Китайскому философу Конфуцию
принадлежит одна из первых в истории
человечества идей, заключающихся во всестороннем
развитии личности. Он отдавал преимущество
перед образованностью развитию в человеке
нравственного начала. Мудрецы и философы
дальневосточной цивилизации воспитывали
в молодых людях почтительность к старшим,
проповедовали стремление к достойной
жизни, соразмерной с общественными нормами,
ориентировали на бесконечное самосовершенствование.
Последнее предполагало не только познание
высшей добродетели, но и следование ей
в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно
было сделать добродетельной, не убегая
от страданий в нирвану, не возлагая все
надежды на мир иной. Поскольку престиж
образованного человека был очень высок,
постольку сложился культ образования.
В свою очередь воспитание носило преимущественно
семейно-сословный характер.
Центром Южноазиатской
цивилизации была Индия. Данной цивилизации
были свойственны общинный уклад жизни
и кастовая организация общества, освященная
ритуальным символизмом. Педагогическая
традиция опиралась на принцип единства
трех обязательств человека: перед богом,
мудрецами и предками. Через суровое воспитание
и самовоспитание человек должен был преодолеть
собственную природу и высвободить внутренний
мир для слияния с над-личным и над-социальным
божественным абсолютом. То есть достичь
нирваны.
Мировоззренческой основой
педагогической традиции Южноазиатской
цивилизации был индуизм, а позднее буддизм.
Данная основа и определяла образ жизни
человека, систему социальных и этических
норм, обрядов и праздников. Ни воспитание,
ни обучение не считались всесильными.
Врожденные качества и наследственность
в рамках данной традиции полностью обусловливали
возможности воспитания и образования
в процессе развития человека. Педагогический
идеал, различавшийся в зависимости от
касты, имел в своей основе такие общие
черты, как самообуздание, добронравие,
верность обетам, разумность и скромность.
Например, у брахманов ведущим качеством
считалось проявление интеллектуальных
способностей, у кшатриев — силы и мужества,
у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров
— покорности.
Ближневосточная
цивилизация формировалась под мощным влиянием
ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная
и, соответственно, педагогическая традиция
была проникнута глубокой монотеистической
религиозностью, сочетавшейся с элементами
рационализма. Человек в мусульманской
культуре считался рабом всемогущего
Аллаха. Под воспитанием понимали процесс
культивирования добродетелей, важнейшей
из которых считалось единство слова и
дела. Поэтому смысл воспитания сводился
к выработке у воспитанников навыков послушания,
повиновения воле Аллаха и исполнения
религиозных обязанностей. А также требовалось
строго выполнять предписанные нормы
поведения, которые носили сакральный
характер и вводили человека в традиционный
уклад жизни — конфессиональную, кастовую,
родовую общность.
К фундаментальным основам
исламского воспитания и обучения относили
не только религию, знания и науку, мудрость,
справедливость, практику и мораль, но
и одаренность человека.
Базисные педагогические традиции
великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания.
Данному типу свойственны жесткие требования
относительно выполнения традиционных
норм и канонов. Человек здесь понимается
как духовное единство эмоций, воли и разума.
Одновременно эта традиция стремится
обратиться прямо к сердцу как средоточию
божественного и человеческого. Поэтому
знание носит вторичный характер как способ
достижения «локальных» задач. В результате,
для человека Востока ограничение индивидуальной
свободы, независимости мышления, самостоятельности
в различных сферах общественной жизни
было типично.
Западная цивилизация зародилась в античную эпоху.
Становление западной педагогической
традиции началось в Древней Греции. Именно
тогда сложились спартанская и афинская
модели обучения и воспитания, ставшие
первоисточником развития западной педагогической
теории и практики. Если Спарта продемонстрировала
миру образец общественного и военно-физического
воспитания, то Афины — систему всестороннего
и гармоничного развития человека. Именно
здесь был выдвинут идеал воспитания свободной
творческой личности, включенной в полисный
(общественный) уклад жизни, соразмерно
античному пониманию космоса. Пафос практики
воспитания и обучения в Древней Греции
пронизывал принцип соревновательности
(агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно
состязались в гимнастике, танцах, музыке,
словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая
свои лучшие качества. В трактате «Государство»
Платон одним из первых выдвинул идею
воспитания человека на протяжении всего
жизненного пути.
Уже на данном этапе развития
западной цивилизации как генотипа современной
европейской культуры проявилась тенденция
сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных
подходов к решению воспитательно-образовательных
проблем.
Базовая педагогическая традиция
западной цивилизации прошла долгий и
противоречивый путь.
Следует выделить основные
черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания.
К ним относятся:
• ценностно-рациональный характер
обучения и воспитания;
• преимущественная ориентация
на развитие воли и разума;
• утверждение в человеке индивидуального
и творческого начал, сочетавшееся с гармонизацией
отношений с социумом.
Для понимания исторического
развития педагогических традиций западной
цивилизации и формирования соответствующего
процесса в России особое значение имеет
римский период.
Воспитание в Риме носило гражданский
и политический характер, а образование
было по преимуществу риторическим.
Воспитание в Византии ориентировалось
на познание души или самопознание и, соответственно,
на самосовершенствование. Именно в этот
период зарождается педагогическая традиция
светского и книжного образования, стремящаяся
к независимости от диктата церкви и поиску
гуманистических идеалов в воспитании
человека.
Соответствующие традиции складывались
в России преимущественно под влиянием
западной культуры и цивилизации, в особенности
византийской.
В. О. Ключевский характеризовал
ее следующим образом:
• в древний период — семейно-общинное
воспитание и мифологическое образование;
• затем христианское воспитание
человека на «миру» и приобщение человека
к православию с самого раннего возраста;
• схоластическое образование.
На протяжении длительного
исторического периода воспитание в России
подразделялось на народное (крестьянское),
домостроевское (воспитание в семьях купцов
и мещан) и дворянское. В свою очередь народное
образование было начальным и ремесленным,
а дворянское высшим.
С 1917 года в России реализуются
идеи коммунистического воспитания. Последнее
предполагает программу всеобщей грамотности
и трехступенчатую систему непрерывного
образования, характеризующуюся единообразием
образовательных учреждений во всех регионах
России (детский сад, школа, училище, техникум,
институт, университет).
С начала 1990-х годов Россия перешла
к новому этапу решения воспитательных
и образовательных задач.
Резюме
В истории развития педагогической
практики выделяют два главных типа воспитания:
первобытного и социально-ориентированного
человека.
В процессе цивилизационного
развития человечества оформились восточный
и западный типы воспитания.
В истории развития педагогических
традиций каждого народа имеются характерные
особенности, которые определяют неповторимость
соответствующих тенденций в каждой стране.
Также на процессы воспитания и образования
оказывают влияние факторы повседневной
жизни, культуры и цивилизации, исторической
ситуации в стране. Россия, обогатившись
культурно-образовательными традициями
Запада и Востока, создала свои традиции
воспитания и образования человека.
Воспитание в педагогическом
смысле
В
широком педагогическом смысле воспитание —
это специально организованное, целенаправленное
и управляемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитуемого с целью
формирования у него заданных качеств,
осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
В
узком педагогическом смысле воспитание —
это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных
воспитательных задач.
Влияние воспитания на развитие
личности
Роль воспитания оценивается
по-разному — от утверждения его полной
бессмысленности (при неблагоприятной
наследственности и плохом влиянии среды)
до признания его единственным средством
изменения человеческой природы. Воспитанием
можно добиться многого, но полностью
изменить человека нельзя.
Важнейшая задача
воспитания — выявление склонностей и дарований,
развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями человека, его способностями
и возможностями.
Зависимости воспитания от
степени развития
Специальные
исследования показали, что воспитание
может обеспечить развитие определенных
качеств, только опираясь на заложенные
природой задатки. Воздействуя на развитие
человека, воспитание само зависит от
развития, оно постоянно опирается на
достигнутый уровень развития.
Цели
и методы воспитания должны соответствовать
не только уровню развития, уже достигнутому
ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
Только то воспитание признается хорошим,
которое идет вперед развития. Формирует
личность воспитание, ведущее за собой
развитие, ориентирующееся на процессы,
которые еще не созрели, но находятся в
стадии становления.
См.также: Закономерность
физического и духовного воспитания
Виды и классификация
воспитания, цели воспитания
Умственное воспитание
Цель воспитания —
это то, к чему стремится воспитание, будущее,
на достижение которого направляются
его усилия.
Сегодня главная цель
средней школы — способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию личности,
всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Сознательное
усвоение системы знаний содействует
развитию логического мышления, памяти,
внимания, воображения, умственных способностей,
склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания:
усвоение определенного объема
научных знаний;
формирование научного мировоззрения;
развитие умственных сил, способностей
и дарований;
развитие познавательных интересов
и формирование познавательной активности;
развитие потребности постоянно
пополнять свои знания, повышать уровень
подготовки.
Физическое воспитание
Физическое
воспитание — неотъемлемая составляющая часть
почти всех воспитательных систем. Физическое
воспитание способствует выработке у молодежи качеств,
необходимых для успешной умственной
и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, правильное
физическое развитие;
повышение умственной и физической
работоспособности;
развитие и совершенствование
природных двигательных качеств;
развитие основных двигательных
качеств (силы, ловкости, выносливости
и др.);
воспитание нравственных качеств
(смелости, настойчивости, решительности,
дисциплинированности, ответственности,
коллективизма);
формирование потребности в
постоянных занятиях физкультурой и спортом;
развитие стремления быть здоровым,
бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание охватывает
те аспекты воспитательного процесса,
где формируются трудовые действия, складываются
производственные отношения, изучаются
орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор
развития личности.