Язык и речь животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Животные не обладают развитой речью, но способны обмениваться друг с другом информацией (об опасности, о наличии запасов пищи и пр.). В связи с этим зоопсихологи и этологи используют термин «язык животных», под которым понимают сумму сигналов, используемых для общения (звуковых, обонятельных, тактильных, зрительных и т. д.). При этом принято считать, что это язык низшего рода, имеющий лишь небольшое сходство с человеческой речью.

Содержание работы

Введение 3

1. Язык и речь животных 4

2. Отличие речи человека от «речи» животных 9

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Язык и речь животных.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное строит свои отношения с природой с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. 
 
Трудовая деятельность, как правило, осуществляется совместно с другими людьми. Любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми. Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда. Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является коммуникация между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше организация и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире не обязательно вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми. 
 
Именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека. 
 
В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества, т. е. принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека. 
 
Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека. 
 
Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше. 
 
Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями. Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. 
 
Благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головного мозга, то  У человека они занимают 30%. Кроме этого, переднелобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека. 
 
Заключение 
 
Проведенный теоретический анализ научной литературы позволил выявить следующие отличия речи человека как средства общения от речи животных. Во-первых, в отличие от человеческого языка «язык» животных – врожденный. Другая особенность языка животных состоит в том, что они пользуются им не преднамеренно. Сигналы у них возникают под воздействием эмоционального состояния, служат его выражением и специально не предназначаются соплеменникам. Ответные реакции носят такой же врожденный характер, как и вызывающие их сигналы. 
 
Характерная черта человеческой речи заключается в том, что она употребляется для взаимной, обоюдной коммуникации. Годовалый ребенок, еще не умеющий говорить, тем не менее, реагирует на обращенные к нему слова матери и тем самым определяет характер ее последующих высказываний. Общение животных носит иной характер. У них коммуникация однонаправленная и никак не корректируется ответной реакцией партнеров по стае. 
 
Еще одна отличительная черта человеческой речи заключается в том, что знаки-(слова) человеческого языка имеют четкий дискретный характер и однозначны, тогда как между сигналами животных нет четких границ, а их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены. Почти у всех животных имеются способы передачи информации, связанны с теми или иными явлениями действительности, но только для человеческого существа речь – это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того чтобы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями. 
 
В результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда возникла вторая сигнальная система как результат высшей нервной деятельности человека (по И. П. Павлову), отражающая различные способы психического отражения действительности. 
 
Список литературы 
 
Выготский, Л. С. Мышление и речь [текст] / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М. : Изд-во РПО, 2006. – 510 с.

Годфруа Ж. Что такое психология [текст] / Ж. Годфруа. – М. : Наука, 1996. – 528 с. 
 
Дембовский Я., Лурия А. Р. Язык и сознание [текст] / Под редакцией Е. Д. Хомской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 320 с. 
 
Дубинин, Н. П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека [текст] / Н. П. Дубинин, Ю. Г. Шевченко. – М. : Наука, 1976. – 371 с. 
 
Леонтьев, А. Н. Язык, речь, речевая деятельность [текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. 
 
МакФарленд, Д. Поведение животных : психобиология, этология и эволюция [текст] / Д. МакФарленд ; под ред. П. В. Симонова. – М. : Мир, 1988. – 357 с. 
 
Немов Р. С. Общая психология : учебное пос. для студ. вузов. – М.: Владос, 2004. – 687 с. 
 
Общая психология [текст] : учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1970. – 432 с. 
 
Панов, Е. Н. Сигнализация и "язык" животных [текст] / Е. Н. Панов. – М. : Наука, 1976. – 299 с. 
 
Резникова Ж. И. Интеллект и язык животных и человека : основы когнитивной этологии [текст] / Ж. И. Резникова. – М. : Академкнига, 2005. – 455 с. 
 
Теории личности : познание человека [текст] / С. Клонингер. – СПб. : Питер, 2003. – 720 с. 
 
Уэйнрайт, Г. Язык тела [текст] / Г. Уэйнрайт. – М. : Фаир-Пресс, 1999 – 311 с. 
 
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии [текст] / Под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю. Федорович. − М. : Владос, 1998.


Информация о работе Язык и речь животных