Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Данная прикладная область экологической науки и соответствующей социально-экологической практики получила у нас в последние десятилетия обобщенное название "Экологическая экспертиза", именно таким образом закрепленное в российском законодательстве.
Задачи реферата:
- раскрыть понятия экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду
- рассмотреть экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Понятия экологической экспертизы и ОВОС…………………………3
3. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС……………………………..7
4. Заключение…………………………………………………………22
5. Список литературы……………………………………………………23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Тамбовский Государственный Технический Университет

 

 

Кафедра «Природа пользования и защита окружающей среды»

Дисциплина  «охрана природы и природопользование»

 

 

 

 

 

реферат

«Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка

группы  СМК-31 Истомина А.Н.

Проверил: Козачек А. В.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3

  1. Понятия экологической экспертизы и ОВОС…………………………3

  1. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС……………………………..7

  1. Заключение…………………………………………………………22

  1. Список  литературы……………………………………………………23

Введение

 

Предметом изучения курса "Экологическая  экспертиза и ОВОС" является один из информационных методов управления природопользованием и охраной  окружающей среды ("экологического менеджмента"), принадлежащий сфере  общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния  окружающей среды и здоровья населения.

Данная прикладная область экологической  науки и соответствующей социально-экологической  практики получила у нас в последние  десятилетия обобщенное название "Экологическая  экспертиза", именно таким образом  закрепленное в российском законодательстве.

Задачи  реферата:

- раскрыть понятия экологической  экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду

- рассмотреть экологические требования, учитываемые при проведении экологической  экспертизы и ОВОС

 

Понятие экологической  экспертизы и ОВОС

 

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей природной среды (ОПС), которая  проводится с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление  которой может оказывать вредное воздействие на ОС.

Помимо государственной, в России существует еще и общественная экологическая  экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело  зависит от решения проводящего  ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.

Эти определения, хотя и введены  законодательно, но не раскрывают всей полноты смысла, содержащегося в  термине «экологическая экспертиза», включающего в широком его  понимании не только контрольную  административную проверку на соответствие экологическим требованиям, но и  научно-практические процедуры экологического обоснования (ЭО) и оценки воздействия  на окружающую среду (ОВОС), которые определяются далее.

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС) - это процесс, соответствующей принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Основные принципы проведения ОВОС:

принцип презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

принцип обязательности проведения ГЭЭ;

принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного  мнения при проведении экологической  экспертизы (ЭЭ);

принцип научной обоснованности, объективности  и законности заключений ЭЭ;

принцип достоверности и полноты  информации, представляемой ЭЭ;

при проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

недопущение (предупреждение) возможных  неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В отличие от административной меры, которой является ГЭЭ, называемая еще  «формой предупредительного контроля», ОВОС - это процедура выявления, обоснования  и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической  обстановке, т.е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии намерений или в ходе проектирования.

ОВОС по сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые  смысловые различия.

1. ОВОС - это "процедура учета"  экологических требований (или обоснование - информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ - "установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение - административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ - "предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.

Экологическое обоснование (ЭО) не имеет  пока нормативно-правового закрепления. Это понятие определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».

Очень похожее на ОВОС, экологическое  обоснование в еще большей  степени, чем оценка, нацелено на проектную  деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.

Все три вышеназванных мероприятия  фактически применяются сегодня  в российской системе экологического управления на разных этапах жизненного цикла объекта.

Государственную экологическую экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие  государственные органы, имеющие  на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов - работников системы бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие  прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.

 

Экологические требования, учитываемые при проведении экологической  экспертизы и ОВОС

Наличие законодательно и административно  закрепленных экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, ввода в эксплуатацию, собственно эксплуатации, а также перепрофилированию, модернизации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов хозяйственной и другой  деятельности обусловливает необходимость их учета, анализа правильности выполнения при проведении экологической экспертизы и ОВОС. Однако на практике далеко не по всем видам деятельности эти требования реально учитываются в ходе ЭЭ и ОВОС, что свидетельствует недостаточном пока развитии этого экологического регулятора природопользования. Кроме учета экологических нормативов при проведении ЭЭ и ОВОС, а также экологическом обосновании хозяйственной и иной деятельности приходится также учитывать другие соответствующие требования, в т. ч. к самой нормативной документации, к прединвестиционным материалам, к проектной и градостроительной документации, а также к материалам лицензий, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов.

     Общие экологические требования при размещении, проектировании,

строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное влияние на состояние ОС закреплены, в основном, в разделе VI, а также косвенно – в разделах IV, VII закона РФ "Об охране окружающей природной среды". Требования двух последних разделов должны учитываться одновременно при экологическом контроле действующих объектов и при экологической экспертизе проектов по аналогичным хозяйственным объектам, а также в случае их размещения на территории.

     При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (раздел VI) в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние ОС, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны  окружающей природной среды. [Закон "Об охране окружающей среды"] [Глава VII] [Статья 34]

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований  в области охраны окружающей среды: восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. [Закон "Об охране окружающей среды"] [Глава VII] [Статья 35]

    При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Запрещается изменение стоимости проектных  работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и  проектов планируемых мероприятий  по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. [Закон "Об охране окружающей среды"] [Глава VII] [Статья 36]

     При строительстве, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещаются строительство и реконструкция  зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и  до установления границ земельных участков на местности, а также изменение  утвержденных проектов в ущерб требованиям  в области охраны окружающей среды.

При осуществлении  строительства и реконструкции  зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной  среды, рекультивации земель, благоустройству  территорий в соответствии с законодательством  Российской Федерации. [Закон "Об охране окружающей среды"] [Глава VII] [Статья 37]

     Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Информация о работе Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и ОВОС