Экологическое воспитание и развитие любви к природе на примере художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель : выявит и обосновать пути позволяющие повысить эффективность экологического воспитания младших школьников и развитие любви к природе на примере материала художественной литературы, бесед и экологических ситуаций.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание экологического воспитания младших школьников.
2. Показать суть экологического воспитания младших школьников,
формирование норм и правил экологического поведения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 Яркое, привлекательное  прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.[9,с.39]

 Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке. Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой.

И, наконец, искусство  — особенно сильное и незаменимое  средство экологического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.[11,с.94]

Любое художественное явление  требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные  психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.[5,с.5]

Развитие музыкально-сенсорных  способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.[5,с.5]

В процессе обучения рисованию  дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют  ее при изменении пропорций и  положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.[5,с.6]

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.[5,с.10]

Развитие сенсорных  способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений. Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как экологическое переживание, экологическое чувство.

Можно ли говорить о наличии экологического чувства у школьника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?

Бытовые предметы и явления  природы оцениваются преимущественно  со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.

Следует оговорить об одном обстоятельстве. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.[5,с.12]

Экологическое чувство, вызываемое действиями человека, его  отношением к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные. Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Экологическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.      Соотношение экологического и нравственного порой истолковывается неверно.

В одном случае в экологическом  переживании недооценивается его  нравственная сторона. В другом случае в экологическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишний дидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числе искусства) на моральный облик ребенка.

Это две крайности, которые  мешают возникновению у детей  правильных экологических переживаний. Нравственное и экологическое важно сочетать гармонически.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы  в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве. Все виды художественной деятельности возникают в школьном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики. [7,с.29]

Все понимают, что в  своей зрелой и развитой форме  искусство не может быть освоено  ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и  надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством.[ 20,с.93]

Отбирая произведения для  детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.[14,с.27]

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают  и современное искусство. Отвечая  на запросы общества, изучая жизнь  ребенка и его интересы, они  пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля — доступного и яркого. Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком  объеме? Когда и как приобщать  ребенка к художественной деятельности?

Художественно-речевая  деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности. Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно. Такие Н. С.Сладков «Бабочка под землей», «Птицы», А. Блок «Зайчик», « Животные», В.Бианки «Следы животных», «Лес зимой», «Стая птиц под снегом», «Зимующие птицы», «Волшебная  березка». Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и поэтов и писателей В.БианкиЗ.Трофимова,Н.Павлов,И.Вотяков,И.Толоконников,Н.Сладков.Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают экологическое переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. Такие стихи как А.Блок «Ветхая избушка», О.А Беляевская «Воробышки», А.Плещеев «Добрые вести», А.Кольцов «Хлебная уборка», И.Никитин «Вьюга», И.Пивоварова «Лягушка», А.Барто «Осенью», Е.Каронова «Лунь». И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк .[14,с.28]

«Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом  обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

                     

              (А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало») [14,с.29]

 

 Узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

                   (С.Есенин «Береза») [14,c.30]

 

 Образность и точность  поэтического выражения сильно  воздействуют на детей. Они  очень хорошо чувствуют и меткость пословиц. [Приложение 4]. И       занимательность загадок.[ Приложение 5]. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в школьном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы. Любовь к природе нужно прививать ребенка  с младших школьных лет. И учитель применяет различную художественную литературу чтобы привлечь ребенка, чтобы у него появился интерес к прекрасному .Учитель проводит уроки окружающего мира с использованием различной  художественной литературы. Также внеклассные  часы. Представим один план занятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства А.А Плешаковой. Мир вокруг нас 2 класс поурочные разработки. Учитель на внеклассном мероприятие использует  различную музыкальную композицию, и под музыкальною композицию зачитывает стихотворение об осени. Затем дети вслушиваются и учитель создает проблему и дети ее решают, отвечают на вопросы учителя. Вопросы задаются не просто так .А обдуманные, конкретные по прослушанному стихотворению.[ Приложение 6]

На уроке окружающего  мира учитель чтобы заинтересовать ребенка использует различные методы. На уроке можно использовать художественную литературу что привлечет внимание ребенка.[1,с.15] Работа одного из уроков окружающего мира в 1 классе поурочные планы окружающий мир, учитель использует многочисленную художественную литературу это загадки, стихи . Тем самым учитель прививает любовь к природе и бережного отношения  к ней. Урок на тему: «Весна – природа пробуждается (март-апрель-май).

 [ Приложение7]

Таким образом, использование  художественной литературы на экскурсиях и уроках, способствует формированию познавательного интереса к природе и выступают для многих учеников носителями действительно новой информации. Знакомясь с ней, учащиеся значительно ярче и глубже осознают значимость изучения природы, проявляют к ней большой интерес. [6,с.63]

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

 Воспитание любви  к природе у школьников должно  проводиться в системе, с использованием  самих впечатлений от общения  с живой природой и с привлечением  различных форм искусства: художественной  литературы, музыки, живописи. Лучшие  образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру. Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у школьников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес школьников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед школьником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Информация о работе Экологическое воспитание и развитие любви к природе на примере художественной литературы