Язык и речь животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Животные не обладают развитой речью, но способны обмениваться друг с другом информацией (об опасности, о наличии запасов пищи и пр.). В связи с этим зоопсихологи и этологи используют термин «язык животных», под которым понимают сумму сигналов, используемых для общения (звуковых, обонятельных, тактильных, зрительных и т. д.). При этом принято считать, что это язык низшего рода, имеющий лишь небольшое сходство с человеческой речью.

Содержание работы

Введение 3

1. Язык и речь животных 4

2. Отличие речи человека от «речи» животных 9

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Язык и речь животных.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Язык и речь животных — реферат

Содержание 
 
Введение 3 
 
1. Язык и речь животных 4 
 
2. Отличие речи человека от «речи» животных 9 
 
Заключение 16 
 
Список литературы 17 
 
Введение 
 
Животные не обладают развитой речью, но способны обмениваться друг с другом информацией (об опасности, о наличии запасов пищи и пр.). В связи с этим зоопсихологи и этологи используют термин «язык животных», под которым понимают сумму сигналов, используемых для общения (звуковых, обонятельных, тактильных, зрительных и т. д.). При этом принято считать, что это язык низшего рода, имеющий лишь небольшое сходство с человеческой речью. Под языком человека подразумевается сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы. Все эти признаки характерны только для языка человека. Развитой язык человека является системой кодов, достаточной, для того, чтобы передать, обозначить любую информацию даже вне всякого практического действия. «Язык» животных, не имеющий этих признаков, – это квазиязык. 
 
На протяжении многих десятилетий проблема сходства и различий речи человека как средства общения и речи животных является предметом исследования многих ученых в области сравнительной психологии, зоопсихологии и этологии. Изучению проблемы возникновения и развития речи посвящены многочисленные научные исследования Л. С.Выготского, Ж. Годфруа, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Н. Хомского и др. Но, несмотря на большое число работ, проблема отличия речи человека как средства общения от речи животных до конца не изучена. 
 
Цель исследования – изучить отличия речи человека как средства общения от речи животных. 
 
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: 
 
1) Изучить особенности «языка» и способов коммуникаций животных. 
 
2) Определить и описать различия в речи человека и животных. 
 
Метод исследования – теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 
 
1. Язык и речь животных 
 
Издавна считалось, что у каждого вида животных есть свой язык, понятный только им самим. Используя его, птицы переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку. 
 
Язык животных представляет собой достаточно сложное понятие и не ограничивается только звуковым каналом связи. Важную роль в обмене информацией играет язык поз и телодвижений. 
 
Связь с окружающим миром у животных осуществляется при помощи органов чувств, которые предназначены для восприятия окружающего мира. Они получают информацию об изменениях окружающей среды или, иначе говоря, сигналы или стимулы - такие, как световые или звуковые колебания, изменения температуры и т. д. Адекватное восприятие окружающей среды обеспечивает выживаемость, а также возможность адаптации к изменяющимся условиям. Каждый орган чувств воспринимает изменения окружающей среды при помощи находящихся в них рецепторов. В зависимости от степени развития у животных тех или иных органов чувств, при общении могут использоваться разные способы коммуникаций. 
 
Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях. 
 
Важнейшим элементом языка зверей является язык запахов. Язык запахов предполагает, что животное находится поблизости от того места, где находится или побывал другой зверь. Язык большинства животных - это совокупность конкретных сигналов - звуковых, обонятельных, зрительных и т. д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент 
 
В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – 40, лошади – до 100 звуков. Эти звуки передают общее психоэмоциональное состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость и пр. 
 
Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит. У шимпанзе, например, относительно высоко развита речь, которая в некоторых отношении – человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это – система эмоционально-экспрессивных выражений, но не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений и смыслов, которыми богата человеческая речь. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам. 
 
У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты – приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т. е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами. 
 
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции не врожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека и лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. 
 
С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

Так, обезьяны используют очень много звуков, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями. Французский учёный Пьеркон де Жамблу составил обезьяний словарь, включающий 11 слов-сигналов, используемых обезьянами. Немецкий учёный Г. Швидецкий доказывает, что древние языки монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» – злоба. Они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование. Приматолог Е. Н. Панов считает, что шимпанзе могут намеренно передавать друг другу сведения о пространственном расположении объектов на основе существующего у них способа передачи сообщений. 
 
Дельфины вызывают большой интерес своей хорошей обучаемостью и разнообразной игровой деятельностью, проявляемой при контакте с человеком. Дельфины легко имитируют различные звуки и подражают словам человека. Они обладают богатством звуковых сигналов и активно общаются между собой с помощью самых разных звуков – частых тональных свистов и резких пульсирующих звуков-щелчков. У каждого дельфина свой характерный свист – «голос», присущий только ему одному. Находясь вдвоём или в группе, дельфины ведут активный «разговор» - обмениваются сигналами: пересвистываются, издают щелчки. Когда один дельфин подаёт сигнал, то другой в этот момент молчит или свистит. Общаясь с детёнышем, самка дельфина издаёт до 800 различных звуков. 
 
Общение между дельфинами происходит непрерывно и в том случае, если они отделены, но могут слышать друг друга. Если изолировать дельфинов даже на 8 тысяч километров, но установить между ними радиосвязь, они взаимно реагируют на сигналы «собеседника». Звуки дельфинов отражают их эмоциональное состояние и выражают собой сигналы, связанные с поиском пищи, заботой о потомстве, защитой. 
 
По мнению немецкого профессора Венцеля речь собак состоит из звуков: А, Б, Ф, Х, И, Н, П, Р, У и слогов: Паф, Пиф, Баф, Бау, Кнур, Ау. Они выражают определённые состояния: паф – желание, пиф – возмущение, бау – сообщение о новости, кнур – враждебность. Если собака лает отрывисто – «ам!», глядя на человека и приподняв одно ухо – это означает вопрос, недоумение; когда она поднимает морду и издаёт протяжное «ау-у-у» - ей тоскливо; если повторяет несколько раз «мм» - что-то просит; рычание со звуком «ррр!» - угроза. 
 
2. Отличие речи человека от «речи» животных 
 
Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи.

Похож ли этот процесс на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое в случае голосового общения животных. 
 
Если поймать цыпленка и насильно удерживать его, то он начинает биться и пищать; его писк привлекает к себе наседку, которая устремляется по направлению к этому звуку и отвечает на него своеобразным квохтанием. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле крик цыпленка является врожденной, инстинктивной (безусловно-рефлекторной) реакцией, принадлежащей к числу так называемых выразительных движений, которые не указывают и не означают никакого определенного предмета, действия или явления. Они связаны только с известным состоянием животного, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей. В свою очередь и поведение курицы является простым инстинктивным ответом на крик цыпленка, который действует на нее как таковой – как раздражитель, вызывающий определенную инстинктивную реакцию, а не как означающий что-то, т. е. отражающий то или иное явление объективной действительности. Принципиально таким же по своему характеру остается и голосовое поведение у многих животных. 
 
Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги. Язык человека выражается через его речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука. 
 
У птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления.

Основная масса сигналов животных, передаваемых по каналам основных видов коммуникации, не имеет непосредственного адресата. Этим «языки» животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны. 
 
Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций. Наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов и дельфинов. 
 
Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего. 
 
Однако, главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение. 
 
Преимущество человека перед другими животными состоит так же в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь. 
 
Таким образом, почти у всех животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать об опасности, привлекать потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но все эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности не по их объективно сходным признакам, а лишь по сходству инстинктивного отношения к ним животного. Они относятся не к самим предметам действительности, а связаны с субъективными состояниями животного, возникающими в связи с этими предметами. 
 
И только для человеческого существа речь – это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того что бы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Информация о работе Язык и речь животных