Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности строительства и архитектуры Древнего Египта, раскрыть основные ее элементы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) рассказать о пирамидах Хефрена, Хеопса и Микерина; 2) раскрыть особенности изобразительного искусства, подчеркнуть связь египетского искусства с религией; 3) описать скульптуры царицы Нефертити и Тутанхамона.

Содержание работы

1. Архитектура Древнего Египта…………………………………………..4
2. Развитие искусства……………………………………………………......8
3. Скульптуры царицы Нефертити и фараона Тутанхамона……………9
4. Тест………………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

 

                                                                       ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Архитектура Древнего Египта…………………………………………..4

2. Развитие искусства……………………………………………………......8

3. Скульптуры царицы Нефертити  и фараона Тутанхамона……………9

4. Тест………………………………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………....14

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

 

       Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествленного фараона, искусство Египта выражало свои идеи в строго канонической форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества; в нём проявились яркие творческие индивидуальности, местные, локальные художественные явления и школы.

      В Египте сложились многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

      Цель данной работы – изучить особенности строительства и архитектуры Древнего Египта, раскрыть основные ее элементы.

      Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) рассказать о пирамидах Хефрена, Хеопса и Микерина; 2) раскрыть особенности изобразительного искусства, подчеркнуть связь египетского искусства с религией; 3) описать скульптуры царицы Нефертити и Тутанхамона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. Архитектура Древнего Египта.

 

      С древнейших времен Египет удивлял народы мира высокой художественной культурой. Египетские жрецы первыми создали иероглифы, древнейшие священные «Тексты Пирамид», летопись, карту звездного неба, солнечный календарь.

    Загадки религии Древнего Египта до сих пор будоражат умы людей. В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий. Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись.

    Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня. Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся.

 

       Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Пирамиды вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело фараона. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

       Самые известные пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина, известны как одно из семи "чудес света". Они находятся на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза. Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

     1) Крупнейшая из них - пирамида Хеопса (2590 г. до н.э.) - до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. Сторона ее основания - 227,5 м., высота при строительстве - 146,6 м. Сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.

      2) Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой, возле верхушки пирамиды частично сохранилась облицовка. Как и Большая пирамида Хеопса, пирамида Хефрена причислена к семи чудесам света. Высота пирамиды -136,5 м (изначально чуть выше), сторона основания - 215,25 м. Это единственное из строений комплекса в Гизе, на вершине которого сохранилась часть первоначальной облицовки. Визуально пирамида Хефрена кажется больше, чем пирамида Хеопса, однако это лишь обман зрения, возникающий из-за того, что её основание находится на более высокой отметке. Пирамида Хефрена в свое время представляла собой единый комплекс, включавший Нижний храм и Большого Сфинкса (длина 57 м, высота 20 м). В храме, построенном из больших гранитных блоков, по-видимому, была произведена мумификация Хефрена.

      3) Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина (2505 г. до н.э.). Она значительно меньше своих предшественниц: высота 62, а сторона основания - 108 метров. Для строительства пирамиды Микерин приказал использовать крупные блоки, по размерам намного больше, чем в пирамидах Хеопса и Хефрена. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды фараон не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно 20 м. высоты.

      4) Еще одна важнейшая архитектурная достопримечательность Египта – сфинкс. Мифическое существо, обычно изображавшееся с телом льва и головой человека, один из самых известных символов египетского искусства и цивилизации долины Нила в целом. Лев издревле почитался во многих культурах древнего Востока как животное, связанное с солнечным божеством и, одновременно, архетипический символ царской власти. Человеческая голова, изображающая того или иного египетского фараона, символизировала могущество и силу, находящиеся под властью царя – гаранта космической гармонии и миропорядка – Маат. Египетские сфинксы также могли изображаться с головами овнов (криосфинксы) и соколов (гиеракосфинксы). В отдельных случаях, например в заупокойном храме Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан, сфинксы, уподобленные одному из созвездий египетской карты неба, имели крокодилий хвост. 
Несмотря на то, что греческое слово «сфинкс» переводится как «душитель», предполагается, что своими корнями оно восходит к египетскому шесеп анх – «живой образ», как сами египтяне называли подобные изображения.

       Одна из легенд повествует, что этот огромный хищник днем и ночью охраняет покой пирамид, и с помощью «третьего глаза» следит за обращением планет, Сириусом и восходом Солнца, питаясь космической силой. В обмен на это ему следовало приносить жертвы. Другая легенда гласит, что гигантская статуя таинственного зверя охраняет «эликсир бессмертия». Согласно легендам, основоположник эзотерических знаний Гермес Трисмегист, владел секретами изготовления «философского камня», с помощью которого металл можно было обратить в золото. Также, «философский камень» являлся основой для создания «эликсира бессмертия».  

       По мнению некоторых ученых, сложная форма Сфинкса является иероглифической аналогией четырех свойств универсальной действующей силы — Астрального Света — уплотнения, разложения, охлаждения и нагревания. Эти четыре свойства, направляемые волей человека, способны изменять все фазы Природы, производя здоровье или болезнь, жизнь или смерть, богатство или бедность, любовь или ненависть, в соответствии с заданным импульсом.

      Древняя легенда гласит: «Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга». Возможно это зашифрованный намек на тайник знаний, содержимое которого в значительной мере способно повлиять на жизнь обнаружившего его народа, а быть может и всего человечества. Есть, правда, и еще одна гипотеза, о том, что в чреве Сфинкса нет ничего кроме праха фараонов и холодного камня. Так где же искать истину? Сфинкс пока хранит молчание. 

         2. Развитие искусства.

 

       В конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты изобразительного искусства Древнего Египта: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, особенно в портретных изображениях. Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

       Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. В этом заключается неразрывная связь искусства Египта с религией.  

      Уже в период Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. При V династии пирамиды фараонов постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят формы папируса и пальмы. 
Зодчество Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром погребального храма Ментухотепов является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства.  
        Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Скованность тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия.

        Постепенно скульпторы и живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в действительности. Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, именно здесь обнаруживается попытка художника передать внутренние переживания изображаемого им человека. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между натурализмом искусства Древнего Царства и утонченной стилизацией позднейшего времени. 

 

 

       2. Скульптуры царицы Нефертити  и фараона Тутанхамона.

    

      К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.      

 Достаточно взглянуть  на лицо царицы, чтобы понять - перед нами работа несомненно гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.       

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение  сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел  передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может  быть, портрет был создан после  смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

       Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах.       

 И здесь та же  изумительная легкость в передаче  форм, объема, тот же скупой отбор  черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении  выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.      

Информация о работе Архитектура Древнего Египта