Экологическое воспитание и развитие любви к природе на примере художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель : выявит и обосновать пути позволяющие повысить эффективность экологического воспитания младших школьников и развитие любви к природе на примере материала художественной литературы, бесед и экологических ситуаций.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание экологического воспитания младших школьников.
2. Показать суть экологического воспитания младших школьников,
формирование норм и правил экологического поведения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

 Чрезвычайно большие возможности для воспитания школьников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие экологических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления.    Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание обучающихся на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.[8, с.262  ]

Опасность надвигающейся  экологической катастрофы, которую  можно предотвратить только немедленной  и кардинально улучшенной природоохранной  деятельностью, общеизвестна. Жизнь  требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.[20, с.67]

Основной смысл такой  работы — конкретная практическая природоохранная

деятельность. Объектами  ее становятся все источники жизнедеятельности  человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные  условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление  экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.[8, с.265 ]

Актуальность обусловлена  противоречием между все увеличивающимся  негативным воздействием антропогенных  факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных путей и способов экологического воспитания.      

Объект: процесс экологического воспитания школьников на примере художественной литературы.

Предмет: воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики.

Цель : выявит и обосновать пути позволяющие повысить эффективность экологического воспитания младших школьников и развитие любви к природе на примере материала художественной литературы, бесед и экологических ситуаций.

Задачи:

1. Рассмотреть содержание  экологического воспитания младших  школьников.

2. Показать суть экологического  воспитания младших школьников,

формирование норм и  правил экологического поведения.

3. Разработать планы конспекты внеклассного мероприятия уроков.

Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и чтение текстов писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию обучающихся.

Проблема: Заключается  в том, что мало используют на уроках текстов художественной литературы связанные с экологическим воспитанием, хотя они хорошо раскрываются в тех или иных произведениях.

 

1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

1.1 Сущность экологического воспитания

 

 Экологическое воспитание  — составная часть экологического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. [19, с.77]

Проза и поэзия русских писателей, посвященная природе, никогда не была просто созерцательной. Создавая описания природы, такие писатели, как: И.Тургенев, М.Пришвин, К.Паустовский, Г.Скребицкий, Н.Сладков, В.Бианки и др. были по-научному точны и достоверны. Поэзия способствует более глубокому восприятию природы учащимися через образы, метафоры и сравнения, что невозможно достигнуть простым изложением фактического материала учебника. Следует отметить, что круг чтения детей младшего школьного возраста довольно широк. Они способны уже воспринимать произведения не только художественной, но и научно-популярной литературы. Конечно же, второклассники еще нуждаются в помощи со стороны взрослых в выборе природоведческой литературы. Произведения научно-популярной литературы учат ребенка правильно наблюдать за окружающей действительностью, помогают связать изучаемый на уроках и экскурсиях материал с наблюдаемыми в жизни явлениями, возбуждают стремление лучше понять окружающий мир и побуждают детей к самостоятельной творческой работе. Психолог Н.Г. Морозова отмечает, что дети, у которых не было достаточного интереса к знаниям, в результате чтения хороших популярных книг на научные темы поменяли свое отношение к учебной работе. Конечно же, далеко не все дети сами приобщаются к чтению научно-популярной литературы. Им надо помочь в этом. Сначала учитель может сам знакомить детей с содержанием произведений, приводить на уроке, экскурсии занимательные, интересные факты и сведения. Так, например, на осенней экскурсии дети наблюдали за перелетом птиц, журавлей. Учитель дает задание узнать, почему журавли летят клином. Постепенно учитель приобщает детей к самостоятельной работе с литературой. Задача учителя состоит в том, чтобы рекомендовать учащимся научно-популярные произведения, а так же заранее перед прочтением ставить перед детьми вопрос, который поможет им найти в тексте факты, подтверждения, объяснение увиденного на экскурсии, нужные для ответа на вопрос.[15, с.23]

Экологическое поведение  складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых — особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

 а) формирование  экологических представлений;

 б) развитие экологического  сознания и чувств;

 в) формирование  убеждений в необходимости экологической  деятельности;

 г) выработка навыков  и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере  школьников потребительского отношения к

природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

 во-вторых — огромное  значение психологического аспекта,  который включает 

в себя:1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,

мотивов и установок  личности;

3) выработку нравственных, экологических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой  воли;

5) формирование значимых  целей экологической деятельности.

 Поэтому формирование  экологического сознания и поведения в единстве

необходимо начинать с младшего школьного возраста. [6, с.81]

 

 

1.2  Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры

 

 

 Создание нового  отношения человека к природе — задача не только социально  экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).[8, с.255]

 Цель экологического  воспитания — формирование ответственного  отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.[6, с.82]

 Отношение к природе  тесно связано с семейными,  общественными, производственными,  межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, экологическую, правовую.[9, с.39]

 Ответственное отношение  к природе — сложная характеристика  личности. Она означает понимание  законов природы, определяющих  жизнь человека, проявляется в  соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, экологической и практической деятельности школьников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.[16, с.73]

 Цель экологического  воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих  задач:

- образовательных —  формирование системы знаний  об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных —  формирование мотивов, потребностей  и привычек экологически целесообразного  поведения и деятельности, здорового  образа жизни;

- развивающих — развитие  системы интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).[16, с.74]

 Нужны конкретные  требования, охватывающие ценностные  ориентации, знания и умения на  базовом уровне экологического  образования. Этому способствует  определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).[10, с.12]

 Содержание экологического  воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся от господствующих.[11, с.93]

 С традиционной  точки зрения мир существует  для человека, который выступает  мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самооценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.[1, с.13]

 Выявляется междисциплинарный  состав содержания экологического  воспитания, которое можно сгруппировать  в четыре компонента — научный,  ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

 Ценностный — экологические  ориентации человека на различных  этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

 Нормативный —  система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. [2, с.59]

 Критерием эффективности  экологического воспитания и  образования могут служить как  система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.[12, с16]

 

2 ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Особенности воспитания  любви к природе у младших школьников в

 

различные времена года на примере художественной литературы

 

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок  и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.[13, с.156]

 Есть свои секреты  и у поля, и у луга, и у  тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.[13, с.156]

 Строя свою «школу  радости» для школьников на  основе непосредственного общения  с природой, Василий Александрович  Сухомлинский справедливо считал  необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».[13. С.157]

 Необходимо вместе  с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те  предметы, явления, которые могут  не просто заинтересовать школьника,  но сделать его знакомство с миром природы источником радости. [17, с.112]

Информация о работе Экологическое воспитание и развитие любви к природе на примере художественной литературы