Оглавление
 
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретический анализ 
психологической  готовности ребенка 
к школьному обучению……………………………………………………………
    - Понятие психологической  готовности к школьному обучению…………………………………………………………………..
 
    - Структура  психологической  готовности к школьному обучению………………………………………………………………….
 
    - Возрастные особенности старших дошкольников……………………. .
 
    - Показатели интеллектуальной 
    готовности к школе……………………..
 
    - Методики диагностики интеллектуальной 
    готовности старших дошкольников……………………………………………………………..
 
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность.  Поступление в школу - это начало 
нового этапа в жизни ребенка, вхождение 
его в мир знаний, новых прав и обязанностей, 
сложных и разнообразных отношений со 
взрослыми и сверстниками. И перед каждым 
ребенком встает вопрос о его готовности 
к обучению в школе. 
Современные исследования показывают, 
что 30-40% детей приходят в первый класс 
массовой школы неготовыми к обучению. 
Позиции большинства авторов сходятся 
в следующем: основной причиной так называемой 
неготовности ребенка к школе является 
«низкий уровень функциональной готовности 
(так называемой «школьной зрелости»), 
т.е. несоответствие степени созревания 
определенных мозговых структур, нервно-психических 
функций задачам школьного обучения» 
и сравнительно невысокий уровень интеллектуальной 
готовности к обучению. (И.В.Дубровина,1995,1998).
Поэтому большинство отечественных 
и зарубежных ученых считают, что отбор 
детей в школу необходимо проводить за 
полгода – год до школы. Это позволяет 
определить готовность к системному школьному 
обучению детей и при необходимости, провести 
комплекс коррекционных занятий.
Цель: Исследовать интеллектуальную 
готовность детей к школе.
Предмет: уровень интеллектуальная 
готовность ребенка к обучению в школе.
Объект: Дети дошкольного возраста. 
    Для   достижения  
цели  необходимо решить следующие задачи: 
  - Провести теоретический анализ 
  психологической готовности ребенка к 
  школьному обучению.
 
  - Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.
 
  - Выявить возрастные особенности старших дошкольников.
 
  - Рассмотреть показатели интеллектуальной 
  готовности к школе.
 
  - Проанализировать методики 
  диагностики интеллектуальной готовности.
 
Структура работы: Работа состоит из введения, 
теоретической части, заключения, списка 
использованной литературы.
 
Глава 1.Теоретический 
анализ готовности ребенка к школьному 
обучению 
 
1.1 Понятие готовности к школьному обучению
 
Подготовка детей к школе - задача комплексная, 
охватывающая все сферы жизни ребенка. 
Психологическая готовность к школе - 
только один из аспектов этой задачи. Но 
внутри этого аспекта выделяются различные 
подходы:
1. Исследования, направленные на 
формирование у детей дошкольного 
возраста   умений и навыков, необходимых 
для обучения в школе.
2. Исследование новообразований 
и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных 
компонентов учебной деятельности 
и выявление путей их формирования.
4. Изучение умения ребенка сознательно 
подчинять свои действия заданным словесным 
указаниям взрослого. 
Готовность к школе в современных условиях 
рассматривается, прежде всего как готовность 
к школьному обучению или учебной деятельности. 
Этот подход основан на периодизации психического 
развития ребенка и смене ведущих видов 
деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, 
проблема психологической готовности 
к школьному обучению, получает свою конкретизацию, 
как проблема смены ведущих типов деятельности, 
т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр 
к учебной деятельности. Такой подход 
является актуальным и значительным, но 
готовность к учебной деятельности не 
охватывает полностью феномена готовности 
к школе. 
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, 
что готовность к обучению в школе складывается 
из определенного уровня развития мыслительной 
деятельности, познавательных интересов, 
из готовности к произвольной регуляции 
своей познавательной деятельности и 
социальной позиции школьника. Аналогичные 
взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, 
что готовность к обучению в школе, представляет 
собой целостную систему взаимосвязанных 
качеств детской личности, включая особенности 
ее мотивации, уровня развития познавательной, 
аналитико - синтетической деятельности, 
степени сформированности механизма волевой 
регуляции.
На сегодняшний день практически общепризнанно, 
что готовность к школьному обучению – 
многокомпонентное образование, которое 
требует комплексных психологических 
исследований. 
Если зарубежные исследования школьной 
зрелости в основном направлены на создание 
тестов и гораздо меньшей степени ориентированы 
на теорию вопроса, то в работах отечественных 
психологов содержится глубокая теоретическая 
проработка проблемы психологической 
готовности к школе в качестве субъекта 
деятельности, что выражается в социальном 
формировании и исполнении намерений 
и целей, или, другими словами в произвольном 
поведении ученика.
Почти все авторы, исследующие психологическую 
готовность к школе, уделяют произвольности 
особое место в изучаемой проблеме. Есть 
точка зрения, что слабое развитие произвольности 
- главный камень преткновения психологической 
готовности к школе. Трудность заключается 
в том, что с одной стороны, произвольное 
поведение считается новообразованием 
младшего школьного возраста, развивающейся 
внутри учебной (ведущей) деятельности 
этого возраста, а с другой стороны - слабое 
развитие произвольности мешает началу 
обучения в школе.
Д.Б. Эльконин (1978) считая, что произвольное 
поведение рождается в ролевой игре в 
коллективе детей, позволяющей ребенку 
подняться на более высокую ступень развития, 
чем он может это сделать в игре в одиночку, 
т.к. коллектив в этом случае корректирует 
нарушения в подражании предполагаемому 
образу, тогда как самостоятельно осуществить 
такой контроль ребенку бывает еще очень 
трудно.
В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике 
психологической готовности детей к школе 
основной упор делается на роль общения 
в развитии ребенка. Выделяются три сферы 
- отношение к взрослому, к сверстнику, 
к самому себе, уровень развития которых 
определяет степень готовности к школе 
и определенным образом соотносится с 
основными структурными компонентами 
учебной деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной 
психологии при изучении интеллектуального 
компонента психологической готовности 
к школе, акцент делается не на сумму усвоенных 
знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, 
а на уровень развития интеллектуальных 
процессов. «… ребенок должен уметь выделять 
существенное в явлениях окружающей действительности, 
уметь сравнивать их, видеть сходное и 
отличное, он должен научиться рассуждать, 
находить причины явлений, делать выводы» 
(Л.И. Божович 1968). 
Кроме указанных составляющих психологической 
готовности ребенка к школе, мы выделяем 
еще одну - развитие 
речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает 
как общее развитие ребенка, так и уровень 
его логического мышления. Необходимо 
чтобы ребенок умел находить в словах 
отдельные звуки, т.е. у него должен быть 
развит фонематический слух.
 
1.2 Структура готовности к школьному 
обучению
 
 При изучении теоретических 
подходов к рассмотрению структуры 
готовности к школьному обучению, 
можно выделить следующие ее 
компоненты, каждый из которых 
имеет свой удельный вес, как 
в успешности учебной деятельности 
ребенка так и в благополучной  адаптации 
его к новым  школьным  условиям.
1. Интеллектуальная готовность 
к школьному обучению включает 
в себя:
- развитие познавательных 
интересов (интерес к новым знаниям 
и заинтересованность в самом 
процессе познания за счет 
приложения дополнительных усилий);
- развитие познавательной 
деятельности и психических процессов 
(в восприятии – сформированность сенсорных 
эталонов, умение планомерно обследовать 
предметы и явления и выделять их разнообразные 
свойства; в мышлении - умение постигать 
основные признаки и связи между явлениями, 
способность воспроизвести образец, высокий 
уровень развития наглядно-образного 
и образно-схематического мышления; в 
мнестической деятельности – умение надолго 
и логически запоминать информацию);
- сформированность произвольности 
психических процессов;
- развитие речи, сформированность 
умения связно, последовательно и понятно 
для окружающих описывать и объяснять 
явления и события, способность к пониманию 
и применению символов;
- развитие тонких движений 
рук и зрительно-двигательных 
координаций.
Интеллектуальная готовность 
также предполагает формирование у ребенка 
начальных умений в области учебной деятельности, 
в частности, умение выделить учебную 
задачу и превратить ее в самостоятельную 
цель деятельности для достижения определенного 
результата.
2. Эмоционально-волевая готовность 
к школьному обучению включает 
в себя:
- произвольность поведения, 
которая выражает себя в умении 
ребенка подчинять действия заданному 
образцу;
- формирование таких составляющих 
волевого действия, как постановка 
цели, принятие решения, выстраивание 
плана действия, его реализация 
и конечная оценка результатов;
- начало развития таких 
волевых качеств как дисциплинированность, 
организованность и самоконтроль;
- качественно новый уровень 
развития эмоциональной сферы 
ребенка, который проявляется в 
повышении сдержанности и осознанности 
эмоций, устойчивости его эмоциональных 
состояний.
Развитие эмоционально-волевой 
сферы связано со становлением регулятивной 
функции психики. Типичной чертой развития 
данного вида готовности выступает такое 
явление как соподчинение мотивов, в соответствии 
с которым у ребенка появляется возможность 
управлять своим поведением. При этом 
следует отметить, что основные компоненты 
волевого действия (поставка цели, принятие 
решения, составление плана действий, 
его исполнение и оценка результатов) 
еще не окончательно развиты и в значительной 
степени определяются трудностью и длительностью 
выполнения задания.
Л.С. Выготский считал волевое 
поведение социальным, источник которого 
усматривал во взаимоотношениях ребенка 
с окружающим миром. При этом ведущую роль 
в социальной обусловленности воли он 
отводил речевому общению ребенка с взрослыми.
3. Личностная готовность 
к школьному обучению включает 
в себя:
- готовность ребенка к 
принятию новой «социальной позиции» 
школьника и стремление к соответствующей 
его потребностям новой социальной 
роли;
- наличие в поведении 
общественных и моральных мотивов 
(например, чувство долга);
- начало формирования 
самосознания (осознавание и обобщение 
своих переживаний) и устойчивой самооценки, 
которые предполагают адекватное отношение 
ребенка к своим способностям, результатам 
работы и поведению.
В данном контексте готовность 
ребенка к школьному обучению предполагает 
наличие у него желания учиться, занимать 
определенную позицию в обществе людей, 
которая открывает ему доступ в мир взрослых, 
а также наличие познавательной потребности, 
которую он уже не может удовлетворять 
в существующих условиях. Именно сплав 
этих потребностей сподвигает  на новое 
отношение к окружающей среде, определяемого 
как «внутренняя позиция школьника» (Л.И. 
Божович). С данной позиции образ жизни 
школьника в качестве человека, который 
занимается в общественном месте общественно-значимым 
и общественно оцениваемым делом, осознается 
ребенком, как адекватный для него путь 
к взрослости.
4. Социально-психологическая, 
или коммуникативная готовность 
проявляется в следовании социально 
приемлемым нормам поведения 
и общения с взрослыми и 
сверстниками и предполагает 
сформированность двух форм общения:
- внеситуативно-личностное 
общение ребенка с взрослым, формирующее 
у первого умение воспринимать последнего 
в роли «учителя» и занимать по отношению 
к нему позицию «ученика».
В контексте данной формы общения 
предполагается, что взрослый наделяется 
авторитетом и становится образцом для 
подражания. При этом умение относиться 
к взрослому как к эталону помогает адекватно 
воспринимать позицию учителя и его профессиональную 
роль и понимать условность учебного общения.
- общение со сверстниками 
и специфические отношения с 
ними, которое предполагает развитие 
навыков делового общения друг 
с другом, умение успешно взаимодействовать 
и выполнять совместные учебные 
действия.
Именно в совместной деятельности 
детей формируются качества, которые необходимы 
для общения друг с другом, и которые в 
дальнейшем окажут помощь при вхождении 
в коллектив класса, нахождении своего 
места в нем и включении в общую деятельность.
 
1.3 Возрастные 
особенности старших дошкольников.
 
 
      В развитии 
человека выделяют ряд возрастных периодов, 
каждый из которых представляет собой 
качественно особый этап психического 
развития и характеризуется множеством 
изменений, которые в совокупности составляют 
своеобразие структуры личности ребёнка 
на определённом этапе развития.