Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении проблем благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений России, зарубежных стран и разработке концепции экологического благоустройства пришкольной территории МАОУ «СОШ №123». Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить современную зарубежную и отечественную практику благоустройства и озеленения школ;
– проанализировать состояние благоустройства и озеленения МАОУ «СОШ №123»
– изучить основные направления по озеленению и благоустройству школы;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольной территории 5
1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений в России 6
2. Зарубежный опыт в озеленении и благоустройстве территорий учебных заведений 10
2.1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки 10
2.2. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva 12
3. Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123» 15
3.1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории 17
3.2. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123» 19
3.3. Проектирование садово-паркового ландшафта МАОУ «СОШ №123» 21
3.4. Предлагаемые изменения на территории МАОУ «СОШ №123» 23
Заключение 26
Приложения 28
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 263.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  национальный исследовательский университет»

Географический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра биогеоценологии

 и охраны природы

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»

 

 

 

 

Курсовая  работа

Студентки 4 курса 3 группы

Ощепковой К. Ю.

 

Научный руководитель:

Профессор, д.г.н. Бузмаков С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012

 

 

Содержание

Введение

3

  1. Теоритические и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольной территории

5

    1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий образовательных учреждений в России

6

  1. Зарубежный опыт в озеленении и благоустройстве территорий учебных заведений

10

    1. Состояние образовательных учреждений Европы и Америки

10

    1. Благоустройство территории в США на примере экспериментальной школы Nueva

12

  1. Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»

15

    1. Концепция проекта благоустройства пришкольной территории

17

    1. Пред проектное обследование пришкольной территории МАОУ «СОШ №123»

19

    1. Проектирование садово-паркового ландшафта МАОУ «СОШ №123»

21

    1. Предлагаемые изменения на территории МАОУ «СОШ №123»

23

Заключение

26

Приложения

28

Список литературы

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Благоустройство и озеленение населенных мест –  это комплекс работ по созданию и  использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса  мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду. Особенно это влияние заметно проявляется в городах.

Зеленые насаждения являются основными элементами художественного оформления населенных пунктов. Объектами озеленения называется земельный участок, на котором составляющие ландшафта (рельеф, водоемы, растения) и строительные сооружения взаимосвязаны  и предназначены для удовлетворения потребностей в отдыхе на открытом воздухе.

Основа  системы озеленения современного города – насаждения на жилых территориях (во дворах при группах домов, в  садах жилых районов и микрорайонов), на участках школ, детских учреждений. Их дополняют насаждения общегородского и районного значения в парках культуры и отдыха, детских, спортивных и других специализированных парках, в скверах и на бульварах, на промышленных, коммунально-складских территориях, на полосах отвода земель для транспортной коммуникации, а также заповедники, санитарно-защитные и водоохранные зоны. Озеленение должно проводиться по научно обоснованным принципам и нормативам. Предусматривается равномерное размещение среди застроек садов, парков и других крупных зелёных массивов, связанных бульварами, набережными, озеленёнными полосами между собой и связанными с пригородными лесами и водоёмами в единую и непрерывную систему. Также при строительстве необходимо следить за сохранением максимального количества существующих насаждений.

Цель данной работы заключается  в изучении проблем благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений  России, зарубежных стран и разработке концепции экологического благоустройства пришкольной территории МАОУ «СОШ №123»

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

– изучить современную зарубежную и отечественную практику благоустройства и озеленения школ;

– проанализировать состояние благоустройства и озеленения МАОУ «СОШ №123»

– изучить основные направления по озеленению и благоустройству школы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  и методологические основы организации экологического благоустройства пришкольных территорий

 

Благоустройство – комплекс мероприятий по планировке и озеленению новых и существующих населенных мест. Современное благоустройство  охватывает широкий круг социально-экономических, санитарно-гигиенических, инженерных и архитектурных вопросов [7].

Виктор  Иванович Дагилов-Данильян считает, что экологическое благоустройство – это меры по улучшению окружающей среды, прежде всего за счет расширения охраняемых территорий, но также и те, что облегчают населению жизнь при погодных аномалиях, защищают людей от антропогенных воздействий и т. п. Городские фонтаны, пруды, скверы, сады, озелененные дворы, бульвары — все это давно известные средства не только украсить, но и облегчить жизнь [3].

Санитарно-гигиенические  требования сводятся к обеспечению  в населенных местах здоровых условий:

– нормальный микроклимат;

– чистый воздушный бассейн и водное пространство;

– инсоляция помещений;

– проветривание территорий застройки.

В практике экологическое благоустройство выполняет три основных вида работ: планировка, застройка и озеленение населенных мест. Проекты планировки имеют целью рациональное размещение на городской территории всех зданий и сооружений, жилых и промышленных районов, улиц, площадей, садов и парков, инженерного оборудования и благоустройства.

Объем и  виды работ по благоустройству пришкольных территорий во многом зависят от обоснованности выбора благоприятной территории для строительства школы.

Для успешного  решения всех взаимосвязанных задач  планировки, застройки и благоустройства  пришкольных территорий необходим комплексный анализ для обеспечения наилучшего обслуживания школьников и экономичности архитектурно-планировочных решений всех видов школ с учетом перспективы их развития [6].

Рассмотрим  вопрос о развитии благоустройства  и озеленения пришкольных территорий. Одной из составляющих экологического благоустройства являются зеленые  насаждения.

В работе средневекового теоретика француза Ж. де Шамбере выдвинута принципиальная схема планировки города, в которой видное место занимает система зеленых насаждений [3].

 Озеленение населенных мест – это:

– комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах;

– система зелёных насаждений населённых пунктов.

Благоустройство и озеленение пришкольной территории является одним из важных составляющих элементов и занимает значительное пространство. Трудно переоценить значение озеленения в жизни школы и формировании пришкольной и городской среды в целом. Озелененная территория не только благотворно влияет на человека, но и оказывает положительное действие на окружающую среду. При грамотном использовании территории можно на долгие годы создать эстетически привлекательные и функциональные насаждения [3].

 

 

1.1 Исторический  аспект мероприятий по благоустройству  и озеленению территорий образовательных учреждений в России

 

Перед революцией в Российской Империи  существовало значительное количество образовательных заведений, находившихся в ведении самых разнообразных  организаций. К 4-й четверти XIX в. параллельно  существовали уже две системы начального образования: церковно-приходские и земские школы. С самого крещения Руси Православная Церковь принимала непосредственное участие в деле народного просвещения. Церковно-приходские школы подразделялись на несколько типов: школы грамоты, одноклассные и двухклассные. Они различались по учебным программам и срокам обучения детей (до 5 лет в двухклассных школах). В «Регламенте или уставе духовные коллегии» Феофана Прокоповича (1721). В этом  документе сказано: «Школы следует размещать не в городе, но в стороне, где несть народного шума... За учениками необходимо подсматривать, чтобы в уреченные часы всяк делал, что должно...» [12].

Александр III в 1884 г. утвердил "Правила..." о церковно- приходских школах, но в этих правилах нет ничего о нормах благоустройства школ и прилегающих к ним территорий [12].  Основную нагрузку по обучению населения с 1860-х годов несли земские учреждения, на средства которых действовали земские учреждения. Министерство народного просвещения содержало в сельской местности ряд своих училищ так называемых "министерских". Ни земские, ни министерские школы не содержали норм о благоустройстве.

В условиях царской России реализация научных исследований была весьма ограничена, касалась только учебных заведений, где обучались дети высшего и  среднего сословий, что свидетельствовало  о классовом характере использования  достижений благоустройства школьных территорий [13]. В Царско-сельском лицее по настойчивым просьбам директора Е. А. Энгельгардта в 1818 году территория березовой рощи вокруг Знаменской церкви была передана Лицею для игр и отдыха воспитанников. При благоустройстве сада были выделены «собственные садики» для каждого курса. В саду была устроена беседка в форме грибка. Указывая на общественный характер и социально-гигиеническую направленность школьной гигиены, отечественные ученые не связывали вопросы охраны здоровья детей и оздоровления условий их жизни с изменением окружающей среды.

В 1914 г. был принят  «Закон О частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства Народного Просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений» [17].

Первые декреты советской власти по вопросам образования были направлены на ликвидацию царской школьной системы. Создавались школы крестьянской молодежи, фабрично-заводские школы. В 1920-е гг. было введено всеобщее начальное обучение, массовой стала 4-летняя школа.

Широкомасштабная борьба с неграмотностью требовала переоборудования существующих зданий под школы.Новое строительство практически не велось, экономические предпосылки и нормативное обоснование для него появились только на рубеже 1920–1930-х гг. Тогда и начал складываться новый тип советской школы.

В 1930-е гг. произошла унификация школ в границах СССР. В 1932–1934 гг. вышли  постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б). Это послужило основанием для централизованного упорядочения нормативной базы, формирования и развития метода типового проектирования школ, унификации проектов школьных зданий. Определение единых педагогических требований к учебному процессу в 1930-х гг. упорядочило и в значительной мере нивелировало планировочную структуру школ. Типовые здания строились высотой 2–4 этажа, при их проектировании устанавливался необходимый состав помещений с нормируемым соотношением учебных (60–65%) и вспомогательных (40–35%) площадей [Штейман]. Ограничивалась удельная площадь помещений на учащегося в здании. Существенным изменением планировочной структуры школ было сокращение набора учебных и общешкольных помещений, что определялось соображениями экономии средств [4].

В 1950–1960-х гг. возводятся новые  жилые районы, где и сосредоточивается  основное строительство школ. Это  время интенсивного развития типового проектирования крупных школ. Основное внимание уделялось вопросам благоустройства пришкольного участка, однако впервые были сформулированы педагогические и гигиенические требования к участку [Алексеев]. Также поднимался вопрос кооперации пришкольного участка с внутриквартальным садом. В эти годы было предложено зонирование участка, которое сохранило свою структуру до настоящего времени[4].

В 1970–1980-х гг. метод типового проектирования школ достиг наивысшего уровня развития. Проектирование основывалось на требованиях общесоюзных строительных норм и правил, в которых имелись требования к пришкольному участку [приложение].

События начала 1990-х гг. привели  к изменениям в системе образования  на всем постсоветском пространстве и были связаны, в частности, с деформацией сложившейся структуры школьной сети и вычленением из единой школы лицеев, гимназий, школ с авторскими программами и т.д. Это породило необходимость соответствующих преобразований типологии зданий. Несмотря на действие прежней нормативно-технической базы проектирования, потребовались новые нормативы, обеспечивающие архитектурно-планировочное формирование зданий [20].

Современные стандарты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экологическое благоустройство пришкольной территории на примере МАОУ «СОШ №123»