Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Пять тысяч лет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила в 5-4 тысячелетии до н.э. Египет был разделен на области, каждому городу покровительствовал один из Богов.
Египетскую историю разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н.э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Файлы: 1 файл

Контроша.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

По свидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен  – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся  с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения».

Ансамбль пирамиды включал  в себя различные сооружения, среди  которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой  Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса – Хефрена, ее высота 143,3 м, а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс». Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамида преемника  Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м., окончена она не была в связи со смертью фараона. При  ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, его деспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогда позднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетского государства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавали божеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды достались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Удивительно противоречие – богобоязненный трепет, уважение традиций и религии, но и попрание их.

Пирамиды V династии уже  не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехская группа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «на стенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя и его победы над врагами».

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская  гробница этого времени. Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использовалась колоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивали зеленым, ствол – коричневым, базу – черным, словно изображая землю. А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «они несут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора – зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах».

Погребения фараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц  во время V -ой, VI -ой династии – это  мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства  мастаба имела лишь помещения  для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии –  это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

Кроме пирамид, заупокойных  храмов и мастаб, во время V -ой династии начинают строиться храмы, посвященные  богу солнца Ра.

СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ НИУСЕРА В АБУСИРЕ. Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвели на престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Ра государственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династии начинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ой династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имен фараонов IV - V династии входит имя бога Ра».

Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире  и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров, увенчанный небольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам»25, к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобная форма обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, и этот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутая по пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды до классической четырехгранной формы тоже происходило благодаря изменениям мастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтез архитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе с тем конкретность форм.

Египетское искусство  никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре, подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями.

Архитектура Египта имеет  имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычно приближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на свою собственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи».

 

Заключение

 

Эпоха Древнего царства – время  расцвета египетской культуры и искусства, экономики и захватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры.

Нильские долины богаты различными породами камня и египтяне научились  их обрабатывать во всевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб и пирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основном египетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы и усыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамиды фараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами, очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Об этом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятники неограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

В эпоху Древнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати. В начале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари, и их приближенные. Единственно, царские гробницы отличались размерами. Но большая мастаба казалась фараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благого бога». В Саккаре зодчий Имхотеп строит пирамиду, составленную из шести поставленных друг на друга мастаб, где каждая верхняя меньше нижней. Далее возникают пирамиды Снофру, две в Дашуре и одна в Медуме, последняя дашурская пирамида имела классический вид. Но наивысшее выражение пирамиды получили в погребальном ансамбле трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Кроме усыпальниц архитекторы Древнего царства занимались храмовым строительством, к V династии расцветает культ бога солнца Ра, которому начинают сооружаться  храмы. Известный, сохранившийся в руинах до нашего времени, храм был построен в Абусире. Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующий солнечный луч. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себе столь роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Экономика страны была подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид.

В период Древнего царства образовалось рабовладельческое государство  Египта и сформировались основные формы  его культуры. Древнее царство  – время наибольшего господства фараонов, их неограниченной власти, время появления великой архитектуры, которая и до сих пор является лицом и символом Египта – время строительства пирамид.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.1 том. –  М., 1979.
  2. Авдиев В.И. История древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1970.
  3. Афанасьева К.А., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. // Малая история искусств. / Под общ. ред. И.С. Канцнельсона. – М.: Искусство, 1976.
  4. Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.
  5. Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.
  6. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О.Х. Халпахчьяна. – М., 1970.
  7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1988.
  8. Древний Восток. // Всемирная галерея. / Под ред. А.Л. Мясникова. – СПб.: Терция, 1994.
  9. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Под ред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980.
  10. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1980.
  11. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М-Л.: АН СССР, 1956.

Информация о работе Архитектура Древнего Египта