Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:21, реферат
Практически каждый день человек испытывает множество стрессов: начиная от часовых простоев в автомобильных пробках, хамства в транспорте, шума, чрезмерной боли, загрязненного воздуха, и заканчивая информационными перегрузками, критическими событиями в жизни, конкуренцией в бизнесе, угрозами самооценке, окружению и других. Динамичная жизнь, обстоятельства и развитие политической и экономической ситуации только прибавляют стрессов современным руководителям. Стресс становится неотъемлемой частью руководящего положения: приходится быстро реагировать, выбирать, принимать решения, выстраивать отношения, сталкиваться с авралами, поступаясь свободным временем и личными делами во имя компании.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством случаев стрессового срыва у руководителей.
Целью данной работы является изучить работу руководителя и выявить факторы, способствующие развитию стресса.
Введение 3
Задачами работы является: 4
1. Стресс: понятие, причины, виды. 5
1.1 Общее понятие о стрессе 5
1.2 Причины и факторы, провоцирующие стресс. 8
1.3 Виды стрессов 13
2. Стресс в работе руководителя: причины и методы борьбы. 15
2.1 Профессиональный стресс. 15
2.2 Методы борьбы со стрессом в работе руководителя. 21
Заключение 24
Список литературы 26
Во-первых, любого руководителя
время от времени охватывает чувство
профессиональной несостоятельности.
У руководителя возникает ощущение,
что ему не хватает образования,
опыта, навыков. Усилия же, необходимые
для усвоения новых знаний и опыта,
каждый год отнимают все больше времени
и энергии. Руководитель стоит перед
выбором: либо изо всех сил пытаться
угнаться за временем и решить непосильную
задачу, либо остаться в хвосте с
ощущением своей
Во-вторых, управленческий труд
связан с перегрузками, временным
прессингом, постоянным переключением
с одного вида деятельности на другой.
Иногда побуждающей силой для
работы становятся жесткие временные
рамки и фиксированное
В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.
В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрессу занятие.
Успешно конкурируют со служебными, должностными стрессами так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие:
Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения темпераментов либо интересов.
Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как мир, руководитель, как глава семьи, замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время сам поступал точно так же.
Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, но уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он - человек, влияющий на судьбы многих людей, -- все еще остается сыном (дочерью), которого родители продолжают воспитывать.
Стресс, вызванный домашней обстановкой. Если у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения, такое положение вполне может стать стрессором.
Стресс руководителя - это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.
Существует ряд способов снять стрессовое напряжение.
Снять напряжение. Вытеснение психологических проблем на уровень физиологии относится к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация -- перенос энергии из менее успешной сферы жизни в более успешную. Или "моторное отреагирование" -- спорт, движение.
Сменить обстановку. Многие руководители отдыхают в кругу тех же людей, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. Такой отдых становится практически продолжением бизнеса. Поэтому помимо смены обстановки желательно сменить и круг общения.
Осознать
проблему. Самое главное это понять суть
проблемы. И отнестись к этому максимально
серьезно: проанализировать причины появления
неприятных, а подчас опасных симптомов,
разобраться, на что ваш организм реагирует
столь болезненно, какую информацию он
стремится до вас донести.
Также существует ряд принципов или правил разумного отношения к жизни. К таким принципам можно отнести следующие:
1. Постоянно ставить соразмерные
собственным возможностям
2. Уметь отличать главное
от второстепенного. Этот
3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичным в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находишься. Игнорирование этого принципа ведет не только к излишней трате сил, но и к дистрессу.
4. Уметь подходить к
проблеме с разных сторон. Речь
идет о многоплановости
5. Готовиться к любым
неожиданным событиям заранее.
Настраивая себя на возможные,
да и на непредвиденные
6. Воспринимать действительность
такой, какова она в
7. Стараться понимать
окружающих. Адекватное понимание
других, в частности мотивов их
поведения, проникновение в их
внутренний мир позволяет
8. Уметь извлекать положительный
опыт, уроки из всего происходящего.
Любой приобретенный опыт, при
условии серьезного его
Стресс неотъемлемая часть в работе руководителя. Но если вспомнить слова первооткрывателя стресса, нобелевского лауреата Ганса Селье: «Стресс - это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него».
А для этого весьма полезно создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением. Вообще, улучшение микроклимата в коллективе - один из самых важных и серьезных методов в антистрессовой стратегии фирмы. Первую скрипку здесь по праву играет руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников. Психологи считают самым эффективным вариантом критики подчиненного такой, который производится по формуле «плюс-минус-плюс». Она начинается с признания заслуг работника в прошлом и с констатации положительного отношения к нему со стороны начальника. Затем высказываются критические замечания по конкретному поводу, после чего руководитель выражает уверенность, что подчиненный справится с проблемой.
Очень важным элементом антистрессовой стратегии компании является тестирование при приеме на работу. Оно позволяет произвести фильтрацию людей, неустойчивых к стрессу и не допустить, чтобы в коллективе было собрано большое число подобных работников.
1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин СИ., Суханов И.О. Социология и психология управления -- Ростов н/Д: Феникс, 2007
2. Батаршев А.В.; Лукьянов А.С. Психология управления персоналом. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007
3. Бьюлер П. Основы менеджмента. - М.: Издательство: Попурри, 2006
4. Веснин В.Р. Менеджмент.- М., Проспект, 2006.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.,Гардарики,2003.
Информация о работе Управление стрессом в деятельности руководителя