Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

измененная курсовая.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

б) дети, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению. Исследования показывают, что дети и родители предъявляют заниженные  требования к образованию, некоторые не видят необходимости изучения ряда предметов, и получения среднего образования вообще.

Задача школы  в этих условиях – помочь детям  освоить иные  формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками  возможности для обучения.

Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и  организации учебно-воспитательного процесса.   

Организация педагогической работы в сельской школе имеет  гораздо большее значение, чем  в городской, так как  учащиеся (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе.  Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, не только целенаправленно регулировать воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

Низкий уровень  социально-психологической помощи и поддержки учащихся, в связи  с отсутствием в большинстве  школ социально-психологической службы и большой загруженностью учителей, не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении  учащихся[16,с 45]

На построении учебно-воспитательного процесса и  создании воспитательной системы сельской школы отражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

Малочисленность класса позволяет использовать в  работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребенка. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность.

В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ  ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке[38,с 34]

Одним из способов решения обозначенных выше проблем  в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. Речь идет о принципиально новой организации занятий, для которых характерно взаимодействие детей разного возраста и разновозрастное обучение.

Мотивация учения, познавательные интересы  сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских,  очень часто это сказывается на  успеваемости, качестве образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:

• отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

• трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;

• психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;

• ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

• однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности  классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.

Естественно, что  условия сельского социума,  особенности  организации педагогического процесса сельской малочисленной школы не могут не отразиться на формировании социально значимых качеств личности сельского ученика, его социальном развитии и становлении.

Несмотря на вышеизложенные трудности и проблемы, сельская школа в сравнении с  городской имеет свои преимущества, которые необходимо учитывать, выстраивая педагогическая деятельность. Прежде всего, это положительные качества самих обучающихся:

• трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость;

• непреложность для сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, национальных духовных традиций.

Имеются благоприятные  условия для организации педагогического  процесса:

• реальные возможности для создания и осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

• более тесные связи  школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, повседневные непосредственные личные контакты обучающихся учителей, родителей;

• систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда (практическая направленность обучения);

• непосредственная близость обучающихся к природе, возможность активного, тесного взаимодействия с окружающим социумом, положительно влияющих на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников;

• значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности обучающихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка;

• большая значимость в воспитании детей общественного мнения селян;

• стабильность коллектива учителей и обучающихся, сохранение традиций в школе;

• облегченность отслеживания результатов педагогического труда в процессе наблюдения за судьбами выпускников;

• повседневный общественный контроль за деятельностью школы, учителей и др.

Таким образом, особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе связаны, прежде всего, со спецификой тех задач, которые решает сегодня сельская школа: воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовывать прибыльное дело в условиях села.

Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных  и городских  центров, материальной базе, численности  учащихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Задача школы  в этих условиях- помочь детям освоить  иные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социально-психологические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села

 

Социально –  педагогическая деятельность по адаптации  младших школьников к школе осуществляется работой социального педагога, классного  руководителя, психолога, а также  ведется работа с семьей для выявления  уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление  особенностей статуса школьников. Такая  диагностика в течение первого  года проводится два раза – на этапе  поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

Развивающая психологическая  и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется  конкретным содержанием в зависимости  от задач того или иного этапа  работы.

Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется социальным педагогом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

Методическая  работа, направленная на совершенствование  методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно  с администрацией школы по результатам  анализа психолого-педагогического  статуса первоклассников.

Психокоррекционная  работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка.

Организационно-консультативная  работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации (Варламова А.Я., 2005).

Все обозначенные выше направления работы в рамках социально – педагогической деятельности на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы:

Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение  психолого-педагогической диагностики,  направленной на определение  школьной готовности ребёнка  (Битянова М.Г., 1998).

 Диагностика  состоит из двух составных  частей. Сначала осуществляется  общая экспресс-диагностика, позволяющая  судить об уровне психологической  готовности и сформированности  некоторых учебных навыков у  ребенка. Затем, по отношению  к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна перед началом обучения или в первые недели занятий (Венгер Л.А., 1994).

2. Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  родителей будущих первоклассников.

Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям  некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе (Безруких М.М., 2001)

3. Групповая  консультация педагогов будущих  первоклассников, носящая на данном  этапе общий ознакомительный  характер.

4. Проведение  психолого-педагогического консилиума  по результатам диагностики, основной  целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов (Битянова М.Г., 1998).

Второй этап – первичная адаптация детей  в школе. Без преувеличения его  можно назвать самым сложным  для детей и самым ответственным  для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:

1. Проведение  консультативной и просветительской  работы с родителями первоклассников,  направленной на ознакомление  взрослых с основными задачами  и трудностями периода первичной  адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение  групповых и индивидуальных консультаций  педагогов по выработке единого  подхода к отдельным детям  и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом. 

3. Организация  методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация  педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится как правило во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе