Экология и безопасность потребительских товаров (на примере ОАО «Весна»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сравнительной оценки безопасности группы однородных товаров игрушки.
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
Рассмотреть понятие безопасность товара.
Изучить характеристики показателей безопасности
Выявить характеристику и сравнительную оценку показателей безопасности различных товаров исследуемой группы игрушек.
Представить влияние безопасности товаров на потребительские предпочтения и качество товаров.
Проанализировать перспективы повышения безопасности товаров и совершенствование ассортимента исследуемой товарной группы игрушек.

Содержание работы

Введение 3
1. Безопасность игрушек: понятие, степень значимости для потребителя 6
2. Характеристики показателей безопасности игрушек 11
3. Характеристика ОАО «весна» 13
4. Характеристика игрушек ОАО «Весна» 17
4.1 Потребительские свойства игрушек 17
4.2 Классификация ассортимента игрушек 18
4.3 Характеристика ассортимента игрушек 19
5. Экологичность и безопасность игрушек 25
5.1 Характеристика и сравнительная оценка показателей безопасности различных игрушек 25
5.2 Влияние безопасности игрушек на потребительские предпочтения 25
5.3 Влияние безопасности игрушек на качество товаров 26
5.4 Перспективы повышения безопасности товаров и совершенствование ассортимента исследуемой товарной группы игрушек 28
Выводы и предложения 29
Библиографический список 30

Файлы: 1 файл

КР Экология и безопасность.doc

— 2.94 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема «Экология и безопасность потребительских товаров (на примере  ОАО «Весна»)»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Безопасность товара, работ, услуг - это состояние товара, качество выполняемых работ, позволяющее в обычных условиях его использование, хранение, транспортировку и утилизацию, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

В развитых европейских  странах люди уже осознали, что  залог здоровья и благоприятной  среды жизнедеятельности — это  чистая окружающая среда, и важнейшим  фактором становится экологическая  безопасность продукции. Покупатель пытается способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, а производитель продукции стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства. Потребитель и производитель говорят на одном языке. Одно из главных препятствий на пути решения проблем качества и экологической безопасности продукции – пробелы в законодательстве. Во многом это объясняется сложностью вопроса. С одной стороны, требования к производителям экопродукции чрезвычайно жесткие, с другой стороны многие отечественные производители, не пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих продуктов знаки "БИО" или "Экологически безопасный продукт" и автоматически повышают цены. Причем их нельзя наказать за эту самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет. Другими словами, стране необходимы новые, дополнительные рычаги управления в области охраны окружающей среды и контроля качества продукции. И здесь мы снова возвращаемся к экологическому маркированию продукции. Хотя направление добровольной сертификации позаимствовано с запада, в России оно во многом уже имеет нормативный характер. Госстандартом России уже приняты и введены в действие нормативные документы, полностью соответствующие требованиям международных стандартов системы экологического менеджмента ISO 14020 и 14024. Общая цель экологического маркирования продукции - доведение до потребителя надёжной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.

Согласно Закону о защите прав потребителей "потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке".

Закон говорит обо  всей совокупности товаров, работ, услуг, которые предназначены для потребления  и используются непосредственно  потребителем либо членами семьи, либо другими лицами. 
Товары должны быть безопасны при использовании в обычных условиях, не требующих какого-либо особого режима, независимо от места жительства, природных, климатических особенностей и др. Такие товары также не должны причинять вред другому имуществу потребителя и не отражаться на его здоровье. Эти требования относятся к сложной бытовой технике, мебели, одежде, обуви, отделочным материалам в жилищах, предметам гигиены и другим окружающим нас товарам, разнообразным услугам и работам, выполняемым для удовлетворения нужд гражданина [1].

Обязательные условия  и требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, устанавливаются  в специальных нормативных документах - стандартах, а в ряде случаев  - в отдельных законодательных актах.

Стандарты являются обязательными  для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, производящими товары или  оказывающими услуги (работы), независимо от форм собственности. За нарушение  требований стандартов виновные лица несут административную и уголовную  ответственность.

Целью курсовой работы является изучение сравнительной оценки безопасности группы однородных товаров игрушки.

Задачами для решения  поставленной цели являются следующие:

  1. Рассмотреть понятие безопасность товара.
  2. Изучить характеристики показателей безопасности
  3. Выявить характеристику и сравнительную оценку показателей безопасности различных товаров исследуемой группы игрушек.
  4. Представить влияние безопасности товаров на потребительские предпочтения и качество товаров.
  5. Проанализировать перспективы повышения безопасности товаров и совершенствование ассортимента исследуемой товарной группы игрушек.

 

1. Безопасность игрушек:  понятие, степень значимости для  потребителя

 

Безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) [1].

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинял вреда имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срока службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя  вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в  соответствии с законом [1].

Если для безопасности использования  товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать  эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия вышеуказанным требованиям.

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки  товара (работы) последний причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить  невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей [1].

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Кроме того, Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей.

Условно их можно подразделить на две группы:

1) мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;

2) мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Первая группа мероприятий  состоит в том, что государство  устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего, на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации.

Сертификация  - это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата [1].

Ответственность за наличие  сертификата несет продавец. 
Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Однако никакая, даже самая совершенная система сертификации не способна предотвратить поступление  в реализацию товаров, которые причиняют  либо могут причинить вред жизни  и здоровью потребителей. Поэтому  законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить вред потребителям. Если установить причины причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара от потребителей. В России уже возникали ситуации, когда производитель был вынужден заявить об отзыве от потребителей того или иного товара. Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

В целях обеспечения  безопасности товаров (работ, услуг) федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган  санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции: осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг); направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены, но не установлены сроки годности, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

В целях обеспечения  безопасности товаров (работ, услуг) федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган  санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований. 
Итак, что же означают эти положения? Они означают следующее.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством  и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации. 
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации - это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время таким органом является Государственный Комитет РФ по стандартизации и метрологии, действующий на основании постановления Правительства  РФ от 7 мая 1999 г. N 498. Его основные задачи [1]:

Информация о работе Экология и безопасность потребительских товаров (на примере ОАО «Весна»)