Экология атмосферы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

В настоящее время на Земле практически не осталось экологических систем, не подверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние человека на экосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своей деятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной обратной связи.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные направления охраны атмосферного воздуха в РК
1.1. Принципы охраны атмосферного воздуха
1.2. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха
1.3 Экологическая обстановка в г. Алматы
Глава 2. Государственный учет и контроль за охраной
атмосферного воздуха в РК
2.1. Государственный учет источников вредных воздействий
на атмосферный воздух
2.2. Контроль в области охраны атмосферного воздуха
Глава 3. Основные пути решения проблемы загрязнения атмосферы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эколоия Казахстана реферат.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

4) проверять соблюдение  условий, установленных в лицензиях  на пользование природными ресурсами  и осуществление отдельных видов  деятельности в области охраны  атмосферного воздуха, выполнение  договоров (контрактов) и разрешений  на природопользование, аннулировать  их в установленном порядке,  давать предписания или вносить  предложения об их аннулировании;

5) проверять соблюдение  установленных нормативов вредных  физических воздействий на атмосферный  воздух;

6) вносить предложения  о проведении государственной  экологической экспертизы и проверять  выполнение ее заключений;

7) выносить предписания  о запрещении ввоза (вывоза) на  территорию Республики Казахстан,  а также транзита (дальнейшей  транспортировки) экологически опасных  грузов (изделий), отходов и сырьевых  ресурсов, осуществляемых с нарушениями  нормативов качества атмосферного  воздуха;

8) вносить заявления в  судебные органы о приостановлении  или запрещении хозяйственной  и иной деятельности, осуществляемой  с нарушением законодательства  Республики Казахстан в области  охраны атмосферного воздуха;

9) рассматривать в порядке,  установленном законодательством  Республики Казахстан, дела об  административных правонарушениях  в области охраны атмосферного  воздуха, направлять в соответствующие  органы материалы о привлечении  лиц, виновных в нарушении законодательства  в области охраны атмосферного  воздуха, к административной или  уголовной ответственности;

10) приостанавливать действие  разрешений на выбросы вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух и на вредные физические  воздействия на него на срок  до трех месяцев, если их  условия не соблюдаются либо  аннулировать такие разрешения, применяя надлежащую правовую  процедуру, при которой владелец  разрешения заранее уведомляется  о предстоящем аннулировании;

11) определять (участвовать  в определении) размеры вреда,  причиненного в результате нарушения  законодательства Республики Казахстан  в области охраны атмосферного  воздуха, и на основании этого  предъявлять к виновным лицам  требования о добровольном возмещении  этого вреда либо предъявлять  иски в суд;

12) проводить измерения  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляемых стационарными и  передвижными источниками, в том  числе транспортными средствами;

13) вносить в соответствующие  финансово-кредитные организации  предписания о прекращении финансирования  строительства и эксплуатации  объектов хозяйственной и иной  деятельности, осуществляемых с  нарушением экологических требований  или без положительного заключения  экологической экспертизы;

14) проверять соблюдение  норм и правил производственного  контроля в области охраны  атмосферного воздуха;

15) выносить предписания,  обязательные для физических  и юридических лиц, об устранении  нарушений законодательства Республики  Казахстан в области охраны  атмосферного воздуха;

16) осуществлять иные действия  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Решения государственных  инспекторов уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми  физическими и юридическими лицами, могут быть обжалованы в порядке  подчиненности или в суде.

Запрещение или приостановление  хозяйственной и иной деятельности субъекта малого предпринимательства, осуществляемой с нарушением требований охраны атмосферного воздуха, производится на основании решения суда.

Исковое заявление о запрещении или приостановлении деятельности субъекта малого предпринимательства  направляется государственными инспекторами уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха в суд в порядке  и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Запрещение или приостановление  деятельности субъекта малого предпринимательства  без судебного решения допускается  в исключительных случаях на срок не более трех дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения.

Государственные инспекторы уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха обязаны:

1) иметь уровень подготовки  в области охраны атмосферного  воздуха, установленный законодательством  Республики Казахстан;

2) осуществлять деятельность  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан;

3) осуществлять контроль  за соблюдением на соответствующей  территории установленных нормативов  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных  разрешениями на выбросы вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух и на вредные физические  воздействия на него;

4) обеспечивать контроль  за выполнением заключений государственной  экологической экспертизы;

5) взаимодействовать с  гражданами и общественными природоохранными  организациями при осуществлении  контроля в области охраны  атмосферного воздуха;

6) обосновывать размеры  возмещения вреда, причиненного  окружающей природной среде загрязнением  атмосферного воздуха;

7) информировать государственные  органы о фактах нарушения  законодательства в области охраны  атмосферного воздуха в пределах  своей компетенции;

8) подготавливать и направлять  материалы о нарушении законодательства  в области охраны атмосферного  воздуха в правоохранительные  органы;

9) оказывать содействие  организациям при разработке  мероприятий по охране атмосферного  воздуха;

10) предоставлять организациям  документацию по разработке нормативов, перечень которой устанавливается  уполномоченным государственным  органом в области охраны атмосферного  воздуха.

Глава 3. Основные пути решения  проблемы загрязнения атмосферы

Увеличение масштабов  загрязнения атмосферы требуют  быстрых и эффективных способов защиты её от загрязнения, а также  способов предупреждения вредного воздействия  загрязнителей воздуха. Атмосфера  может содержать определённое количество загрязнителя без проявления вредного воздействия, т.к. происходит естественный процесс её очистки.  
Первым шагом в установлении вредного воздействия, связанного с загрязнением воздуха, является разработка критерия качества воздуха, а также стандартов качества.

Стандарты качества определяют уровни качества воздуха и предельно  допустимые выбросы (ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения  безопасности жизни.

Контролирующие органы обязаны  осуществлять количественный и качественный контроль.

Другим подходом к улучшению  состояния атмосферы является требование применения передовых технологических  процессов, замена вредных материалов безвредными, применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.

Как правило, на промышленных предприятиях используются процессы или  устройства для газоочистки и  пылеулавливания, чтобы уменьшить  или предотвратить величину выброса. Процессы газоочистки могут также  разрушить или менять его химические или физические свойства так, что  он становится менее опасным

В некоторых случаях используют метод рассеивания в атмосфере. Дымовые трубы должны быть достаточно высокими (300-350 метров), для обеспечения  хорошего разбавления примесей путём  обтекания воздуха вокруг зданий в зоне аэродинамических теней. Кроме  того, необходимо учитывать температуру  выбросов и месторасположение труб. Предприятия строят с подветренной стороны по отношению к жилым  районам. На ряде предприятий факельные газы используют для отопления зданий, а их избыток направляется на теплоцентраль.

В 1992 г. страны-члены ООН  подписали рамочную Конвенцию ООН  об изменении климата. Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

Один из главных источников загрязнения атмосферы углекислым газом - автомобильный транспорт. Есть несколько видов борьбы с этим видом загрязнений: техническое  совершенствование двигателей, топливной  аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ  в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатого природного газа.

Кроме того, открыт способ утилизации углекислого газа с помощью новейших технологий. Диоксид углерода извлекают  из дымовых газов. Операцию проводят высокоэкономичным методом газоразделения с помощью ионообменных мембран, при этом концентрацию углекислоты  доводят до 98-99%. Очищенный диоксид  углерода закачивают в хранилища (газгольдеры), откуда он поступает на дальнейшую переработку.

На следующей стадии углекислый газ смешивают с парами воды и  подвергают электрохимическому разложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой (1100-1500°С) температуре  на аноде выделяется сверхчистый  кислород, а на катоде смесь окиси  углерода и водорода, т.е. синтез-газ, служащий основным сырьем для производства углеводородных соединений, всего спектра  современных искусственных материалов - от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий из полимеров (пластмасс, лаков, красок, растворителей  и т.д.). Синтез-газ может использоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.

В Институте нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева РАН разработаны  новейшие технологии превращения углекислого  газа в метанол (метиловый спирт) и диметиловый эфир, увеличивающие в 2-3 раза производительность аппаратов при значительном уменьшении расхода электроэнергии. Здесь был создан реактор нового типа, в котором производительность увеличена в 2-3 раза.

Введение этих технологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере и поможет не только создать альтернативное сырье для  синтеза многих органических соединений, основой для которых сегодня  служит нефть, но и решить важные экологические  проблемы.

В перспективе возможно, хотя пока это относительно дорого, извлекать диоксид углерода непосредственно  из атмосферы крупных промышленных городов. Интересно, что его запасы в атмосфере и гидросфере, накопленные  за 100 лет промышленной цивилизацией, существенно превышают (в пересчете на углеводороды, полученные по предлагаемой технологии) оставшиеся на планете залежи нефти, а это около 400 млрд.т.

Кислотные дожди могут  оказывать как прямое, так и  косвенное воздействие на живую  и неживую природу. Из этого следует, что меры по частичному восполнению  ущерба или предотвращению дальнейшего  разрушения окружающей среды могут быть различными.

Наиболее эффективным  способом защиты следует считать  значительное сокращение выбросов двуокиси серы и окиси азота. Этого можно  достичь несколькими методами, в  том числе путем сокращения использования  энергии и создания электростанций, не использующих минеральное топливо. Другие возможности уменьшения выброса загрязнений в атмосферу — удаление серы из топлива с помощью фильтров, регулирование процессов горения и другие технологические решения.

Снижение содержания серы в различных видах топлива. Лучше  всего было бы использовать топливо с низким содержанием серы. Однако таких видов топлива очень мало. По приближенным оценкам из известных в настоящее время мировых запасов нефти только 20% имеют содержание серы менее 0, 5%. Среднее содержание серы в используемой нефти увеличивается, так как нефть с низким содержанием серы добывается ускоренными темпами.

Так же обстоит дело и  с углями. Угли с низким содержанием  серы находятся практически только в Канаде и Австралии, но это только небольшая часть имеющихся залежей угля. Содержание серы в углях колеблется от 0, 5 до 1, 0%.

Таким образом, энергоносители с низким содержанием серы у нас имеются в ограниченном количестве. Если мы не хотим, чтобы содержавшаяся в нефти и угле сера попала в окружающую среду, необходимо принимать меры для ее удаления.

Во время переработки  (дистилляции) нефти остаток (мазут) содержит большое количество серы. Удаление серы из мазута — процесс очень сложный, а в результате удается освободиться всего от 1/3 или 2/3 серы. К тому же процесс очистки мазута от серы требует от производителя больших капитальных вложений.

Сера в угле находится  частично в неорганической, а частично в органической форме. Во время очистки, когда удаляют несгораемые части, удаляется также часть пирита. Однако таким способом даже при самых благоприятных условиях можно освободиться только от 50% общего содержания серы в угле. С помощью химических реакций могут быть удалены как органические, так и неорганические серосодержащие соединения. Но в связи с тем, что процесс идет при высоких температурах и давлениях, этот способ оказался гораздо дороже предыдущего.

Очистка угля и нефти от серы, таким образом, представляет собой достаточно сложный и малораспространенный процесс, причем затраты на него весьма высоки. Кроме того, даже после очистки энергоносителей в них остается приблизительно половина первичного содержания серы. Поэтому очистка от серы является не самым лучшим решением проблемы кислотных дождей.

Информация о работе Экология атмосферы Республики Казахстан