Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

Содержание работы

Введение.
1. Общие положения об экологическом мониторинге.
2. Классификация экологического мониторинга.
3. Государственный экологический мониторинг.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

Импактный мониторинг (от английского impakt — воздействие, влияние) — разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на разных уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований) для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ. Разновидностью (или, вернее, составным элементом) социально-гигиенического мониторинга является мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. Это система наблюдения, анализа, оценки качества безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, питания и здоровья населения. Он также осуществляется на всех уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований. Ведение этого вида мониторинга осуществляют Минздрав РФ (Госсанэпиднадзор), Минсельхоз РФ (государственная ветеринарная служба), Минэкономразвития (государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей), Госстандарт, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ.

Экологический мониторинг включает в  себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической  системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния  недр, исключительной экономической  зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Мониторинг животного мира - государственная  система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидность - отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п.

Мониторинг атмосферного воздуха  — система наблюдения за качеством  атмосферного воздуха, количеством  и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.

Мониторинг водных ресурсов — наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель — система  базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ для выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, с целью информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также, владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Радиационный мониторинг производится ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровня радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.

 

 

3. Государственный экологический мониторинг.

Одной из основных государственных  функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой по единой государственной  системе в РФ, является экологический мониторинг. Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 1 определяет мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) как комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, а государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Как видно из определения, не без  помощи мониторинга осуществляется как ведение государственных  кадастров, так и учет негативного  воздействия соответствующих источников.

Далее, в гл. X Закона, состоящей  из одной статьи, указываются две  цели государственного экологического мониторинга: а) наблюдение за состоянием окружающей среды (грамматическое толкование, следовательно, дает результат - система наблюдений с целью наблюдения); б) обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (при этом, как легко заметить, игнорируется конституционное право каждого на полную, а не только достоверную экологическую информацию, в которую входит, конечно, не только та, что служит предотвращению или уменьшению негативных последствий, но в первую очередь — об угрозе их наступления, а также, необходимая для возмещения ущерба и т. п.). И наконец, в ч. 3 ст. 63 вводится дальнейшее ограничение по субъектам и целям использования информации. Среди субъектов указываются лишь органы власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления. Среди целей - разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, федеральных программ экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды. Конечно, главное здесь - необоснованное сужение целей задач государственного экологического мониторинга, ущемление конституционного права граждан на доступ к экологической информации. Но помимо этого возникает еще ряд вопросов: что имеется в виду под «соответствующими решениями», каков статус кем установлены и в каком порядке принимаются федеральные программы экологического развития.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

- наблюдение за состоянием окружающей  природной среды и отдельных  природных объектов, за происходящими  в ней физическими, химическими,  биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

- обобщение и оценку полученной  информации о состоянии окружающей природной среды;

- прогнозирование изменений состояния  окружающей природной среды с  целью предупреждения его отрицательных  экологических последствий;

- обеспечение информацией о  состоянии и изменениях окружающей  природной среды заинтересованных  организаций и населения.2

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при  осуществлении государственного экологического мониторинга, используется органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов  социально-экономического развития и  принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в  области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации и мероприятий  по охране окружающей среды.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научно-исследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.

 Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст. 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.

 

 

Заключение.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации  и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако  воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и  продуманные действия. Ответственная  и действенная политика по отношению  к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим  надёжные данные о современном состоянии  среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Сохранение  природы и улучшение окружающей среды - приоритетные направления государства  и общества. Задачами, требующими скорейшего разрешения, являются создание единой государственной структуры, осуществляющей экологический мониторинг, и стимулирование исследовательской деятельности в  области химического анализа  компонентов окружающей среды вкупе  с социальными программами, призванными  информировать нацию о насущных экологических проблемах.

 

 

Список литературы.

  1. Нецветаев, А.Г. Экологическое право: Учебное пособие / А.Г. Нецветаев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004.
  2. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. – М.: Юристъ, 2003.
  3. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник / О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006.
  4. Семьянова, А.Ю. Экологическое право: Курс лекций / А.Ю. Семьянова. – М.: Юстицинформ, 2005.
  5. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: Учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – М.: Юриспруденция, 2000.
  6. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: Учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – М.: Юриспруденция, 2000.

 

Задача 1.

В ходе прокурорских проверок, проведенных областной прокуратурой совместно с районными прокурорами  в агрофирмах области и иных сельскохозяйственных предприятий были выявлены следующие  нарушения в большинстве из проверенных  хозяйств: сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают  в водоемы, загрязняя их; отсутствуют  специальные навозохранилища и  очистные сооружения; навоз накапливается  в зонах водозабора и попадает ее стоками в водоемы; ядохимикаты и удобрения хранятся под открытым небом, отчего в период дождей попадают в водоемы. В результате этого в воде резко возросло число болезнетворных микробов и концентрация разного рода вредных веществ, представляющих опасность для здоровья людей. 
О несоблюдении норм каких законодательных актов в данном случае идет речь?  
Какие меры воздействия могут быть применены к руководителям агрофирм и других предприятий, нарушивших водное законодательство? 
 
 
Решение: 
 
В данном случае нарушены нормы экологического законодательства, а именно Закона «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Водного кодекса РФ, нормы Конституции РФ. А именно нарушены нормы ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды» в соответствии с которой предприятия, ведущие сельское хозяйство обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов от вредного воздействия химических веществ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека. Согласно ст. 130, 131 Водного кодекса РФ к руководителям агрофирм и других предприятий, нарушивших водное законодательство могут быть применены меры административной, уголовной ответственности. В соответствии со ст. 81 Закона «Об охране окружающей природной среды » за экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность. В соответствии со ст. 82 ч.2 Закона «Об охране окружающей природной среды » руководители предприятий могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства. 

Информация о работе Экологический мониторинг