Экология и экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Экология и экономика природопользования — это межотраслевая эколого-экономическая наука, исследующая законы природы и социально-экономические проблемы использования человечеством природных благ и регулирования отношений природы и общества.
Проблема взаимоотношений человека и природы имеет многовековую историю, но вся ее сложность, многогранность и значимость в полной мере проявились лишь в последние десятилетия. В связи с этим изучение экологии и экономики природопользования является чрезвычайно важным.
Обеспечение безопасности в любой сфере деятельности общества и государства невозможно без перехода на путь устойчивого развития, ибо в старой модели развитие оказывается неустойчивым, чреватым авариями и катастрофами. Особенно это относится к экологической безопасности, обеспечение которой стало одной из задач (функций) Республики Беларусь. Приоритетность экологической безопасности для выживания белорусского общества и цивилизации в целом достаточно очевидна по сравнению с иными видами безопасности, так как это связано с природными основами жизни на Земле.

Содержание работы

Введение.

Экологическая безопасность и ее обеспечение в Республике Беларусь.

Парниковый эффект (причины, последствия, пути решения проблемы).

Заключение.

Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

K.r._eco.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

План.

 

Введение.

 

  1. Экологическая безопасность и ее обеспечение в Республике Беларусь.

 

  1. Парниковый эффект (причины, последствия, пути решения проблемы).

 

Заключение.

 

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Экология и экономика  природопользования — это межотраслевая эколого-экономическая наука, исследующая законы природы и социально-экономические проблемы использования человечеством природных благ и регулирования отношений природы и общества.

Проблема взаимоотношений  человека и природы имеет многовековую историю, но вся ее сложность, многогранность и значимость в полной мере проявились лишь в последние десятилетия. В связи с этим изучение экологии и экономики природопользования является чрезвычайно важным.

Обеспечение безопасности в любой сфере деятельности общества и государства невозможно без перехода на путь устойчивого развития, ибо в старой модели развитие оказывается неустойчивым, чреватым авариями и катастрофами. Особенно это относится к экологической безопасности, обеспечение которой стало одной из задач (функций) Республики Беларусь. Приоритетность экологической безопасности для выживания белорусского общества и цивилизации в целом достаточно очевидна по сравнению с иными видами безопасности, так как это связано с природными основами жизни на Земле.

Парниковый эффект — постепенное  потепление климата на Земле в  результате увеличения в ее атмосфере  концентрации углекислого и других антропогенных газов (метана, оксидов  азота, фтор- и хлоруглеродов), которые  препятствуют длинноволновому тепловому излучению с земной поверхности (аналогично покрытию теплицы).

В последнее столетие деятельность человека, связанная с техническим  прогрессом, вносит дисбаланс в соотношение  поглощаемой и выделяемой энергии.

Повышение температуры в результате парникового эффекта грозит небывалым экологическим, экономическим и социальным взрывом. В связи с этим изучение причин и последствий парникового эффекта, а также путей решения данной проблемы является актуальным.

 

1. Экологическая безопасность и  ее обеспечение в Республике Беларусь.

Любая хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая  прямое или косвенное воздействие  на окружающую природную среду, должна регламентироваться государством с  позиций обеспечения экологической  безопасности.

«Безопасность общества, государства и личности не может быть гарантирована, если биосфера, ее биоразнообразие, масса биоты, устойчивость естественных циклов и процессов эволюции будут нарушены. С позиций экологизированной концепции безопасности можно сказать, что антропоцентризм в этой области уходит в прошлое, и чисто социальный подход к этой проблеме сменяется социоприродным. Наряду с традиционными объектами безопасности — государством, обществом и личностью — появился тесно взаимосвязанный с ними природный объект — биосфера» [6, с. 327].

Экологическая безопасность здесь понимается как состояние  защищенности личности, общества, государства, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Формирование государственного управления и законодательно-правовой базы в области экологической безопасности в качестве приоритетного должно ставить положение о том, что антропогенное воздействие на окружающую природную среду необходимо уменьшить: это повысит уровень экологической безопасности настоящих и будущих поколений и будет способствовать сохранению биосферы.

Экологическая безопасность должна стать частью безопасности личности, общества, государства, природных экосистем. Это означает, что нарушения правовых норм в области экологической безопасности относятся, с одной стороны, к нарушениям прав человека, а с другой — к реализации всех других (социальных) прав и свобод человека, снижающих их экологическую безопасность, что не должно допускаться государством.

«Для того, чтобы приостановить процессы нерационального использования природных ресурсов, деградацию природной среды в республике, а затем осуществить ее оздоровление необходимо следовать разработанной в последнее время национальной стратегии устойчивого развития, важнейшим элементом которой является сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды» [1, с. 156].

Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР—2020) была разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Проект НСУР—2020 был рассмотрен и принят за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 23 марта 2004 г., одобрен Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь 6 мая 2004 г.

В концепции НСУР—2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек—экономика—окружающая среда».

«Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются улучшение качества и сохранение благоприятной окружающей среды, целостности природных экосистем, устойчивого и рационального ресурсопотребления, улучшение условий проживания и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений» [3, с. 142].

Для достижения этих целей  необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:

1) обеспечение благоприятной  экологической ситуации и равного  для юридических и физических  лиц доступа к природным ресурсам  в процессе социально-экономического развития;

2) преодоление негативных  проявлений деэкологизации хозяйственной  деятельности, восстановление нарушенных  природных экосистем;

3) обеспечение эффективного  природопользования;

4) установление правовой  и экономической ответственности  за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;

5) дальнейшая экологическая  ориентация развития общества, предусматривающая  неразрывность экологической, экономической  и социальной составляющих устойчивого  развития государства;

6) выполнение обязательных  международных требований в области  охраны окружающей среды и  рационального природопользования.

Решение указанных задач  должно базироваться на следующих основных принципах:

1) платность специального  природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

2) соблюдение и обеспечение  прав граждан на благоприятную  окружающую среду;

3) сочетание экологических,  экономических и социальных интересов  граждан, общества и государства;

4) проведение экологической  экспертизы инновационно-инвестиционных  проектов;

5) открытость экологической  информации и участие общественности  в принятии решений в области  природопользования и охраны  окружающей среды;

6) ответственность за  нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Общими направлениями  осуществления экологической политики на период до 2020 г. являются:

1) экологизация экономики;

2) совершенствование  законодательства в области природопользования  и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

3) создание экономического  механизма природопользования, ориентация  на экологически обоснованное  увеличение ресурсных платежей;

4) рациональное использование природных ресурсов, их разумная экономия, постепенный отказ от экстенсивного их использования и переход к экономному расходованию невозобновимых и неистощительному использованию возобновимых ресурсов;

5) оказание государственной  поддержки развитию высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий;

6) создание благоприятных  экономических условий для внедрения  ресурсосберегающих, малоотходных  и безотходных технологий; модернизация  производства, развитие новых методов  и технологий изучения, воспроизводства и использования природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и степени утилизации отходов;

7) развитие рынка работ  и услуг в сфере природопользования  и охраны окружающей среды;

8) последовательный переход  на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;

9) снижение антропогенной  нагрузки на экосистемы, восстановление  нарушенных экосистем в местах  добычи полезных ископаемых, в  особенности нефти, калийных солей,  доломита, строительного камня, глин  и др.;

10) формирование оптимальной  системы особо охраняемых природных  территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;

11) экономическая оценка  природных ресурсов и воздействия  на окружающую среду при размещении  объектов, отдельных производств, оборудования и технологических процессов;

12) применение стратегической  экологической оценки для планов, программ, законодательных актов;

13) внедрение экологического  аудита и страхования;

14) лицензирование видов  деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;

15) развитие фундаментальных  исследований и прикладных разработок  в области охраны окружающей  среды;

16) снижение негативных  последствий радиоактивного загрязнения  территорий;

17) расширение международного  сотрудничества в области охраны  окружающей среды и природопользования, ориентация   внешней эколого-экономической политики на отстаивание национальных интересов в вопросах использования глобального экологического потенциала;

18) развитие системы  экологического образования и  просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.

«Нормативно-правовая база устойчивого развития должна обеспечить:

1) адекватный учет  экологического фактора в экономических  показателях;

2) совершенствование  механизма приватизации с учетом  экологического фактора;

3) создание и целевое  распределение экологических фондов;

4) существенное обновление  природоохранных стандартов и  нормативов;

5) развитие механизма  продажи прав на загрязнение;

6) формирование правовых  механизмов для реализации локальных  целей “Повестки дня на XXI век”» [3, с. 144].

Таким образом, обеспечение экологической безопасности государством состоит в охране жизни, здоровья и условий жизнедеятельности человека, в защите общества, его материальных и духовных ценностей, окружающей природной среды, в том числе атмосферы и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира от угроз, возникающих в результате воздействия на окружающую природную среду.

 

 

 

 

 

 

2. Парниковый эффект (причины, последствия, пути решения проблемы).

Средняя температура  Земли в настоящее время составляет около 15 °С. При данной температуре  поверхность планеты и атмосфера  находятся в тепловом равновесии. Нагреваясь энергией Солнца и инфракрасным излучением атмосферы, поверхность Земли возвращает в атмосферу в среднем эквивалентное количество энергии. Это энергия испарения, конвекции, теплопроводности и инфракрасного излучения.

В последнее столетие деятельность человека, связанная с техническим  прогрессом, привносит дисбаланс в соотношение поглощаемой и выделяемой энергии. До вмешательства человека в глобальные процессы Земли изменения, происходящие на ее поверхности и в атмосфере, были связаны с содержанием в природе газов, которые с легкой руки ученых были названы «парниковыми». К таким газам относятся диоксид углерода, метан, оксид азота и водяной пар. Сейчас к ним добавились антропогенные хлорфторуглероды (ХФУ). Без газового одеяла, окутывающего Землю, температура на ее поверхности была бы ниже на 30—40 °С. Существование живых организмов в таком случае было бы весьма проблематичным.

По мнению Межправительственной комиссии по изменению климата, увеличение концентрации парниковых газов приведет к разогреву нижних слоев атмосферы и поверхности земли. Любое изменение в способности Земли отражать и поглощать тепло, в том числе вызванное увеличением содержания в атмосфере тепличных газов и аэрозолей, приведет к изменению температуры атмосферы и Мирового океана и нарушит устойчивые типы циркуляции и погоды.

Информация о работе Экология и экономика природопользования