Экология и экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Экология и экономика природопользования — это межотраслевая эколого-экономическая наука, исследующая законы природы и социально-экономические проблемы использования человечеством природных благ и регулирования отношений природы и общества.
Проблема взаимоотношений человека и природы имеет многовековую историю, но вся ее сложность, многогранность и значимость в полной мере проявились лишь в последние десятилетия. В связи с этим изучение экологии и экономики природопользования является чрезвычайно важным.
Обеспечение безопасности в любой сфере деятельности общества и государства невозможно без перехода на путь устойчивого развития, ибо в старой модели развитие оказывается неустойчивым, чреватым авариями и катастрофами. Особенно это относится к экологической безопасности, обеспечение которой стало одной из задач (функций) Республики Беларусь. Приоритетность экологической безопасности для выживания белорусского общества и цивилизации в целом достаточно очевидна по сравнению с иными видами безопасности, так как это связано с природными основами жизни на Земле.

Содержание работы

Введение.

Экологическая безопасность и ее обеспечение в Республике Беларусь.

Парниковый эффект (причины, последствия, пути решения проблемы).

Заключение.

Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

K.r._eco.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Еще в 1827 г. французский  физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера Земли выполняет  функцию своего рода стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не давая ему при этом испариться обратно в космос. Исследования последних лет подтвердили, что парниковые газы временно удерживают тепло в нашей атмосфере, благодаря чему создается так называемый парниковый эффект.

Парниковый эффект:

1 — нагревание земной  поверхности; 2 — отражение теплового излучения Земли вследствие загрязнения атмосферы

Следует, однако, признать, что данный термин не совсем правилен. Стекло парника действительно пропускает солнечный свет и задерживает  инфракрасное излучение, но процесс  этот происходит только благодаря рассеиванию тепла посредством конвекции. Однако термин «парниковый эффект» понятен каждому, и он прижился в научной терминологии.

«Одна из основных экологических проблем связана с тем, что в результате техногенной деятельности человека некоторые парниковые газы увеличивают долю своего участия в общем балансе атмосферы. Это касается прежде всего углекислого газа, содержание которого из десятилетия в десятилетие неуклонно растет. Углекислый газ создает 50 % парникового эффекта, на долю ХФУ приходится 15—20 % и на долю метана — 18 %»               [5, с. 139].

В глобальном масштабе содержащийся в воздухе углекислый газ играет ту же роль, что и стекло. Световая энергия проникает сквозь атмосферу, поглощается поверхностью Земли, преобразуется  в ее тепловую энергию и выделяется в виде инфракрасного излучения. Однако углекислый газ и некоторые другие газы, в отличие от иных природных элементов атмосферы, его поглощают. При этом он нагревается и, в свою очередь, нагревает атмосферу в целом. Значит, чем больше в ней углекислого газа, тем больше инфракрасных лучей будет поглощено и тем теплее она станет.

«В связи с сжиганием  человеком все большего количества ископаемого топлива: нефти, газа, угля и др. (ежегодно более 9 млрд т условного  топлива) — концентрация СО2 в атмосфере постоянно увеличивается. За счет выбросов в атмосферу при промышленном производстве и в быту растет содержание фреонов (хлорфторуглеродов). На 1—1,5% в год увеличивается содержание метана (выбросы из подземных горных выработок, сжигание биомассы, выделения крупным рогатым скотом и др.). В меньшей степени растет содержание в атмосфере и оксида азота (на 0,3% ежегодно)» [2, с. 298].

При нынешних темпах использования  угля и нефти в ближайшие 50 лет  прогнозируется повышение среднегодовой  температуры на планете в пределах от 1,5 °С (близ экватора) до 5 °С (в высоких широтах).

За 100 лет температура  в Северном полушарии выросла  больше, чем за предыдущую тысячу лет. В крупных городах стало на 1,5 °С теплее, если не исключать «городской»  эффект — даже на 3 °С. Мороз стал редкостью, весна приходит раньше.

Повышение температуры  в результате парникового эффекта  грозит небывалым экологическим, экономическим  и социальным взрывом. Уровень воды в океанах может подняться  на 1—2 м за счет морской воды и таяния полярных льдов. Примерно 1/3 территории Бангладеш и 1/4 территории Египта могут быть поглощены морем. Это станет началом трагедии для 46 млн людей. Повышение температуры вызовет понижение влажности почвы во многих регионах Земли. Засухи и тайфуны станут привычным явлением.

В самом уязвимом положении  находятся Африка и Азия, переживающие демографический бум.

Из-за потепления придет в упадок сельское хозяйство, снизятся урожаи, начнется засуха, рост заболеваний. Австралия будет томиться от жажды. Восточное побережье США попадет в зону разрушительных штормов, которые повлекут за собой эрозию прибрежной полосы. Пустыни разрастутся, бури и наводнения станут чаще.

Ледовый покров Арктики  сократится на 15 %. Лед на Антарктическом побережье отступит на 7—9 градусов. Подъем уровня Мирового океана вызовет колоссальные затопления и необходимость переселения до 1 млрд человек.

«О том, что это не просто слова, говорит следующий факт. В июле 2002 г. с маленького островного государства Тувалу (26 км2, 11 тыс. человек) в Тихом океане раздался призыв о помощи. Тувалу медленно, но верно уходит под воду — самая высокая точка в государстве возвышается над уровнем океана всего на 5 м» [4, с. 322].

Еще в XIX в. в Голландии  катались на коньках, Темза зимой  была полностью скована льдом. А уже к 1940 г. в Гренландском море количество льдов по сравнению с началом XX в. сократилось вдвое, а в Баренцевом — почти на треть.

Группа шведских климатологов и океанологов проанализировали спутниковые данные за период с 1978 по 1995 г., которые позволили определить состояние морских льдов в Арктике.

«Установлено, что за эти годы площадь плавучих льдов в Северном Ледовитом океане сократилась примерно на 610 тыс. км2, т.е. на 5,7 %. Одновременно выяснилось, что через пролив Фрам, отделяющий архипелаг Свальбард (Шпицберген) от Гренландии, ежегодно со средней скоростью около 15 см/с выносится в открытую Атлантику около 2600 км3 плавучего льда (что примерно в 15 — 20 раз больше стока такой реки, как Конго)» [4, с. 322].

В наступившем столетии в Северном полушарии ледовое покрытие рек и озер будет держаться на 2 недели меньше, чем в XX в. Растают ледовые покровы в горах Южной Америки, Африки, Китая и Тибета. В России подходящего места для катания на горных лыжах не отыщется.

Две самые высокие  точки Африки — Килиманджаро и Кения — почти лишились ледникового покрова. И если вырубку лесов и загрязнение атмосферы не остановить, то в течение 25—50 лет они полностью оголятся. Эти горы можно считать стратегическими точками Африки — их ледниками питаются большинство рек континента, в том числе крупнейшие — Конго и Нил. А когда ледники растают, подпитка резко уменьшится, и реки частично обмелеют, а большей частью пересохнут.

Глобальное потепление отразится и на состоянии лесов  планеты. Лесная растительность, как известно, может существовать в очень узких пределах температуры и влажности. Большая часть ее может погибнуть, сложная экологическая система окажется на стадии разрушения, а это повлечет за собой катастрофическое уменьшение генетического разнообразия растений.

Представители Всемирной  метеорологической организации  сообщили, что в 2001 г. средняя температура  в мире выросла на 0,42 °С по сравнению  с 1961—1990 гг. XX в. стал самым теплым столетием, а 90-е гг. — самым «жарким» десятилетием всего прошедшего тысячелетия.

«Исследования показали, что для избежания глобальной катастрофы необходимо уменьшить выбросы углерода в атмосферу до 2 млрд т в год (1/3 нынешнего объема). Учитывая естественный прирост населения, к 2030—2050 гг. на душу населения должно выбрасываться не более 1/8 объема углерода, приходящегося сегодня в среднем на одного жителя Европы» [4, с. 324].

В декабре 1997 г. на встрече  в Киото (Япония), посвященной глобальному  изменению климата, делегатами более  чем из 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы СО2. Киотский протокол предусматривает систему квот на выбросы тепличных газов. Каждая из стран получает разрешение на выброс определенного количества тепличных газов. При этом предполагается, что какие-то страны или компании превысят квоту выбросов. В таких случаях эти страны или компании смогут купить право на дополнительные выбросы у тех стран или компаний, выбросы которых меньше выделенной квоты.

Итак, если человечество будет выбрасывать углекислый газ в атмосферу такими же темпами (а именно парниковые газы считаются главной причиной глобального потепления), к 2100 г. температура увеличится в среднем на полтора градуса. А это чревато серьезными проблемами, рассмотренными выше.

 

Заключение.

Таким образом, любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться государством с позиций обеспечения экологической безопасности.

В Республике Беларусь в  последние годы предпринимаются  значительные усилия для решения экологических проблем, совершенствования системы государственного контроля и управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Это выражается в принятии ряда законов по охране окружающей среды, в расширении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этой проблеме, в придании проблемам природопользования и охраны окружающей среды статуса первостепенной важности среди приоритетных направлений научно-технической деятельности, в разработке долгосрочных программ по вопросам рационального природопользования, в частности, Национальной стратегии устойчивого развития.

Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются улучшение качества и сохранение благоприятной окружающей среды, целостности природных экосистем, устойчивого и рационального ресурсопотребления, улучшение условий проживания и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

Взаимодействие общества и природы не является каким-либо новым, присущим только современной эпохе феноменом на нашей планете. Этот процесс начался с момента появления человека на Земле.

Однако лишь в наши дни он превратился в фактор, угрожающий дальнейшему существованию цивилизации. Для процесса взаимодействия общества и природы характерно прогрессирующее возрастание антропогенного давления на природную среду.

Суть экологической  угрозы состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному  разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах уже достаточно давно говорят нарастание парникового эффекта, расползание озоновых дыр, выпадение все большего количества кислотных осадков.

Под парниковым эффектом понимается постепенное потепление климата на Земле в результате увеличения в ее атмосфере концентрации углекислого и других антропогенных газов (метана, оксидов азота, фтор- и хлоруглеродов), которые препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности.

Сегодня уже не остается сомнений, что тенденция использования  преимущественно ископаемого топлива неизбежно ведет к глобальному изменению климата. Повышение температуры в результате парникового эффекта грозит экологической катастрофой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

    1. Донской, Н.П. Основы экологии и экономика природопользования: учебное пособие / Н.П. Донской,                     С.А. Донская. – Минск: УП «Технопринт», 2000. – 308 с.

 

    1. Коробкин, В.И. Экология: учебное пособие / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. –                576 с.

 

    1. Лохницкий, И.А. Основы социальной экологии: учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение                  проф.-техн. образования / И.А. Лохницкий. – Минск: «Беларусь», 2007. – 160 с.

 

    1. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев. –   3-е изд., испр. и доп. – Минск: «Выш. шк.», 2007. – 447 с.

 

    1. Маврищев, В.В. Экология в терминах и понятиях: Пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Маврищев. – Минск: «Аверсэв», 2002. – 223 с.

 

    1. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

 




Информация о работе Экология и экономика природопользования