Экономические основы природоохранной деятельности. Плата за загрязнение окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 18:36, реферат

Описание работы

Охрана природы - самостоятельная комплексная отрасль, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или отдельными ее компонентами. Это более чем абстрактное определение, тем не менее, имеет юридическое значение. Оно указывает на место охраны природы в системе права в целом (отрасль), принадлежность данной отрасли к более сложным и поздним правовым образованиям (комплексная), соотношение с иными отраслями права (самостоятельная), а также на объект правового регулирования. Важнейшим понятием природоохранной деятельности является экологическое право. Экологическое право как совокупность правовых норм предназначено для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 18.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Экономические основы природоохранной                           деятельности.

          Плата за загрязнение окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия природоохранной  деятельности

Охрана природы - самостоятельная комплексная отрасль, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или отдельными ее компонентами. Это более чем абстрактное определение, тем не менее, имеет юридическое значение. Оно указывает на место охраны природы в системе права в целом (отрасль), принадлежность данной отрасли к более сложным и поздним правовым образованиям (комплексная), соотношение с иными отраслями права (самостоятельная), а также на объект правового регулирования. Важнейшим понятием природоохранной деятельности является экологическое право. Экологическое право как совокупность правовых норм предназначено для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.

Главной целью природоохранной деятельности является сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека. Конкретизирующими ее задачами считают: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление уничтоженных, поврежденных, потребленных элементов (объектов), обеспечение экологической безопасности населения и территорий, поддержание экологического правопорядка, предотвращение экологических катастроф и др.

Важной особенностью объектов эколого-правового регулирования является то, что большинство из них относится к живой материи, часть - к неживой., часть - к энергии. Вдобавок это объекты естественного или искусственного происхождения, находящиеся на разных этапах существования, с различной долей вложенного человеческим трудом преобразования, трансформации. Часть из них представляет собой деятельность, иногда проявляющуюся вовне в виде фактических действий, иногда - в виде юридически значимых фактов; часть - продукты человеческой деятельности или исходные материалы. Объекты эколого-правового регулирования имеют разную форму выражения, например, экологическая информация собирается и распространяется в письменной, устной, электронной формах, за ее сокрытие установлена уголовная ответственность (ст. 237 УК РФ, ст. 8.5 КоАП РФ).

В число объектов охраны входит и сам человек, его права, его жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, используя для этого средства разных отраслей, вплоть до уголовного закона.

Чрезвычайно обширен набор терминов, используемых для обозначения объектов правового регулирования. Так, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделял три группы объектов правовой охраны: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в основном сохраняет сложившийся подход. Анализ структуры и содержания экологического и природоресурсовых отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений, позволяет выделить наряду с окружающей средой: землю, недра, леса, животный мир, воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морскую среду, особо охраняемые природные территории и объекты, растительный мир вне лесов. Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, т.е. совокупностью физического бытия какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками. Важно, что эта группа объектов не характеризуется индивидуально-определенными признаками. Следует различать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Экологическая безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере их взаимодействия с окружающей средой.

Экологический конфликт - распространенная разновидность социальных конфликтов, возникающих в сфере взаимодействия общества и природы, заключающихся в противодействии участвующих сторон достижению целей.

Экологический кризис - состояние окружающей среды в пределах региона, государства, группы государств, Земли, характеризующееся наличием острых проявлений или устойчивых негативных тенденций изменения природных ресурсов и объектов, приводящих (могущих привести) к необратимым последствиям.

Экологический правопорядок - вид правового порядка, определившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бережного использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением, которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России.

Правовой механизм природоохранной деятельности- процесс формирования и использования правовых велений (запретов, дозволений) для регулирования экологически значимого поведения граждан в целях развития и совершенствования общественных отношений, обеспечения законных интересов общества и личности, осуществляемый государством и уполномоченными им структурами на определенной организационной основе, с учетом исторических условий данного этапа функционирования общества и состояния окружающей среды.

В российском законодательстве и доктрине содержатся и другие понятия. В частности, экологически опасные вещества, экологически опасные отходы выступают предметом правового регулирования как объекты лицензирования, декларирования; применительно к ним устанавливаются особые меры охраны; они могут быть средством совершения преступления и т.п.

Любой из приведенных терминов может быть «разделен» и нередко в законодательных и иных нормативно-правовых актах, в актах толкования норм права или в доктрине «разукрупняется», образуя иногда довольно сложную систему.

 

2 Плата за загрязнение  окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды установлена законом № 7 ФЗ от 10.02.2003г. «Об охране окружающей природной среды» и отчисляется в виде 10% платы в доход федерального бюджета и отчисления в государственные экологические фонды.

Плата за загрязнение окружающей среды установлена законом № 7 ФЗ от 10.02.2003г. «Об охране окружающей природной среды» и отчисляется в виде 10% платы в доход федерального бюджета и отчисления в государственные экологические фонды.

Плательщик имеет право осуществлять перечисления причитающего платежа за загрязнение окружающей среды, как отдельными платежными поручениями, так и платежным поручением в котором суммируются все однотипные платежи (нормативные и сверхнормативные)

 

 

форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природнойсреде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами,осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные сприродопользованием (в дальнейшем - природопользователи).

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядкомопределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещениеотходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерствомохраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователиопределяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды Россиивеличину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой ипредставляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего годанеобходимые сведения.

Общая величина платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельнодопустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы,сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределахустановленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросызагрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельнодопустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции(работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли,остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охранеокружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы(сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в доходфедерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственногоуправления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы зазагрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально.Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические основы природоохранной деятельности. Плата за загрязнение окружающей среды