Экологический аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Содержание работы

Введение.
1. Цели и задачи экологического аудита
2. Объекты экологического аудита
3. Методы экологического аудита
4. Виды экологического аудита
5. Основные области применения экологического аудита
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экологический аудит.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

  • проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующие показатели природоохранной деятельности;
  • сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;
  • визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
  • инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

Следует отметить отличие экологического аудита от экологической оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологическое аудирование представляет собой оценку воздействия на окружающую среду в данный момент, а также оценку экологических последствий хозяйственной деятельности в предыдущий период. Экологическая оценка направлена на будущее, она описывает потенциальное воздействие предполагаемого проекта в случае его реализации.

Следует отметить отличие аудита от ведомственной и государственной ревизии. Аудит отличает самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, а также независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

При необходимости аудирование может сопровождаться инспектированием предприятия в целом или его отдельных подразделений, объектов, сооружений, оборудования, аппаратуры, мест складирования отходов и т. п. При  этом выясняется пригодность и работоспособность оборудования.

Аудирование может включать консультирование, обучение, оказание помощи соответственно специалистам, работающим на предприятии.

 

5. Основные области применения экологического аудита

Сложившаяся практика проведения экологического аудита показывает,  что его применение необходимо в случае: приватизации государственных и муниципальных  предприятий; при реализации процедуры  банкротства; при выдаче лицензий на деятельность в области охраны окружающей среды; при проведении обязательного  экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ; когда это предусмотрено условиями  инвестирования; при подготовке соглашения о разделе продукции; при разработке планов экологического образования, просвещения и воспитания.

Например, экологический аудит  при приватизации предприятия имеет  своей целью предпродажную подготовку приватизируемого предприятия и  заключается в проведении экологического аудита в форме экспресс-аудита или полного аудита (эколого-экономической экспертизы). Полученная в ходе аудита экологическая информация включается в положение об аукционе. Это позволяет оценить экологическое воздействие предприятия на окружающую среду и его экономическую значимость; сформировать требования к новым владельцам по экологическому оздоровлению приватизируемого предприятия; определить источник средств для проведения экологических, технических, организационных и экономических мероприятий; юридически оформить права новых владельцев на природопользование; определить порядок закрепления имущества природоохранного значения.

Экспресс-аудит / 4, 5 / заключается в  анализе документов, регулирующих практику природопользования (разрешения на сброс  в окружающую среду, отчеты о сбросах, выбросах); опрос персонала предприятия  и лиц местных органов власти; осмотр территории. Стоимость экспресс-аудита зависит от числа источников выбросов на предприятии и масштабов его деятельности. Экспресс-аудит позволяет в первом приближении отделить прошлый экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить затраты на восстановление качества окружающей среды до установленного стандартом. Результаты экологического аудита должны найти отражение в заявке на участие в конкурсе (аукционе). В случае, когда экологический ущерб, определенный экспресс-аудитом, сопоставим со стоимостью приватизируемого объекта, то начальная цена предприятия может быть снижена, например, на стоимость первоочередных природоохранных мероприятий.

По результатам экспресс-аудита приватизационная комиссия принимает решение о приватизации и определяет программу природоохранных мероприятий. По ним же для каждого предприятия (объекта) должны быть определены рекомендуемые организационные мероприятия, сроки их проведения, организационно-технические и финансовые возможности их решения по экологическому оздоровлению.

Финансовое обеспечение мероприятий  по закрытию, перебазированию (выводу), перепрофилированию объектов осуществляется новыми собственниками; а экологическое  оздоровление объектов – за счет льгот  по налогообложению. Для проведения указанных мероприятий формируется  по согласованию с соответствующими органами управления фонд экологического оздоровления. Стоимость имущества  природоохранного назначения может  передаваться новому владельцу безвозмездно.

Госкомимущество и МПР по согласованию с территориальными (областными, краевыми, республиканскими) органами власти устанавливают  на местах лимиты использования доходов  от приватизации предприятий на нужды  экологического оздоровления.

Полный экологический аудит (эколого-экономическая  экспертиза) проводится специальной  аудиторской комиссией, созданной  по решению местного комитета по управлению имуществом совместно с территориальным  органом МПР, когда: перечень мероприятий  по экологическому оздоровлению предприятия  не может быть составлен на основании  экспресс-аудита; данных экспресс-аудита недостаточно для принятия решения о способе приватизации.

В этом случае Госкомимущество принимает  решение о продлении срока  разработки и  принятия плана приватизации во время проведения специальной  аудиторской комиссией полного  аудита. Ее состав определяется территориальным  органом МПР и Госкомимущества.

Финансирование работ привлеченных экспертов осуществляется за счет средств  соответствующих комитетов по управлению имуществом и территориального экологического фонда.

Экологический аудит может оказаться  эффективным механизмом при проведении экологической паспортизации предприятий  и территорий при разработке экологического паспорта предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90), декларации о безопасности промышленного объекта (постановление  Правительства Российской Федерации  № 675-95), экологического паспорта нефтяного  промысла (РД 39-127-93), паспорта социально-экономического положения города (положение Госкомстата  № 116-96), радиационно-гигиенических  паспортов организаций и территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 г. № 93).

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Таким образом Экологическое аудит — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта  уполномоченными на  то  юридическими  (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия  действующему  экологическому  законодательству,  экологическим нормативным актам,   стандартам,   сертификатам,   правилам,   требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности,  проведение  консультаций  и выдача рекомендаций.

Задачей аудита является поиск оптимальных  путей сочетания экономического и экологического регулирования  хозяйственной деятельности. Цель - способствовать своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результирующим показателем экологического аудита (ЭА) является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

В настоящее время иностранные  инвестиции в экономику Российской Федерации, в первую очередь осуществляемые через ЕБРР и МБРР, требуют проведения программ экологического аудирования, которое осуществляется по методикам банков специализированными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами, такими как “А Dams & Moore Group Company”, “Делойт энд Туш”, “Прайс Уотерхаус”, “Эрнст энд Янг” и др.

В связи с реализацией Договора о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС и намерением России присоединиться к ВТО существенно  повышается значимость для российских экспортно-ориентированных предприятий  прохождения экоаудита в соответствии с международными нормами.

 

Список использованной литературы:

  1. ГлушковаВ.Г., МакарС.В. Экономика природопользования. – М.: Гардарики, 2003. – 448с.
  2. Инженерная экология и экологический менеджмент /М.В. Буторина, П.В. Воробъев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003. – 528 с.
  3. Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А., Михайлов И.Д., Каграманян А.А. Основы экологии и природопользования. – Харьков: ООО «Олант», 2002. – 384 с.
  4. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые вопросы.- М.: Экзамен, 2000. – 768 с.
  5. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент.-М.: Академический проект: Фонд Мир, 2003.- 320 с.
  6. ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;  
    ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 – «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;  
    ГОСТ Р ИСО 14010-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;  
    ГОСТ Р ИСО 14011-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;  
    ГОСТ Р ИСО 14012-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;  
    ГОСТ Р ИСО 14041:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ»;.

    ГОСТ Р ИСО 14042:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»;  
   ГОСТ Р ИСО 14043:98.- «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;  
   ГОСТ Р ИСО 140050:98.- «Управление окружающей средой. Словарь».

 

 

 

 


Информация о работе Экологический аудит