Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

Содержание работы

Введение.
1. Общие положения об экологическом мониторинге.
2. Классификация экологического мониторинга.
3. Государственный экологический мониторинг.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 Кафедра права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Экологический мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент группы ЭУН-229

Афанасьева П.А.

 

Проверил: доцент

Харламова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

План.

Введение.

1. Общие положения об  экологическом мониторинге.

2. Классификация экологического  мониторинга.

3. Государственный экологический  мониторинг.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Сегодня нет острой необходимости  доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

В последние десятилетия  общество все шире использует в своей  деятельности сведения о состоянии  природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах  — для оповещения о надвигающихся  опасных явлениях природы. Но изменения  в состоянии окружающей среды  происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью  человека. Определение вклада антропогенных  изменений представляет собой специфическую  задачу.

Качество окружающей среды  и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих предполагают четкую организацию мониторинга  системы наблюдений и контроля за ее состоянием. При этом токсикологические аспекты всестороннего анализа окружающей среды в условиях современного экологического кризиса приобретают особую значимость.

Жизнь заставляет общество создать систему внешнего регулирования  – в систему норм прав, охраняемых силой государства.

 

 

1.Общие положения об  экологическом мониторинге.

Мониторинг окружающей среды  можно рассматривать в трех качествах: как одну из мер охраны окружающей среды, как функцию государственного управления и как правовой институт общей части экологического права.

Мониторинг окружающей среды  может характеризоваться как  одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг –  это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

Экологический мониторинг - это совокупность организационных  структур, методов, способов и приемов  наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями  их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными  и иными объектами.

Основные положения о  мониторинге сформулированы в Федеральном  Законе «Об охране окружающей среды». Кроме того, положения о мониторинге  имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпиднадзора обязаны проводить социально-гигиенический мониторинг, регулируемый Положением о санитарно-гигиеническом мониторинге.

Кроме того, положения об экологическом мониторинге содержатся в ряде иных федеральных законах, в частности "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 23), Водном кодексе РФ (ст. 78), Лесном кодексе РФ (ст. 69), "О  недрах" (ст. 36.1). Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает  проведение социально-гигиенического мониторинга (ст. 45), включающего элементы экологического мониторинга.

Федеральный закон «Об  охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. использует только два понятия: мониторинг окружающей среды, т. е. комплексная  система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений  под воздействием природных и  антропогенных факторов, и государственный экологический мониторинг, т. е. мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов (ст. 1).

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лаборатории, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государственной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды Министерства природных ресурсов РФ, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга  — это окружающая среда в целом  и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные). Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение Единого реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.

Информация в области  мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения предоставляется  пользователям (потребителям) бесплатно  или за плату, не возмещающую в  полном размере расходы на эти  услуги. Такие расходы компенсируются из средств федерального бюджета. Бесплатно  названная информация предоставляется  органам государственной власти РФ, органам единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим пользователям (потребителям) информация в области мониторинга  окружающей среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям  электрической и почтовой связи.

Специализированная информация в области мониторинга загрязнения  окружающей среды предоставляется  пользователям (потребителям) в рамках совместных программ (соглашений), а  также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

- наблюдения за состоянием  окружающей среды, в том числе  за состоянием окружающей среды  в районах расположения источников  антропогенного воздействия и  воздействием этих источников  на окружающую среду;

- оценки и прогноза  изменений состояния окружающей  среды под воздействием природных  и антропогенных факторов;

- обеспечения потребностей  государства, юридических и физических  лиц в достоверной информации  о состоянии окружающей среды  и ее изменениях, необходимой  для предотвращения и (или)  уменьшения неблагоприятных последствий  таких изменений.

Информация, полученная при  осуществлении экологического мониторинга, используется при:

- разработке прогнозов  социально-экономического развития  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований и принятии соответствующих  решений;

- разработке федеральных  программ в области экологического  развития Российской Федерации,  целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации, инвестиционных  программ, а также мероприятий  по охране окружающей среды;

- осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и проведении экологической экспертизы;

- прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

- подготовке данных для  ежегодного государственного доклада  о состоянии и об охране  окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие  задачи:

- организация и проведение  наблюдения за количественными  и качественными показателями (их  совокупностью), характеризующими состояние  окружающей среды, в том числе  за состоянием окружающей среды  в районах расположения источников  антропогенного воздействия и  воздействием этих источников  на окружающую среду;

- оценка состояния окружающей  среды, своевременное выявление  и прогноз развития негативных  процессов, влияющих на состояние  окружающей среды, выработка рекомендаций  по предотвращению вредных воздействий  на нее;

- информационное обеспечение  органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  по вопросам состояния окружающей  среды;

- формирование государственных  информационных ресурсов о состоянии  окружающей среды;

- обеспечение участия  Российской Федерации в международных  системах экологического мониторинга.

Функция организации и  осуществления государственного экологического мониторинга возложена на Министерство природных ресурсов РФ.

 

 

2. Классификация экологического  мониторинга.

Существуют различные  виды мониторинга, выделяемые в зависимости  от масштабов системы мониторинга, — глобальный, национальный, региональный, локальный; от уровня измененности человеком окружающей среды — фоновый и импактный; от объекта мониторинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях  наблюдения состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы иных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.

Национальный экологический  мониторинг осуществляется отельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга совета в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянинием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановкой на поверхности Земли и околоземном космическом пространстве; оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. п. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный; комплексный, фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Региональный экологический мониторинг — система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими  в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам ЮНЕСКО).

Информация о работе Экологический мониторинг