Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:05, контрольная работа
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского  университета Карл Леонгард, автор  концепции «акцентуированных личностей».
     В наиболее лаконичном виде акцентуацию  можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает  повышенную уязвимость личности в отношении  определенного рода воздействий.
ВВЕДЕНИЕ              3 
1. Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда      4
2. Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду        6
3. Модель А.Е. Личко             9
4. Описание типов  психопатий и акцентуаций характера  по А. Е. Личко 10
5. Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности            19
6. Методы выявления акцентуаций        20 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           22
ЛИТЕРАТУРА
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку работу А.Е. Личко. Он разделяет позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других.
     Исходя 
из клинических целей, А.Е. Личко 
предложил иную модель, чем Леонгард, 
в которую входят не только типы 
акцентуаций характера (крайние 
варианты нормы), но и типы психопатий 
(патологических проявлений характера). 
Опросник, разработанный А.Е. Личко 
на основе этой модели, предназначен для 
лиц подросткового и юношеского 
возраста (14 – 18 лет) и используется 
для диагностики органических нарушений, 
которые в сочетании с 
А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера:
4. 
Описание типов 
психопатий и акцентуаций 
характера по А. 
Е. Личко  
     Данная 
систематика предназначена 
Гипертимный тип
Гипертимные подростки отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Наблюдается наличие высокого отклика на все новое, но интересы неустойчивы. Большая активность гипертимов сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.
     В 
случаях, когда речь заходит о 
более тяжелых аномалиях 
От представителей типа неустойчивых таких подростков всегда отличает повышенный жизненный тонус, оптимизм, живой интерес к новому, сильное стремление к лидерству.
Данная психопатизация нередко осуществляется по принципу психопатического развития (под влиянием окружающей среды). Как чрезмерная опека в семье (гиперопека), так и гипоопека, могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.
Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности вырисовываются истероидные черты. При столкновениях с трудностями, при неудачах, угрозе наказания возникает желание разжалобить других, произвести впечатление своей незаурядностью, прихвастнуть. в развитии этого типа также важную роль играет среда (например, воспитание по типу «кумира семьи» может иметь неблагоприятные последствия).
Гипертимно-аффективный вариант отличается усилением черт аффективной взрывчатости. Вспышки раздражения и гнева здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшеми поводу. Нередко утрачивается контроль над собой.
Циклоидный тип
Исследования показали, что в подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации – типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возниакет первая субдепрессивная фаза. С утра ощущается вялость и упадок сил, труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Падает аппетит, нередко наблюдается сонливость. Мелкие неприятности они переживают крайне тяжело. Серьезные неприятности могут вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.
У типичных циклоидов фазы обычно длятся 2-3 недели. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид сново превращается в гипертима. Такие периоды случаются реже, чем субдепрессывные фазы, и бывают менее яркими. У циклоидных подростков важнейшим из «мест наименьшего сопротивления» является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа.
Лабильные циклоиды во многом приближаются к лабильному типу. Фазы здесь гораздо короче (в несколько дней). В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями, но нет чрезмерной эмоциональной реактивности (в отличии от лабильного типа).
     Подростковые 
поведенческие реакции у 
Лабильный тип
     Главная 
черта лабильного типа – крайняя 
изменчивость настроения, которое меняется 
слишком часто и чрезмерно 
круто от часто незаметных для 
окружающих поводов. От настроения момента 
зависят активность, работоспособность, 
общительность. У лабильных подростков 
чувства и привязанности 
Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с истероидным типом (богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм). Но искренность в отношении к себе, отсутствие демонстративности, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Однако под действием психических травм и в трудных ситуациях аффективные реакции преобретают истерический оттенок.
Лабильно-аффективный вариант. Степень выраженности лабильного типа у подростков обычно ограничывается акцентуацией. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Последние здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Обычно отсутствует способность к правильной самооценке.
     Эмоциональная 
лабильность нередко сочетается 
с сенситивностью ((лат. sensus – чувство), 
повышенная чувствительность, ранимость, 
неуверенность в себе, преувеличенная 
совестливость, склонность к сомнениям, 
застревание на своих переживаниях). 
Лабильность может служить 
Астено-невротический тип
     Главными 
чертами астено-невротической 
Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержаны ятрогении, охотно лечатся.
     Побеги 
из дому, алкоголизация и другие 
нарушения поведения таким 
Сенситивный тип
     Сенситивные 
подростки имеют две главные 
особенности – большая 
     У 
них часто встречается 
     Реакции, 
связанные с формирующимся 
Самобичевание и самоукоры доводят до суицидных мыслей. Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами: во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток, во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности.
Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности.
Психастенический тип
Психастеничная личность особенно предрасположена к развитию обсессивного невроза. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за свое будущее и будущее своих близких), склонность к самоанализу. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии (боязнь незнакомых людей, новых предметов и др.). Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. В эти годы беззаботное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности, что представляет одну из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Отвечать за себя и, особенно, за других бывает самой трудной задачей.
Тревожная мнительность, опасения психастенического подростка целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.
Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.
Склонность к самоанализу психастеников распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий. Самооценка, несмотря на это, далеко не всегда бывает правилным.
В зависимости от того, как выражены психастенические явления, следует говорить о психастенической психопатии или акцентуации характера.
Шизоидный тип
     Наиболее 
существенной чертой шизоидного типа 
считается замкнутость,
     Внутренний 
мир шизоидных подростков почти 
всегда закрыт от посторонних взоров. 
Увлечения отличаются силой, постоянством 
и нередко необычностью. Богатые 
эротические фантазии сочетаются с 
внешней, часто подчеркиваемой, асексуальностью. 
Труднее всего переносят 
Информация о работе Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко