Экологические проблемы трубопроводного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Конструктивная надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять экологическим критериям, поскольку полная или частичная утрата трубопроводом его работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной среды, находящимся в контакте с трубопроводом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта………………………………………………………………………………………………………………………………….4 стр.
1.1 Классификация трубопроводов…………………………………………………………………………………………..4 стр.
1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной системы……………………………………………….5 стр.
1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов…………………………………………………..7 стр.
1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации………………………………………………………..8 стр.
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду……………………………….10 стр.
2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия………………………….10 стр.
2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс………………..12 стр.
2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти нефтепродуктов………………………………..13 стр.
2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами……………………………………………….13 стр.
2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия…………………………………………………………………………………………………………………………15 стр.
Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.1 Воздействия на окружающую природу при строительстве магистральных трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами…………………………………………...17 стр.
3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир…………………………………………………………………………………………………………………………………………….17 стр.
3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период эксплуатации…………………………....19 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….21 стр.
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………....22 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

МИНОБР  НАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Реферат по экологии на тему:

«Экологические  проблемы трубопроводного транспорта»

 

 

 

 

Выполнили:

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Общая  характеристика и конструктивные особенности  трубопроводного транспорта………………………………………………………………………………………………………………………………….4 стр.

1.1 Классификация  трубопроводов…………………………………………………………………………………………..4 стр.

1.2 Характеристика  трубопроводной коммунальной системы……………………………………………….5 стр.  

1.3 Конструктивные  схемы линейной части трубопроводов…………………………………………………..7 стр.

1.4 Трубопроводный  транспорт Российской Федерации………………………………………………………..8 стр.

Глава 2. Влияние  трубопроводного транспорта на окружающую среду……………………………….10 стр.

2.1 Характеристика  воздействий на окружающую среду  и их последствия………………………….10 стр.

2.2 Воздействие  нефти и нефтепродуктов на  почвенно-растительный комплекс………………..12 стр.

2.3. Загрязнение  грунтовой среды при утечках  нефти нефтепродуктов………………………………..13 стр.

2.4 Загрязнение  рек и водоемов нефтью и  нефтепродуктами……………………………………………….13 стр.

2.5 Загрязнение  приземного слоя атмосферы при  эксплуатации магистральных трубопроводов  и его последствия…………………………………………………………………………………………………………………………15 стр.

Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.

3.1 Воздействия  на окружающую природу при  строительстве магистральных трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.

3.2 Взаимодействие  трубопровода с окружающими породами…………………………………………...17 стр.

3.3 Влияние  строительства и эксплуатации  магистральных трубопроводов на  животный мир…………………………………………………………………………………………………………………………………………….17 стр. 

3.4 Мероприятия  по охране окружающей среды  в период эксплуатации…………………………....19 стр.

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….21 стр.

Список использованной литературы……………………………………………………………………………………....22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трубопроводный  транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам.

Трубопроводные  системы являются основой системы  обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем (теплом), газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы) [16;17].

Для надежного  и устойчивого развития общества в трубопроводных системах водоснабжения, водоотведения, тепло- и газоснабжения, нефте- и газопроводах в России уложено 2 млн км подземных трубопроводов [19].

Трубопроводные  конструкции и системы находят  широкое применение практически  во всех отраслях народного хозяйства. Трубопроводы относятся к категории  энергонапряженных объектов, отказы которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Многочисленные отказы на технологических трубопроводах, транспортирующих пожаро-взрывоопасные продукты, ядовитые компоненты и токсичные среды, приводят к локальным и масштабным загрязнениям окружающей среды, создают повышенный риск с точки зрения безопасности персонала и населения. Особую остроту приобретает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов, аммиакопроводов и других продуктопроводов. Отказ магистрального трубопровода, проявляющийся в местной потере герметичности стенки трубы, трубных деталей или в общей потере прочности в результате разрушения, приводит, как правило, к значительному экологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

Определяющим  критерием экологической безопасности трубопроводов является их надежность — один из основных показателей  качества любой конструкции (системы), заключающийся в способности  выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение  требуемого промежутка времени "жизненного цикла".

Конструктивная  надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять  экологическим критериям, поскольку  полная или частичная утрата трубопроводом  его работоспособности неизбежно  сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться  с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений  должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной  среды, находящимся в контакте с  трубопроводом.

Наибольшую  потенциальную опасность для  окружающей среды представляют магистральные  трубопроводы, являющиеся линейно-протяженными объектами с высоким уровнем  экологической опасности. Поэтому  поиск эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение  конструктивной надежности трубопроводов, — весьма актуальная задача с высокой  экологической ответственностью [9].

 

 

 

 

 

 Глава 1. Общая характеристика  и конструктивные особенности  трубопроводного транспорта

1.1 Классификация трубопроводов

В зависимости  от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся  газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления - на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

Технологические трубопроводы составляют свыше одной  трети трубопроводов промышленных предприятий. По ним транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения  технологического процесса. По технологическим  трубопроводам транспортируются также  вредные для здоровья и опасные  в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах [1].

По характеру  линейной части различают трубопроводы:

·   магистральные, которые могут быть однониточные простые (с одинаковым диаметром  от головных сооружений до конечной ГРС) и телескопические (с различными диаметрами труб по трассе), а также  многониточные, когда параллельно  основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

·   кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов  для увеличения надежности снабжения  газом (нефтепродуктами) и равномерной  подачи газа (нефтепродуктов), а также  для объединения магистральных  газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный  для перекачки не только нефти, но и нефтепродуктов. Когда хотят  подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости  от вида перекачиваемого нефтепродукта  трубопровод называют также бензинопроводом, керосинопроводом или мазутопроводом и т. д.

По своему назначению нефтепроводы делятся на три группы:

- внутренние (внутрипромысловые, внутризаводские и т. п.) — соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;

- местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяженность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной дороге или в наливные суда;

-магистральные — характеризуются большой протяженностью (до 1000 км и более), поэтому перекачка нефти (нефтепродуктов) производится одной или несколькими насосными станциями, расположенными по трассе, непрерывно (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

В соответствии со СНиП 11.45—75 установлено четыре класса магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в зависимости от условного диаметра труб: I класс — более 1000 мм; II класс — 1000—500 мм; III класс — 500—300 мм и IV класс — менее 300 мм.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или  трубопровод, соединяющий отдельные  газовые месторождения.

Ответвлением  от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно  к магистральному газопроводу и  предназначенный для отвода части  транспортируемого газа к отдельным  населенным пунктам и промышленным предприятиям [2;6].

Трубопроводы, транспортирующие продукцию скважин  на площадях нефтяных месторождений, делятся:

1) по назначению - на нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, нефтегазоводопроводы и водопроводы;

2) по напору - на напорные и безнапорные;

3) по рабочему  давлению - на трубопроводы высокого (6,4 МПа и выше), среднего (1,6 МПа)  и низкого (0,6 МПа) давления;

4) по способу  прокладки - на подземные, полуподземные, надземные, наземные и подводные;

5) по функции  - на выкидные линии, идущие  от устьев скважин до групповой  замерной установки; нефтяные, газовые,  водяные и нефтегазоводяные сборы с коллектора; товарные нефтепроводы;

6) по гидравлической  схеме работы – простые трубопроводы, без ответвлений и сложные  с ответвлениями к которым  относятся также замкнутые (кольцевые)  трубопроводы [3;7].

Все перечисленные  трубопроводы по напору делятся на трубопроводы с полным заполнением  трубы жидкостью и трубопроводы неполным заполнением трубы жидкостью.

Трубопроводы  с полным заполнением сечения  трубы жидкостью называются напорными, а трубопроводы с неполным заполнением  сечения могут быть как напорными, так и безнапорными.

Выкидные  линии и нефтесборные коллекторы обычно не полностью заполнены нефтью, т.е. часть сечения выкидных линий  или коллектора занята газом, выделившимся или в процессе движения нефти  по ним, или увлеченным нефтью из сепараторов  в связи с их плохой работой.

В самотечных нефтепроводах нефть движется под  действием гравитационных сил, обусловленных  разностью вертикальных отметок  в начале и в конце нефтепровода. Если при этом в нефтепроводе нефть  и газ движутся раздельно, то такой  нефтепровод называют свободно-самотечным, или безнапорным, а при отсутствии газовой фазы напорно-самотечным [17].

1.2 Характеристика трубопроводной  коммунальной системы

Трубопроводные  системы являются основным элементом  коммунальных систем, которые во многом формируют основные потребительские  требования к ним. Значительная протяженность  трубопроводных сетей обусловлена  размерами территории России, на которой  расположено 3100 городов, поселков, населенных пунктов, имеющих высокую степень  благоустройства: 84 % оборудованы централизованным водопроводом, 82 % канализацией, 85 % централизованным теплоснабжением. Системы ЖКХ развивались  в сложных послевоенных условиях, при ограниченном финансировании и  необходимости быстро обеспечивать коммунальными услугами огромное жилищное строительство. Поэтому из многих видов  труб в российских трубопроводных сетях  в основном применялись дешевые  высокотехнологичные в монтаже  стальные трубы.

Жизненный цикл трубопроводных систем включает следующие  этапы:

1. Проектирование. Этот цикл наиболее короткий, но самый важный. Именно при  проектировании принимаются все  основные решения, от правильности  которых на 80 % зависит количество  и качество трубопроводной системы.  На этой стадии анализируют  назначение объекта, условия его  будущей эксплуатации и в зависимости от этого принимают решение о выборе материала трубопровода. Правильность принятия решений на данной стадии позволит значительно уменьшить строительные и эксплуатационные затраты.

2. Строительство  – 0,5–2 года. В этот период  на оставшиеся 10–20 % определяется качество трубопровода. Соблюдение всех монтажных правил, правильность технологии монтажа, транспортировки, погрузки, разгрузки, приемки и хранения материала позволит обеспечить длительный и бесперебойный срок службы трубопровода и значительно снизить эксплуатационные расходы.

3. Эксплуатация. Наиболее продолжительный период  в жизни трубопроводных систем, сопоставимый со сроком службы  здания или населенного пункта (50–100 лет). Именно при эксплуатации  выявляются все недостатки проектных  решений и монтажа, при значительной  величине которых затраты на  эксплуатацию достигают критической  величины, что напрямую отражается  на материальном благосостоянии  граждан. Необходимо отметить, что  затраты на эксплуатацию систем  трубопроводов многократно превышают  первоначальные затраты на их  монтаж и проектирование (в десятки  раз).

Информация о работе Экологические проблемы трубопроводного транспорта