, жертвенники и другие атрибуты религиозно Буддийские и даосские монастырские комплексы можно подразделить на два основных типа: равнинно-городские и горные. Первые отвечали задачам «торжественной представительности» , ^ ,. . и отличались присущей дворцовым и , -У. л " _жилым ансамблям регулярной планиго культа. ровкой, которая предполагала последовательность дворов, строгую сим- Зодчество метрию расположения строений относительно центральной оси, выделение главного здания как центра композиции. Во внешней и внутренней отделке буддийских монастырей сохранялось использование красного лака для декоративного покрытия дерева, применение в деревянных деталях сложной резьбы, инкрустации перламутром, обилие элементов украшения в виде малой бронзовой пластики, стенных росписей, скульптуры и живописи. Композиционное решение второй группы монастырских ансамблей в первую очередь определялось условиями конкретной природной среды, главной идеей являлось «следование естественности», главной целью — единство человека и природы, гармония естественного и искусственного. Сохраняя черты регулярности в организации системы дворов, соблюдении принципов ориентации на юг, зеркальной симметрии, выделения центра, планировка этих ансамблей, определявшаяся естественным рельефом гор, отличалась большей свободой, возможностью интересных пространственных решений (таких как ступенчатая композиция),включением в структуру ансамбля особенностей ландшафта. Обращение к древним традициям свайного строительства выразилось в появлении таких форм, как «висячий храм» т.е. комплекса небольших легких каркасных построек, подобно ласточкиным гнездам «прилепившихся» на разных уровнях к крутым склонам гор (например, буддийский монастырь Сюанькунсы (Висящий в пустоте монастырь), прибл. VI в., пров. Шаньси). В «висячих храмах», казавшихся естественным продолжением горы, незаметный переход от внутреннего к внешнему пространству достигался за счет террас, галерей, больших дверных и оконных проемов. Храмы исконно китайских культов подразделялись на две группы — тань и мяо . В храмах группы тань («алтарь,жертвенник») центром был жертвенник —высокая платформа, имеющая в плане круг (алтарь Неба) или квадрат (алтарь Земли).Храмы тань — древнейшие из культовых сооружений, восходят к земляным насыпям, которые в период неолита сооружались на вершине холма или горы. На алтарях тань приносились «великие жертвы»Небу (Тяньтань) и Земле (Дитань), покровителям государства божествам Шэ и Цзи(Шэцзитань — «Алтарь земли и злаков»или «Алтарь государства»), возносили молитвы духам Солнца (Житань) и Луны (Юэтань), планеты Юпитер (Тайсуйтань),Основателю земледелия (Сяньнунтань) и Основательнице шелководства (Сяньцаньтань). Появление храмового павильона в композиции алтаря тань остается загадкой. Выдвигаются гипотезы, что он мог сооружаться рядом с жертвенником либо прямо на нем. Археологическими раскопками установлено, что в эпоху Чжоу в комплекс тань входили жертвенникЧжайгун (Дворец поста), помещение для ритуальной утвари. В композицию сохранившегося до настоящего времени ансамбля храма Неба (дин. Мин, 1368—

13

1644), помимо храма Круглого алтаря (Хуаньцютань) включены храм Молитв об урожае(Циняньдянь), храм Величественного небосвода (Хуанцюнюй) и несколько па- вильонов служебного назначения.Храмы группы мяо [J] (общеупотреб. в значении «храм, кумирня, молельня») подразделяются на храмы предков (цзунмяо или таймяо, цзу-мяо — храмы предков удельных князей — и цытан), храмы легендарных императоров, святых мудрецов и военных героев, храмы духов гор, рек,морей, природных явлений и многочисленных духов-хранителей.В конфуцианском Китае храмам предков отводилась исключительнаяроль, они считались воплощением человеколюбия жэнь , хранителями ритуала ли и носителями культуры вэнь . Главенствующее положение в группе храмов предков занимал таймяо — храм предков императора, который следовало сооружать слева отимператорского дворца, чем подчеркивалось его главенство над «Алтарем государства»(Шэцзитань). В храмовых залах таймяо, число которых в разные исторические эпохи варьировалось от одного до семи, хранились ритуальные таблички духов основателя правящей династии и нескольких поколений предков, императоров предыдущих династий, перед которыми император совершал обряд жертвоприношения. Согласно современным китайским источникам,предшественником таймяо является древний дворец-храм мин тан. Семейные (фамильные) и родственно-клановые храмы предков цытан до эпохи Южная Сун(1127—1279) назывались цзямяо (семейные). Цытан строили на средства одной или несколькихродственных семей на общей храмовой земле неподалеку от дома главы клана. Богатые семьиимели собственный цытан. Внутри храма устанавливали столы для жертвоприношений и ритуальных трапез, курильницы, свечи. В специальных шкафах хранили важнейшие архивные документы (генеалогические таблицы, реликвии, жизнеописания выдающихся предков). Храмы предков в Китае никогда не были грозными святилищами, это были храмы особого рода, куда приходили «посоветоваться» с предками, воздать им почести и рассказать о семейных делах,отметить важное событие в жизни семьи или родственников. Небогатые семьи устраивали алтари предков прямо в доме.Почетное место в группе храмов легендарных императоров, героических генералов и святых основан после смерти Конфуция (479 до н.э.) в его родовой усадьбе в Цюйфу (пров. Шаньдун). В 195 г. до н.э. первый ханьский император Лю Бан (Гао-цзу) собственноручно принес тройную жертву тай лао (бык, баран и боров)на могиле философа, чем, по сути, положил начало государственному культу Конфуция. В 555 г. был издан указ о возведении храмов в честь «совершенномудрого» в каждом уездном городе и установлен ритуал жертвоприношений в этих храмах.Кроме Кунмяо в Цюйфу, который по стилю близок к дворцовой архитектуре, планировка и композиция всех храмов Конфуция следовала стандартному образцу. Красная кирпичная стена с парадным входом с южной стороны окружала двор с небольшим полукруглым прудом и двумя боковыми строениями для жертвенных животных, ритуальной утвари и омовений. В северной части двора находились ворота во внутренний двор с главным храмовым залом, где совершались жертвоприношения духу Конфуция, и боковыми пристройками, в которых находились поминаль-ные таблички или статуи его учеников и последователей, числом до 86. Рядом с храмом Конфуция обычно располагалось учебное заведение, к примеру, в Пекине рядом с Кунмяо находится Государственная акаде мия Гоцзыцзянь (XIV в.).

Далее представлены наиболее известные культовые сооружения. 

Культовые сооружения Шанхая

14

Лунхуа - самый известный и большой (более 20 тыс. кв. м) буддийский храм Шанхая.

Построен в 247 (242) г.н.э. в период Троецарствия. После разрушения войной отстроен заново в 977 г при династии Сун вместе с пагодой 40.4 м высотой и в архитектурном стиле чань-буддизма (с пятью павильонами). Последняя реставрация проведена в 1954 году.  
 

 

Храм  Нефритового Будды храм— буддийский храм в Шанхае. Как многие современные китайские буддийские храмы, сегодня храм сочетает две буддийские школы буддизма Махаяны: Чистой Земли и чань.

Он был основан  в 1882 году, в нём были помещены две  нефритовые статуи Будды, привезённые  в Шанхай по морю из Бирмы. Это были статуи сидящего Будды (1,95 метра, 3 тонны), и меньшая статуя лежащего Будды (паринирвана Будды). Храм также содержит гораздо большую статую лежащего Будды, сделанную из мрамора и пожертвованную верующим из Сингапура (некоторые посетители по ошибке принимают эту большая скульптуру за её оригинал, сравнительно меньшего размера). Во время правления императора Гуаньсюя в династии Цин (1875-1908) путошаньский настоятель Хуэй Гэнь отправился в паломничество в Тибет через священные горы Утайшань и Эмэйшань. После Тибета он прибыл в Бирму.Здесь китайский эмигрант Чэнь Цзюньпу подарил ему пять нефритовых статуй Будды, и две из них Хуэйгэнь привёз в Шанхай, где на пожертвования воздвиг для них храм, вскоре после чего скончался. Во время восстания 1911 года храм был экспроприирован, и статуи были перемещены. В 1918-1928 годах для статуй был построен новый храм под руководством настоятеля Кэ Чэня.В 1966 году, во время Культурной Революции, монахи храма зарабатывали на жизнь мелкой мануфактурой. В 1983 году в храме разместился Шанхайский институт буддизма, принадлежащий Шанхайской буддийской

15

ассоциации. С 1985 года в храме возобновились регулярные л кции по утрам, медитационные сессии и другие аспекты монастырской жизни. 

 

Культовые сооружения Пекина

Врата́ Небе́сного Споко́йствия главный вход в императорский дворец, также известный как Запретный город, в Пекине, столице Китайской Народной Республики. Они расположены вдоль северной стороны площади Тяньаньмэнь. 
 

Врата первоначально  носили название Чэнтяньмэнь или «Врата Принятия Небесного Мандата». В 1457 г. врата поразила молния, но восстановили их только в 1465 г. Во второй раз врата оказались разрушены в конце правления династии Мин. Во время смуты, сопровождавшей падение Мин, врата были в очередной раз сожжены повстанцами крестьянской армии Ли Цзычэна. В 1651 г. уже при династии Цин ворота восстановили и дали им имя, под которым они известны поныне. 

 

Запретный город  самый обширный дворцовый комплекс в мире ( 720 тыс. м2), главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Находится в центре Пекина,

16

к северу от главной  площади Тяньаньмынь и восточнее озёрного квартала (резиденции современных руководителей страны).

Общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 8707 комнат (по легенде — 9999). Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тыс. других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него с площади Тяньаньмынь Врата Небесного Спокойствия. Название его произошло из-за ограниченного доступа на территорию комплекса во время империи (ещё в XIX в. иностранцы почти никогда там не бывали, поэтому когда Пекин был взят в 1900 г. при подавлении Боксёрского восстания, многие европейцы и американцы писали, как они смогли впервые посетить таинственный дворцовый комплекс).

Запретный город  строился по указанию императора Чжу Ди(2 мая 1360 12 августа 1424), правившего под девизом «Юнлэ», который готовился перенести столицу из Нанкина в Пекин. В то же самое время император развернул другой сравнимый по масштабам проект: строительство комплекса даосских храмов и монастырей на горе Уданшань,[2] который, впрочем он так и не посетил.

Общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 8707 комнат (по легенде — 9999). Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тыс. других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него с площади Тяньаньмынь Врата Небесного Спокойствия. Название его произошло из-за ограниченного доступа на территорию комплекса во время империи (ещё в XIX в. иностранцы почти никогда там не бывали, поэтому когда Пекин был взят в 1900 г. при подавлении Боксёрского восстания, многие европейцы и американцы писали, как они смогли впервые посетить таинственный дворцовый комплекс).

Запретный город  строился по указанию императора Чжу Ди(2 мая 1360 12 августа 1424), правившего под девизом «Юнлэ», который готовился перенести столицу из Нанкина в Пекин. В то же самое время император развернул другой сравнимый по масштабам проект: строительство комплекса даосских храмов и монастырей на горе Уданшань,] который, впрочем он так и не посетил.

Храм  Неба ( кит. упр. 天壇, пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань  

17

является одним  из символов города.Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался храмом неба и земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Информация о работе Архитектура Китая