Также социально-личностная 
готовность включает сформированность 
у ребенка коммуникативных навыков и качеств, 
необходимых для общения и взаимодействия 
со сверстниками и учителем, способность 
к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному 
обучению является важной предпосылкой 
успешности обучения. Т.к. связана с развитием 
познавательной активности и мыслительных 
психических процессов – способностью 
обобщать, сравнивать предметы окружающей 
действительности, классифицировать по 
существенному признаку, устанавливать 
причинно-следственный связи, делать выводы, 
обобщения, умозаключения на основе имеющихся 
данных.
Важной составной частью психологической 
готовности к обучению является эмоционально-волевая 
готовность, которая включает сформированность 
определенных навыков умения управлять 
своим поведением, эмоциональную устойчивость, 
сформированность навыков произвольной 
регуляции внимания. Учебная деятельность 
предполагает необходимый уровень развития 
умственной активности, умение преодолевать 
трудности и выполнять определенные требования 
учителя.
Волевая готовность включает 
сформированность следующих компонентов 
волевого действия: способность ставить 
цель, принимать решения, намечать внутренний 
план действия, выполнять его, проявлять 
определенное волевое усилие в случае 
необходимости преодоления препятствия, 
способность оценивать результат своего 
действия.
Сформированность компонентов 
волевого действия является основой для 
развития навыков волевой поведенческой 
саморегуляции, которые необходимы для 
успешной учебной деятельности.
Познакомимся 
с требованиями к знаниям и практическим 
умениям и навыкам, необходимым будущему 
первокласснику
Общая 
эрудиция.
Первоклассник должен иметь 
знания и представления об окружающем 
мире: временах года (их признаках), о растительном 
и животном мире, о быте людей (одежда, 
обувь, посуда, техника), знания о правилах 
поведения, о правилах дорожного движения.
Математические 
знания.
Ребенок должен 
знать:
цифры и знаки «+» и «-»;
смежные числа в пределах 10 
«соседи числа»;
количественный состав чисел 
в пределах 10 (состав числа);
знать простейшие геометрические 
фигуры.
Ребенок должен 
уметь:
читать числа до 20;
считать до 20 (прямой и обратный 
счет);
решать арифметические задачи 
в одно действие на сложение и вычитание;
ориентироваться на листе бумаги, 
понимать выражение «длина в одну тетрадную 
клеточку»;
решать примеры в пределах 10 
(или 20);
пользоваться часами без секундной 
стрелки.
Требования 
к уровню устной грамотности.
Ребенок должен 
знать:
алфавит;
средства интонационной выразительности 
(повышение и понижение голоса);
ряд стихов, потешек, загадок, 
считалок.
Ребенок должен 
уметь:
проводить звуковой анализ 
несложных слов, последовательно выделяя 
и называя все звуки в слове;
различать и называть гласные 
и согласные, твердые и мягкие звуки;
выделять ударение в словах;
устно пересказать то, что только 
что прочитали (осознанность текста);
обводить и списывать (срисовывать) 
печатные буквы и слова.
Речь как 
показатель готовности к школьному обучению 
(требования, предъявляемые к речи):
ясное произношение всех звуков 
родного языка;
умение ребенка говорить, меняя 
динамику, тихо – громко – тихо, меняя 
темп речи: быстро – медленно – быстро;
использовать в речи средства 
интонационной выразительности, уметь 
выразительно прочитать стихотворение;
должен быть сформирован уровень 
культуры речевого общения;
должен уметь разговаривать, 
глядя собеседнику в глаза, не прерывать 
без извинения двух говорящих людей;
ребенок должен уметь вести 
диалог, логично, без лишних повторов, 
перескоков и длительных пауз рассказывать 
сказки, рассказы;
уметь объяснять своими словами 
смысл пословицы, стихотворения.
Требования 
к уровню грамматических навыков:
развитие мелкой моторики пальцев 
рук;
умение создавать напряжение 
и расслабление в мышцах руки и кисти;
умение правильно держать руку, 
карандаш, кисть.
Требования 
к уровню развития мышления и воображения:
умение выполнять действие 
классификация;
умение давать определение 
знакомого понятия через род и видовое 
различие;
умение строить простейшие 
умозаключения.
Развитие 
психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. 
Однако и у детей данного возраста могут 
встречаться ошибки в тех случаях, когда 
нужно одновременно учитывать несколько 
различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость 
внимания — 20—25 минут, объем внимания 
составляет 7—8 предметов. Ребенок может 
видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода 
(6—7 лет) у ребенка появляются произвольные 
формы психической активности. Он уже 
умеет рассматривать предметы, может вести 
целенаправленное наблюдение, возникает 
произвольное внимание, и в результате 
появляются элементы произвольной памяти. 
Произвольная память проявляется в ситуациях, 
когда ребенок самостоятельно ставит 
цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью 
сказать, что развитие произвольной памяти 
начинается с того мо¬мента, когда ребенок 
самостоятельно выделил задачу на запоминание. 
Желание ребенка запомнить следует всячески 
поощрять, это залог успешного развития 
не только памяти, но и других познавательных 
способностей: восприятия, внимания, мышления, 
воображения. Появление произвольной 
памяти способствует развитию культурной 
(опосредованной) памяти — наиболее продуктивной 
формы запоминания. Первые шаги этого 
(бесконечного в идеале) пути обусловлены 
особенностями запоминаемого материала: 
яркостью, доступностью, необычностью, 
наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок 
способен усилить свою память с помощью 
таких приемов, как классификация, группировка. 
В этот период психологи и педагоги могут 
целенаправленно обучать дошкольников 
приемам классификации и группировки 
в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является 
наглядно-образное мышление, но к концу 
дошкольного возраста начинает формироваться 
словесно-логическое мышление. Оно предполагает 
развитие умения оперировать словами, 
понимать логику рассуждений. И здесь 
обязательно потребуется помощь взрослых, 
так как известна нелогичность детских 
рассуждений при сравнении, например, 
величины и количества предметов. В дошкольном 
возрасте начинается развитие понятий. 
Полностью словесно-логическое, понятийное, 
или абстрактное, мышление формируется 
к подростковому возрасту. Старший дошкольник 
может устанавливать причинно-следственные 
связи, находить решения проблемных ситуаций. 
Может делать исключения на основе всех 
изученных обобщений, выстраивать серию 
из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший 
школьный возрасты характеризуются активизацией 
функции воображения — вначале воссоздающего 
(позволявшего в более раннем возрасте 
представлять сказочные образы), а затем 
и творческого (благодаря которому создается 
принципиально новый образ). Этот период 
— сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая 
сторона речи, грамматический строй, лексика, 
связная речь. В высказываниях детей отражаются 
как все более богатый словарный запас, 
так и характер обобщений, формирующихся 
в этом возрасте. Дети начинают активно 
употреблять обобщающие существительные, 
синонимы, антонимы, прилагательные и 
т.д. В результате правильно организованной 
образовательной работы у детей оказываются 
хорошо развиты диалогическая и некоторые 
виды монологической речи.
В подготовительной группе 
завершается дошкольный возраст. Его основные 
достижения связаны с освоением мира вещей 
как предметов человеческой культуры; 
дети осваивают формы позитивного общения 
с людьми, развивается половая идентификация, 
формируется позиция школьника. К концу 
дошкольного возраста ребенок обладает 
высоким уровнем познавательного и личностного 
развития, что и позволяет ему в дальнейшем 
успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической 
готовности к школе
Начало систематического обучения 
детей в школе выдвигает целый ряд важных 
задач. От того, как ребенок подготовлен 
к школе всем предшествующим дошкольным 
периодом развития, будут зависеть успешность 
его адаптации, вхождение в режим школьной 
жизни, его учебные успехи, его психологическое 
самочувствие. Психологическая готовность 
к школьному обучению многокомпонентна. 
Можно выделить несколько параметров 
психического развития ребенка, наиболее 
существенно влияющих на успешное обучение 
в школе.
• Личностная 
готовность к школе включает формирование у ребенка готовности 
к принятию новой социальной позиции школьника, 
имеющего круг важных обязанностей и прав, 
занимающего иное по сравнению с дошкольниками 
положение в обществе. Эта готовность 
выражается в отношении ребенка к школе, 
учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная 
готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет 
учиться и потому, что у него уже есть потребность 
занять определенную позицию в обществе 
людей, а именно позицию, открывающую доступ 
в мир взрослости (социальный мотив учения), 
и потому, что у него есть познавательная 
потребность, которую он не может удовлетворить 
дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная 
готовность. Под интеллектуальной зрелостью 
понимают дифференцированное восприятие, 
концентрацию внимания, аналитическое 
мышление, выражающееся в способности 
постижения основных связей между явлениями; 
возможность логического запоминания, 
умение воспроизводить образец, а также 
развитие тонких движений руки и сенсомоторную 
координацию. Можно сказать, что понимаемая 
таким образом интеллектуальная зрелость 
в существенной мере отражает функциональное 
созревание структур головного мозга.
• Волевая 
готовность (произвольная сфера) заключается 
в способности ребенка напряженно трудиться, 
делая то, что от него требуют учеба, режим 
школьной жизни.
 
 
 
Возрастные особенности 
детей дошкольного возраста 6-7 лет.
 
 
      Возраст (6 – 7 лет) характеризуется 
как период существенных изменений в организме 
ребенка и является определенным этапом 
созревания организма. В этот период идет 
интенсивное развитие и совершенствование 
опорно-двигательной и сердечно-сосудистой 
систем организма, развитие мелких мышц, 
развитие и дифференцировка различных 
отделов центральной нервной системы.
 
      Характерной особенностью 
данного возраста является так же развитие 
познавательных и мыслительных психических 
процессов: внимания, мышления, воображения, 
памяти, речи.
 
  Внимание. Если на протяжении дошкольного 
детства преобладающим у ребенка является 
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного 
возраста начинает развиваться произвольное 
внимание. Ребенок начинает его сознательно 
направлять и удерживать на определенных 
предметах и объектах.
 
      Память. К концу дошкольного возраста 
происходит развитие произвольной зрительной 
и слуховой памяти. Память начинает играть 
ведущую роль в организации психических 
процессов.
 
      Развитие 
мышления. К концу дошкольного возраста 
более высокого уровня достигает развитие 
наглядно-образного мышления и начинает 
развиваться логическое мышление, что 
способствует формированию способности 
ребенка выделять  существенные свойства 
и признаки предметов окружающего мира, 
формированию способности сравнения, 
обобщения, классификации.
 
  Развитие 
воображения  идет развитие творческого 
воображения, этому способствуют различные 
игры, неожиданные ассоциации, яркость 
и конкретность представляемых образов 
и впечатлений.
 
   В сфере 
 развития речи к концу дошкольного возраста 
расширяется активный словарный запас 
и развивается способность использовать 
в активной речи различные сложнограмматические 
конструкции.
 
      Психическое 
развитие и становление личности ребенка 
к концу дошкольного возраста тесно связаны 
с развитием самосознания. У ребенка 
6 – 7 летнего возраста формируется самооценка 
на основе осознания успешности своей 
деятельности, оценок сверстников, оценки 
педагога, одобрения взрослых и родителей. 
Ребенок становится способным осознавать 
себя и то положение, которое он в данное 
время занимает в семье, в детском коллективе 
сверстников.
 
    Формируется рефлексия, 
т. е. осознание своего социального «я» 
и возникновение на этой основе внутренних 
позиций.   В качестве важнейшего новообразования 
в развитии психической и личностной сферы 
ребенка 6 – 7 летнего возраста является 
соподчинение мотивов. Осознание мотива 
«я должен», «я смогу» постепенно начинает 
преобладать над мотивом «я хочу». 
   Осознание своего 
«я» и возникновение на этой основе 
внутренних позиций к концу дошкольного 
возраста порождает новые потребности 
и стремления. В результате игра, которая 
является главной ведущей деятельностью 
на протяжении дошкольного детства, к 
концу дошкольного возраста уже не может 
полностью удовлетворить ребенка. У него 
появляется потребность выйти за рамки 
своего детского образа жизни, занять 
доступное ему место в общественно-значимой 
деятельности, т.е. ребенок стремится к 
принятию новой социальной позиции – 
«позиции школьника», что является одним 
из важнейших итогов и особенностей личностного 
и психического развития детей 6 – 7 летнего 
возраста.
 
  Успешность обучения 
во многом зависит от степени 
подготовленности ребенка к школе.
 
   Готовность к школе включает несколько составляющих 
компонентов: прежде всего физическую 
готовность, которая определяется состоянием 
здоровья, зрелостью организма, его функциональных 
систем, т.к. школьное обучение содержит 
определенные умственные и физические 
нагрузки.
Что же включает в себя психологическая 
готовность к школьному обучению?
 
   Психологическая 
готовность к школе включает в себя следующие 
компоненты:
  личностная 
  готовность включает формирование у ребенка 
  готовности к принятию новой социальной 
  позиции – положение школьника, имеющего 
  круг прав и обязанностей. Эта личностная 
  готовность выражается в отношении ребенка 
  к школе, к учебной деятельности, учителям, 
  самому себе. Готовым к школьному обучению 
  является ребенок, которого школа привлекает 
  не внешней стороной, а возможностью получать 
  новые знания. Личностная готовность также 
  предполагает определенный уровень развития 
  эмоциональной сферы. К началу школьного 
  обучения у ребенка должна быть достигнута 
  сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, 
  на фоне которой возможно развитие и протекание 
  учебной деятельности;