Экология и создание ЕЭП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ предпринятых странами-участницами ЕЭП мер по предотвращению экологической катастрофы уникальных природных объектов, расположенных на совместной территории этих государств, - Каспийского моря и реки Урал – исходя из их современного экологического состояния; определение возможных путей решения данных экологических проблем в рамках Единого экономического пространства.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть процесс формирования Единого экономического пространства и определить, что сделано для начала его полноценного функционирования на данный момент времени;

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Экология и создание ЕЭП.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)


содержание

 

введение

1 января 2012 года стартует  важнейший интеграционный проект  – Единое экономическое пространство  России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения,  исторической вехой не только для трёх стран-участниц, но и для всех государств на постсоветском пространстве.

Путь к этому рубежу был непростым и порой извилистым. Он начался двадцать лет назад, когда после крушения Советского Союза было создано Содружество Независимых Государств. Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам. Более того, именно опыт СНГ позволил запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.

В свою очередь, экологическая ситуация, наблюдаемая в данный момент на территории стран-участниц Единого экономического пространства, оценивается ведущими экологами как очень сложная, а в некоторых моментах – даже критическая. Поэтому можно сделать вывод, что экологическое состояние государств ЕЭП в целом неудовлетворительное. Интенсивно загрязняются вода и воздух, редеют ряды представителей флоры и фауны, растет уровень заболеваемости и смертности, сокращается количество прожитых человеком лет, падает уровень рождаемости. В то же время наблюдается почти катастрофическая экологическая ситуация на таких уникальных природных объектах, расположенных на совместной территории России и Казахстана, как Каспийское море и река Урал. Создание же ЕЭП позволит ускорить рассмотрение и реализацию, а также увеличить эффективность комплекса совместных мер, направленных на предотвращение надвигающейся экологической катастрофы, восстановление и сохранение физико-географических характеристик и биоразнообразия этих природных комплексов. В этом и заключается актуальность темы реферата.

Целью данной работы является анализ предпринятых странами-участницами  ЕЭП мер по предотвращению экологической  катастрофы уникальных природных объектов, расположенных на совместной территории этих государств, - Каспийского моря и реки Урал – исходя из их современного экологического состояния; определение возможных путей решения данных экологических проблем в рамках Единого экономического пространства.

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

  • рассмотреть процесс формирования Единого экономического пространства и определить, что сделано для начала его полноценного функционирования на данный момент времени;
  • проанализировать экологическую ситуацию в странах-участницах ЕЭП – Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь;
  • рассмотреть физико-географические характеристики Каспия и Урала и проанализировать их современное экологическое состояние;
  • проанализировать предпринятые странами-участницами ЕЭП меры по предотвращению экологического бедствия Каспия и Урала и определить возможные пути решения этих экологических проблем.

 

1. единое экономическое пространство и экологическое состояние стран-участниц данного интеграционного объединения

    1.  Единое экономическое пространство – проект экономической интеграции трех государств СНГ (России, Казахстана, Белоруссии)

 

Единое экономическое пространство – это экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики1.

Президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении  сформировать Единое экономическое  пространство 23 февраля 2003 года.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Белоруссии, Украины и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку Комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров. В Ялте была также утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права2.

15 января 2004 года Правительство РФ одобрило Соглашение о формировании ЕЭП. 16 февраля 2004 года Президент РФ внес данный документ на ратификацию в Госдуму. 20 апреля 2004 года Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой РФ. В апреле 2004 года Соглашение было ратифицировано парламентами Белоруссии и Казахстана. На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

В экспертном сообществе создание ЕЭП  встретило неоднозначную реакцию. Украинские эксперты ряда аналитических центров постулировали тезис о невыгодности участия Украины в ЕЭП, так как данный шаг противоречит Конституции Украины и стратегическому курсу страны на интеграцию в евроатлантические структуры. Таким образом, Украина отказалась от участия в  ЕЭП.

В июне 2006 года было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

9 декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: "Мы констатируем создание единого экономического пространства", - подчеркнул А.Лукашенко3.

19 декабря 2009 года решением межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации4.

В соответствии с Планом, утверждённым 19.12.2009, документы, подписанные 9.12.2010, вступят в силу с 1 января 2012 года, что будет означать начало полноценного функционирования Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России5.

В Соглашении о формировании Единого  экономического пространства, заключенного 19.09.2003, содержится дефиниция, в которой  определяется понятие и сущность Единого экономического пространства. Под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Ввиду множественности различий в  уровнях экономического и социального  развития, а также в степени  единообразия действующего в государствах национального законодательства, формирование Единого экономического пространства происходит в соответствии с заявленными принципами разноуровневой и разноскоростной интеграции, что означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно будет принимать участие, а также объем такого участия (ст. 5 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19.09.2003).

В целях формирования Единого экономического пространства определены важнейшие  области экономики, которые должны основываться на единых согласованных принципах и предоставлять равные условия для частных экономических операторов. Безусловно, для создания единых условий для обеспечения функционирования общего рынка товаров, услуг и факторов производства необходимо устранить межгосударственные барьеры во взаимной торговле, при этом обеспечить: функционирование единых норм и правил в области технического регулирования (разработка единых принципов и правил применения технических регламентов и стандартов); недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей; создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и переход к расчетам в национальных валютах; создание общего рынка труда со свободным перемещением граждан государств-участников ЕЭП.

Основа перехода государств к Единому  экономическому пространству условно  заложена в едином перечне международных  соглашений, устанавливающих основные единые принципы и нормы регулирования  интегрируемых сфер экономической жизни. Данный перечень соглашений разделен на два пакета, в каждом из которых содержится определенное количество соглашений, позволяющее осуществить первичную унификацию некоторых областей экономики государств. Также установлены сроки вступления в силу соглашений, содержащихся в указанных пакетах6.

Соглашения, входящие в первый пакет, должны быть ратифицированы и введены  в действие с 1 июля 2011 г. Соглашения, входящие во второй пакет, должны быть введены в действие с 1 января 2012 г. Следует отметить, что Республика Беларусь 28 декабря 2010 г. ратифицировала весь пакет документов по ЕЭП. Республика Казахстан и Российская Федерация завершают выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для  ратификации подписанных соглашений в установленные сроки.

Так, в первый пакет вошло 12 соглашений, регулирующих правоотношения, складывающиеся в следующих областях.

  1. Сфера экономической политики.
    • Макроэкономика.
    • Естественные монополии.
    • Конкуренция. Госзакупки. Субсидии.
    • Свобода движения услуг и инвестиций. Связь. Финансы.
  1. Свобода движения капитала. Валютная политика.
  1. Свобода передвижения рабочей силы.
  2. Техническое регулирование.

Во второй пакет вошло 5 соглашений, которые заключены в целях  обеспечения интеграции в следующих  сферах.

  1. Защита интеллектуальной собственности.
  2. Транспорт.
  3. Энергетика.

При этом необходимо отметить, что  соглашения, касающиеся сферы экономической  политики, могут предусматривать  поэтапное введение в действие их отдельных положений. В целях  обеспечения надлежащего и эффективного выполнения подписанных соглашений был разработан План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 15 марта 2011 г. № 77. В свою очередь, для выполнения Плана мероприятий подготовлен Календарный план по разработке документов в целях реализации Соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г.

План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, включает в себя 111 позиций, из которых 75 позиций предстоит выполнить правительствам сторон и их уполномоченным органам. 36 позиций по 8 соглашениям отнесено к компетенции Комиссии Таможенного союза. План охватывает временной интервал с 2011 по 2020 г., что свидетельствует о постепенной реализации и введении в действие документов, более детально регламентирующих положения основных соглашений. Календарный план по разработке документов в целях реализации соглашений, формирующих ЕЭП, предусматривает разработку 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, порядков, методик, критериев, схем, планов мероприятий). Указанные документы должны быть разработаны и приняты в период с 2011 по 2015 г7.

1.2. Экологическая ситуация в Российской Федерации

 

Экологическая ситуация в России очень сложная, а в ряде районов – критическая. Производство, транспорт, коммунальное хозяйство в большинстве районов России неэкологичны. В 1989 г. в Институте географии была составлена экологическая карта СССР, в которой территория страны по степени экологической напряженности разделена на три зоны.

1. Катастрофическая  экологическая ситуация – Кыштымская  зона (район города Кыштыма, Челябинская  обл.), где находится крупнейшее  скопление радионуклидов.

Информация о работе Экология и создание ЕЭП