Экология, охрана природы и рациональное природопользование, содержание, предмет и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 11:13, реферат

Описание работы

1.Экология. Содержание, предмет и задача экологии.
3. Охрана природы. Цели и задачи охраны окружающей среды
3.Рациональное природопользование

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                               РЕФЕРАТ

На тему: «Экология, охрана природы и рациональное природопользование, содержание, предмет и                         задачи.»

                Студентки группы ОПд -021

                 зачетная книжка №210231

адрес: Алтайский край г. Новоалтайск ул. Октябрьская

                                   25 кв 60

                 Лыско Кристины Александровны

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

1.Экология. Содержание, предмет и задача экологии.

3. Охрана природы. Цели и задачи охраны окружающей среды

3.Рациональное природопользование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

План работы……………………………………………………………………………………………………..2

Содержание………………………………………………………………………………………………….....3

Введение………………………………………………………………………………………………………… 4

Экология.………………………………………………………………………………………………………….5

Предмет и задача экологии…………………………………………………………………………….7

Охрана природы………………………………………………………………………………………………8

Основные аспекты охраны окружающей среды……………………………………………9

Цели и задачи охраны окружающей среды………………………………………………….11

Принципы охраны окружающей среды…………………………………………………………12

Рациональное природопользование……………………………………………………………..14

Цели природопользования как науки…………………………………………………………….15

Правила рационального природопользования……………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изобилие полезных ископаемых, древесины, пресной воды, ряда других природных ресурсов в России, несомненно, способствовало излишней, по сравнению со многими развитыми в экономическом отношении странами, топливо-, энерго–материалоемкой ее экономики, снижало производительность труда, повышая трудозатраты на производство готовой продукции, И тормозило процесс диверсификации всей отраслевой структуры хозяйства. Изобилие природных ресурсов наряду с целым рядом других причин в частности, развитием отраслей военно-промышленного комплекса, привело к исключительно высокому удельному весу в промышленности России производств по добыче и первичной переработки природных ресурсов. Подобные производства дают наибольшую дополнительную нагрузку на природную среду, вызывая процессы дестабилизации экосистем. Не случайно многие развитые в экономическом отношении страны стараются перебазировать целый ряд топливо -, энерго- и сырьевых производств за пределы своей территории в развивающиеся страны.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования. Экономическая составляющая природопользования состоит в постоянном обеспечении затрат на освоение новых технологий очистки окружающей природной среды, обеспечении издержек государственных и иных предприятий в процессе освоения систем вторичной переработки сырья и производственных отходов, организации новых рабочих мест в области экологии и охраны природной среды.

Экологический аспект заключается в разработке различных экологических программ, программ благополучного развития депрессивных регионов, отсталых регионов, с неблагоприятной экологической обстановкой и постоянно сокращающимся количеством жителей; реализации некоторых программ оказания бесплатной медицинской помощи социально незащищенным слоям населения, модернизацию «экологически грязных» производств.

Культурно-оздоровительная направленность содержания природопользования состоит в организации путевок, направлений детей и взрослых в различные здравницы, лагеря летнего отдыха, курорты, пансионаты, диспансеры. Также сюда входит перевод неблагополучных зон в такие, в которых могут проживать люди (например, зона Чернобыльской аварии) и т.д.

Экология.

Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Первичные знания такого рода осмыслялись и находили отражение во многих, ставших классическими, произведениях Гиппократа, Аристотеля, других ученых философов древности.

Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель в 1886 году.

Слово "экология" образовано из двух греческих слов: "oicos", что означает дом, жилище, и "logos" - наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании.

Экология -это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Часто встречается перевод термина «экология» как учения о доме, жилище.Это не точно. Древние греки понимали этот термин значительно шире. Экосом они называли любое место пребывания человека: и хороший пляж, где люди собирались для купания, и горное пастбище, где пастухи пасли овец.

В середине XX в. экологию стали понимать как науку об экосистемах и биосфере. Начало такому пониманию положили работы В. И. Вернадского, В. В. Докучаева, Ю. П. Одума, А. Дж. Тенсли, Н. В. Тимофеева-Ресовского и других известных ученых. В результате стало ясно, что современная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения мириадов живых существ. Почвенная, водная, наземная, воздушная среда жизни есть результат постоянного взаимодействия и взаимопроникновения живого и неживого веществ. Ни один вид живых организмов не может существовать среди себе подобных. Жизнь возможна только в сообществах (биоценозах) и в строго определенной совокупности условий, характеризующей место их обитания (биотоп). Единство биотопа и биоценоза — основная концепция современной экологии, концепция экосистемы.

Экосистемы и биосфера в целом являются высшим уровнем организации живого на планете Земля. Они, как и любая живая система, способны к саморегуляции, т. е. к самосохранению, поддержанию своего видового состава и воспроизведению связей между отдельными видами. Такое представление об устойчивости экосистем, их гомеостазе или, иначе, об эко-логическом равновесии — одно из основополагающих понятийсовременной экологии.

Биосфера и отдельные экосистемы могут переносить значительные антропогенные (от греч. antropos — человек и genesis— происхождение) нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы, которые называют емкостью экосистем.

Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера. Учение о биосфере - это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя целый ряд научных направлений естественнонаучного и общественного профиля.

 

 

Предмет и задачи экологии

Основным содержанием общей экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные. Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Предметом исследования экологии являются не единичные особи, а группы особей - популяции, сообщества, экосистемы, т. е. биологические макросистемы, их динамика во времени и пространстве. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.

Экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследования. Основными методами выступают: наблюдение, сравнительный анализ, эксперименты (лабораторные и полевые), а также мониторинг. Наблюдение и сравнительный анализ являются традиционными методами науки, на основе которых экологи получают первичную информацию, описываемую и подвергаемую анализу. Становясь при этом вторичной, информация используется для дальнейших теоретических построений.

Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т. е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов. На основе полевых исследований, наблюдения и сравнительного анализа происходит описание изучаемых макросистем. В этом описании участвуют вместе с экологами разные специалисты: ботаники, зоологи, микробиологи, почвоведы, химики, гидрологи и другие. Исследуя и описывая массу количественных и качественных данных, они используют при этом методы физиологии, анатомии, биохимии, систематики и других наук. Например, при изучении растительных сообществ производится подробное качественное и количественное их описание. Описываются систематика всех групп растений, их жизненность, ярусность, мозаичность, фенология (периодичность в развитии), обилие, биомасса, продукция, а также характеристика места обитания (рельеф, склон, почва) и многое другое. При экологических исследованиях животных изучаются их питание, размножение, поведение, размещение популяций и закономерности миграций, абиотические условия среды (химия, температура, влажность, степень освещенности) и биотические связи в сообществе. Для изучения животных используют способы мечения (кольцевание птиц, прикрепление к телу радиопередатчиков, закрепление на теле млекопитающих меток, окраска, введение в организм меченых атомов и т.д.).

Охрана природы

Охрана природы — комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы. Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд. т минералов (25 т на человека). Из них более 90% идет в отбросы. Количество кислорода, потребляемого отдельными странами, уже превышает выработку его растениями этих стран. Дождевой тропический лес (главные «легкие» Земли) уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Главные причины этого — разрушение среды обитания, чрезмерная добыча, подавление местных видов животными, переселенными человеком из других географических районов, и отравление окружающей природной среды химическими веществами. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, не перестает стремиться к выгоде сегодняшнего дня. Это влечет за собой оскудение земных богатств и подрывает основу жизни. Конфликт человека с природой возник не вдруг. Он нарастал постепенно. Еще наши предки заметили, что при чрезмерном увеличении поголовья домашнего скота на ограниченной территории тучные пастбища превращаются в пустыни. Бездумная охота, выжигание лесов, истребление рыбы в водоемах нередко оставляли людей без необходимых для жизни средств. Поэтому даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Появлялись запреты на лов зверей, потраву пастбищ, вырубку леса. Стали выделять заповедные земли, охранять и размножать ценных зверей и птиц. То были первые слабые попытки соразмерить использование природных ресурсов с их охраной и восстановлением. Однако равновесие не было достигнуто. И природа, а вместе с ней человечество, как неотъемлемая ее часть, несли все больший ущерб. К началу XX в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры. Первый Международный съезд по охране природы состоялся в 1913 г. Но проблема оскудения Земли продолжала обостряться. Во второй половине нашего столетия она стала в один ряд с другими, тесно взаимосвязанными глобальными проблемами: спасение мира от ядерной катастрофы, охрана окружающей среды, увеличение количества людей на Земле (демографический взрыв), борьба с голодом, преодоление энергетического кризиса. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого человека на Земле, зависит от его разума, активности и доброй воли. Оно требует усилий всех государств и народов. Только глубокое знание законов природы, правильное применение их на практике, всеобщее естественнонаучное просвещение и воспитание дадут человечеству возможность преодолеть то бедствие, которое называют сейчас экологическим кризисом, т. е. последовательное оскудение природы, грозящее гибелью многим видам растений и животных, а в конечном счете подрывающее базу существования человечества. Опыт ряда стран, и в первую очередь социалистических, международное сотрудничество уже показали, что при научно обоснованной организации охраны природных богатств и рациональном их использовании можно преодолеть многие экологические трудности.

Основные аспекты охраны окружающей среды.

Можно выделить следующие основные аспекты охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого-экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.

Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.

Правовой аспект. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Установлением такой системы мер закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и как результат - возникновение совокупности природоохранных правоотношений.

Эколого-экономический аспект - важнейший мотив охраны окружающей природной среды как в прошлом, так и в настоящее время. Необходимо помнить, что в системе «экономика - среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой. Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.

Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

В то же время резкие изменения природы в зонах крупных городов, загрязнение воды, воздуха и почвы отходами и выбросами промышленных предприятий, химических и радиоактивных источников создают опасность для здоровья, и даже наследственности значительной части населения. Отсюда осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Разработка новых технологических процессов, на основе которых создается безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов.

Воспитательный аспект. Трудно переоценить воспитательное значение природы. Общение с природой делает человека мягче, добрее, будит в нем все лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера. Поэтому воспитательный мотив охраны окружающей природной среды имеет весьма большое значение.

Информация о работе Экология, охрана природы и рациональное природопользование, содержание, предмет и задачи