Этническое природопользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Забайкалье представляет собой своеобразный по природным условиям и историческому развитию многонациональный регион России. На этой территории сформировались различные типы этнического природопользования, происходит взаимодействие традиционных культур восточного и западного типа.

Файлы: 1 файл

Этнич природоп.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Забайкалье  представляет собой своеобразный по природным условиям и историческому  развитию многонациональный регион России. На этой территории сформировались различные типы этнического природопользования, происходит взаимодействие традиционных культур восточного и западного типа.

Усиление процессов  индустриализации и урбанизации  в XX в. неизбежно сказалось на этническом природопользовании, происходящее за последние годы реформирование и  реорганизация экономической системы  вызвало трансформацию традиционного хозяйствования. Серьезность ситуации определяется сокращением численности коренных северных народов, упадком традиционных занятий коренного населения, вследствие чего изменилась сфера деятельности данных народов, произошло снижение уровня и качества их жизни, занятости в традиционных отраслях. Поэтому возникает необходимость изучения этнического природопользования как материальной основы воспроизводства коренных народов.

В процессе своей  жизнедеятельности человеческие коллективы постоянно взаимодействуют с окружающей средой. В свою очередь, среда оказывает сильное влияние на население территории. Формирование этносов следует рассматривать как приспособление части человеческой популяции к конкретной природной среде.

Стереотип поведения  служит основой этнической традиции, которой представители этноса следуют практически автоматически. Этническая традиция включает в себя культурные и мировоззренческие устои, оригинальное мироощущение, формы хозяйства и иные черты, присущие только данному этносу. Ментальность (национальный характер) представляет собой особенность психологического склада и мировоззрения людей, входящих в этнос. Ее основу составляет совокупность идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли и пр. Мировоззрение человека формируется в процессе воспитания в этнической среде и лично приобретенного опыта. В отличие от него, мироощущение является подсознательной реакцией индивида на окружающую его реальность. Оно определяется генетически обусловленными свойствами данного человека (пассионарность, субпассионартность, гармоничность), так и влиянием среды, как природной, так и этнической.

Существует  два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).

Персистентные этносы - это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения.

Исторические  этносы формируются в результате пассионарного толчка и проходят последовательные фазы развития. Пассионарный толчок является следствием влияния  внешних, по Л.Н.Гумилеву предположительно космических сил. В результате его  в месте толчка резко возрастает количество пассионариев. Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. В акматической фазе происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Надлом связан с ломкой структуры этноса. Это - эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. В инерционной фазе исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип людей. Наступает эпоха «золотой посредственности», отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей. Фаза обскурации характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого. Люди переключаются на свои собственные проблемы. Накопленные в предыдущий период богатства растрачиваются, а этнос распадается. В мемориальной фазе остатки этноса существуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.

Концепция этногенеза объясняет многие особенности природопользования при прохождении этносом различных  фаз развития. В начальных фазах  природа приносится пассионариями  в жертву достижению более высоких социально-политических целей. В фазе надлома предпринимаются новые попытки насилия над природой. В инерционной фазе преобразование ландшафта практически прекращается, а в фазе обскурации основная энергия затрачивается на поддержание произведенной ранее трансформации. Соответственно, формируется и общественное сознание в области природопользования - от полного игнорирования экологических проблем, до придания им решающего значения.

Второй слой этноэкологических проблем связан с этническими контактами. Л.Н.Гумилев выделил три типа контактов - симбиоз, ксения и химера. В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Симбиоз - форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера - форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение. Этнические контакты неизбежны. Однако при их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количество ошибок, порождающих этнополитические проблемы. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать как геноцид.

Попадая в новый  регион, представители прогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство  в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к новой среде. Негативные этнические контакты в сфере природопользования могут создать не только существенные политические трудности, недопонимание и неэффективность хозяйствования, но и привести к расколу этнического поля. Таким образом, государственное (и региональное) управление природопользованием в многонациональной стране (регионе) обязано учитывать этнический опыт и стараться не разрушать его, а использовать с максимальной отдачей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Традиционное и этническое природопользование.

Традиционное  природопользование исторически сложилось при ведении домашнего хозяйства, зависимого от  природно- ресурсного потенциала территории. Оно основано на использовании возобновляемых природных ресурсов в контексте традиционной культуры и обеспечивает их устойчивое воспроизводство. Говоря о традиционном и этническом природопользовании, чаще всего сосредоточиваются на малочисленных народых, находящихся на грани исчезновения.

 

Забайкалье  является регионом, который издавна  был своеобразной контактной зоной, где в течение многих веков взаимодействовали различные племена и народы, в том числе исчезнувшие позднее.

Л.Н. Гумилев (1988) считал, что вопрос об этнических контактах  всегда актуален, так как этническая монолитность встречается редко. Например, в состав бурят наряду с монгольскими племенами вошли племена немонгольского происхождения - эвенки (тунгусы), тюрки, обитавшие на территории современного расселения бурят с глубокой древности (Вяткина, 1969). Причем, географическая среда (природное окружение) является непременным условием возникновения и функционирования этноса, так как она определяет характер хозяйственной деятельности народа, содержание и формы материальной и духовной культуры, отражается в этническом самосознании народа (Бромлей, 1983).

Специфика хозяйства  имеет связь с расселением - буряты - типичные животноводы - расселялись преимущественно на открытых степных пространствах, эвенки - охотники и оленеводы - в горной тайге и тундре. Русские принесли в Сибирь новые формы хозяйства и быта и приспособили их к местным природно-климатическим условиям, с преимущественным развитием земледелия. Сельское хозяйство, созданное русскими переселенцами в Сибири имело определяющее значение для развития местных производительных сил и хозяйств аборигенного населения. Но, русские также переняли у коренного населения наиболее рациональные приемы ведения наиболее развитых у них отраслей - скотоводства и охоты.

Тип хозяйства  у коренных народов Забайкалья значительно  изменяется в XVIII и начале XIX вв., когда  особенно сказалось влияние русского народа и русской государственности. Основная линия развития хозяйства бурят в этот период - превращение его из скотоводческого в животноводческо-земледельческое, при этом переход к развитию земледелия у бурят первоначально объяснялся влиянием русской деревни. В дальнейшем на развитие земледелия оказало влияние и то, что оно становилось товарной отраслью хозяйства в связи с развитием в Сибири городов и горной промышленности. Развитие промышленности оказало влияние на бурятские хозяйства и стимулировало продажу значительной части сельскохозяйственной продукции (продукции скотоводства), а появление на рынке промышленных изделий, способствовало возникновению спроса на них в бурятских улусах. В XX в. бурное развитие промышленности в еще большей степени способствовало подрыву натуральности бурятских, русских и эвенкийских хозяйств, уходу части населения к занятости в несельскохозяйственных отраслях. Характерные признаки, по которым проводится сравнение, сведены в таблицу 22.

Начало распространения  земледелия у многих групп бурят Залкинд (1970) датирует предположительно 30 и годами XVIII в., хотя скотоводство являлось главным занятием бурят и товарные потребности их хозяйства удовлетворялись за счет реализации продуктов скотоводства, а у хоринских, и особенно агинских бурят продолжало оставаться ведущей отраслью хозяйства еще в XIX веке. По сообщению хоринского летописца В. Юмсунова, в ХУШ-Х1Х вв. буряты «наставляемые русскими» начали сеять рожь, пшеницу, овес, ячмень (Болонев, 1985). В 40 х годах XIX в. в Агинском ведомстве уже запахивалось под ярицу от 1900 до 2000 десятин (Бураева, 1999).

Одним из наиболее крупных изменений в скотоводческом хозяйстве бурят, произошедших под  влиянием русского населения, было развитие сенокошения. Причем бурятами была создана  более эффективная и совершенная «утужная» система сенокошения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Природопользование  эвенков, бурят.

До начала колонизации   в Предбайкалье и Забайкалье жили в основном эвенки, буряты, якуты. Уже в то время намечалась определенная «привязанность» этносов к различным природным ландшафтам: буряты предпочитали степи и лесостепи, якуты и эвенки-таежные пространства.. Эти ландшафты были не только вмещающими, но и кормящими.

Новые поселенцы (русские, украинцы и др.) обустраивались на постоянное жительство в южной половине Восточного Забайкалья.

Главной особенностью хозяйства коренного населения  являлась непосредственная связь с природой и ее биологическими ресурсами.

Со временем часть коренного населения стала использовать и земельные ресурсы. Поэтому сейчас можно говорить о существовании двух форм природопользования: этнического (биологического ) и традиционного   (биологического и земельного)

Для каждого  этноса характерна определенная специализация традиционного хозяйства в соответствии с экономическими возможностями вмещающего и кормящего ландшафта. Горно-таежная зона - оленеводства и охотничьего промысла, степная зона-зона скотоводства (животноводства), лесостепная и степная – земледельческо-животноводческая.

Коренное население  Забайкалья умело хорошо приспосабливаться  к условиям кормящего и вмещающего ландшафтов. Они регулировали степень  использования их  (определяли размер изъятия копытных, пушных животных или рыбных запасов), унаваживали пастбища и покосы, намораживали искусственные наледи на покосах (буряты), применяли орошение (семейские).

Технология  ведения этнических хозяйств (традиционное природопользование) в основном сохраняется  до настоящего времени, несмотря на большое влияние других национальностей.

Эвенки.

Численность эвенков  в Забайкалье составляла на 1 января 1991 г. 1075 человек. Основными видами традиционного  природопользования у них являются оленеводство и промыслы (охотничий  и др.), которые с древних времен неразрывно связаны между собой.

Оленеводство. В 1975 г. площадь оленепастбищ северных районов Восточного Забайкалья составляла 11,3млн. га , по этим показателям среди  соседних районов уступали лишь Хабаровскому краю. К 1983 г. площадь оленепастбищ по разным причинам сократилась до 6,8 млн га . Это отразилось на численности поголовья северных оленей, однако главной причиной его сокращения в последние двадцать лет является утрата значимости оленеводства как основного источника жизнеобеспечения эвенков.

Охота. Являясь древнейшим видом деятельности человека, охота по-прежнему приносит значительные доходы, главным образом за счет реализации пушнины, хотя ведется также заготовка мяса копытных и боровой дичи. Основные виды промысловых пушных зверей – соболь, горностай, белка, заяц-беляк, ондатра и колонок.. По сравнению с прошлыми годами перечень добываемых видов пушных зверей сократился, изменился и его состав: исчезли из перечня рысь, волк, росомаха, выдра, лисица, главными промысловыми видами стали соболь и горностай. Предпочтение все больше отдается охоте, а оленеводство характеризуется существенным и устойчивым спадом.

Буряты.

 Вся этническая  территория бурят представляет  собой пеструю картину перемежающихся  лесов и степей, иногда переходящих  в массивы или лесов, или степей. У бурят в процессе хозяйственной деятельности сложился традиционный тип хозяйства, который выражался в преобладающем развитии экстенсивного скотоводства, носившем пастбищный, кочевой и полукочевой характер с круглогодичным выпасом, существенным дополнением были охота, отчасти рыболовство и собирательство (ягод, лекарственных трав, кореньев).

Буряты, постоянно передвигаясь со скотом, совершали сезонные (осенние, зимние, весенние и летние) кочевки по заранее определенным еще предками маршрутам. Но со временем, в связи с ограниченностью пастбищ, все чаще стали практиковаться только летние и зимние кочевки в места, где были удобные для выпаса скота пастбища и богатые охотничьи угодья.

Наличие лесных угодий позволяло заниматься охотой, но в силу быстрой исчерпаемости охотничьих запасов она была менее выгодна, чем животноводство, которое давало постоянный доход. Это является одной из причин второстепенного значения охоты в традиционном природопользовании бурят.

В таежной и  лесостепной зонах ограниченность сельскохозяйственных угодий и наличие полноводных рек привело к появлению утужной системы, а горный характер водных потоков способствовал уменьшению затрат на ее развитие. Утуги- сенокосные места, которые расчищались, удобрялись, огораживались и орошались посредством канав, проведенных от родников, речек и рек. Наряду с орошением урожайности трав, утужная система гарантировала получение кормов для кота и способствовала осушению заболоченных мест, а в случае наводнений уменьшала неблагоприятные последствия этого явления.

Кроме утугов в XIX в. существовали телятники - огороженные  участки неплодородной земли, которую  предварительно очищали от камней, удобряли, а иногда и орошали. Для  телятников также использовались участки  леса, очищенные от кустарника. Простые покосы огораживались поскотинами.

В связи с  развитием утужной системы, телятников и постройкой валовых поскотин наметился  процесс перехода от экстенсивной к  интенсивной форме ведения сельского  хозяйства бурят. Таким образом, ограниченность сельскохозяйственных земель способствовала интенсификации землепользования. Следует отметить, что кочевое или полукочевое скотоводческое хозяйство у бурят издавна вели индивидуальные семьи, а пастбища обычно находились во владении рода.

Информация о работе Этническое природопользование