Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования
решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных  источников по исследуемой проблеме  с целью выявления теоретических  основ развития внимания у  младших школьников.
2. Дать определение вниманию  как психологическому феномену, описать его виды и свойства.
3. Охарактеризовать возрастные  психологические особенности развития  внимания у детей.
4. Определить методы и провести  исследование развития внимания  младших школьников.
5. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию внимания  у детей начальной школы.
Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.
Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Маклаков утверждает, что, как правило, наличие значительного числа таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития, начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы. Поэтому в первых классах занятия по развитию внимания рекомендуется проводить, прежде всего, как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей [13]. Но наряду с ней возникает необходимость организации специальных занятий с детьми, отличающимися особой невнимательностью.
Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [2].
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте
2.1 Методика для изучения развития внимания младших школьников
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.
Целью исследования является выявление уровня и характеристик внимания младших школьников.
Задачи исследования:
· Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала).
· Провести экспериментальное исследование.
· Обобщить результаты и сделать выводы
Для решения поставленных задач можно использовать следующие методики:
«Корректурная проба» (тест Бурдона).
Используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит. Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона (Приложение 1). «По моей команде «начали» вы начинаете искать в каждой строке лежащего перед вами листа и вычеркивать букву «И», букву «К» надо подчеркивать. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. В течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Время работы - 5 минут.
2.2 Обработка и анализ результатов
Исследование проводилось на учащихся 2 класса МБОУ СОШ № 25 г. Брянска. Класс состоит из 24 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны. Для определения объема, концентрации и устойчивости внимания я использовала методику «Корректурная проба» (буквенный вариант).
I. Обработка и анализ 
результатов по методике «
· Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле:
К= (n1-n2-n3)/n * 100%,
где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 - количество пропусков букв И, К; n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв; n - общее количество в просмотренных строках букв И, К подлежащих вычеркиванию. Результат нахождения коэффициента концентрации внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.1. Значения коэффициента концентрации внимания
№  | 
  Испытуемый  | 
  К среднее,%  | 
  Коэффициент концентрации внимания  | 
  ||||
К1,%  | 
  К2,%  | 
  К3,%  | 
  К4, %  | 
  К5,%  | |||
1.  | 
  Ира К.  | 
  89  | 
  100  | 
  82  | 
  89  | 
  81  | 
  91  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  20  | 
  0  | 
  0  | 
  80  | 
  0  | 
  73  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  86  | 
  100  | 
  76  | 
  86  | 
  84  | 
  82  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  93  | 
  100  | 
  92  | 
  83  | 
  92  | 
  100  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  79  | 
  85  | 
  73  | 
  78  | 
  77  | 
  84  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  92  | 
  100  | 
  100  | 
  71  | 
  100  | 
  90  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  27  | 
  3  | 
  22  | 
  5  | 
  42  | 
  62  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  59  | 
  0  | 
  63  | 
  69  | 
  71  | 
  91  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  62  | 
  64  | 
  16  | 
  75  | 
  83  | 
  88  | 
10  | 
  Сережа К.  | 
  86  | 
  88  | 
  63  | 
  100  | 
  92  | 
  86  | 
11  | 
  Денис С.  | 
  85  | 
  100  | 
  100  | 
  76  | 
  50  | 
  100  | 
12  | 
  Данил Т.  | 
  72  | 
  71  | 
  100  | 
  38  | 
  75  | 
  75  | 
13  | 
  Антон Ж.  | 
  79  | 
  85  | 
  76  | 
  60  | 
  87  | 
  88  | 
14  | 
  Влад П.  | 
  46  | 
  0  | 
  32  | 
  53  | 
  80  | 
  63  | 
15  | 
  Никита Г.  | 
  56  | 
  85  | 
  64  | 
  17  | 
  33  | 
  80  | 
16  | 
  Настя П.  | 
  93  | 
  93  | 
  100  | 
  90  | 
  83  | 
  100  | 
17  | 
  Гриша Г.  | 
  49  | 
  9  | 
  79  | 
  50  | 
  78  | 
  29  | 
18  | 
  Андрей Р.  | 
  93  | 
  100  | 
  77  | 
  93  | 
  94  | 
  100  | 
19  | 
  Эльмира О.  | 
  95  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  73  | 
  100  | 
20  | 
  Вероника С.  | 
  70  | 
  54  | 
  89  | 
  74  | 
  56  | 
  76  | 
21  | 
  Лена Г.  | 
  82  | 
  86  | 
  82  | 
  100  | 
  68  | 
  73  | 
22  | 
  Коля Я.  | 
  73  | 
  100  | 
  52  | 
  57  | 
  89  | 
  66  | 
23  | 
  Ира Н.  | 
  84  | 
  66  | 
  100  | 
  100  | 
  81  | 
  75  | 
24  | 
  Данил Д.  | 
  65  | 
  100  | 
  42  | 
  67  | 
  79  | 
  38  | 
В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:
очень хороший - 81-100%;
хороший - 61-80%;
средний - 41-60%;
плохой - 21-40%;
очень плохой - 0-20%.
Среди испытуемых школьников были выявлено:
· 11 учеников имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) - Ира К., Вова И., Игорь П. , Ангелина Н., Ира Н. , Настя П., Денис С., Сережа К., Андрей Р., Эльмира О., Лена Г.
· 7 учеников имеют высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) - Святослав К., Кристина К., Данил Т., Антон Ж., Вероника С., Коля Я., Данил Д.
· 4 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) - Люда Д., Гриша Г., Никита Г., Влад П.
· 2 ученика имеющие низкий уровень концентрации внимания (21%-40%) - Диана М., Арина З.
Определение устойчивости внимания.
· Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле:
А=(n1-n3) / (n1+n2).
Результат нахождения коэффициента точности (аккуратности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.2. Значения коэффициента точности внимания
№  | 
  Испытуемый  | 
  Коэффициент точности внимания по каждой минуте работы  | 
  ||||
А1  | 
  А2  | 
  А3  | 
  А4  | 
  А5  | ||
1.  | 
  Ира К.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  0,9  | 
  0,5  | 
  0,9  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  0,5  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  0  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  0,8  | 
  0,6  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
10  | 
  Сережа К.  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
11  | 
  Денис С.  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  1  | 
12  | 
  Данил Т.  | 
  0,9  | 
  1  | 
  0,7  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
13  | 
  Антон Ж.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
14  | 
  Влад П.  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
15  | 
  Никита Г.  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,6  | 
  0,6  | 
  0,9  | 
16  | 
  Настя П.  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
17  | 
  Гриша Г.  | 
  0,5  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,6  | 
18  | 
  Андрей Р.  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
19  | 
  Эльмира О.  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  1  | 
20  | 
  Вероника С.  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
21  | 
  Лена Г.  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
22  | 
  Коля Я.  | 
  1  | 
  0,8  | 
  0,8  | 
  1  | 
  0,8  | 
23  | 
  Ира Н.  | 
  0,8  | 
  1  | 
  1  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
В результате определения точности внимания, я выявила, что у 40% учеников наивысший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы.
· Вычисление коэффициента продуктивности (эффективности) внимания по формуле:
Е=А*N,
где А - коэффициент точности внимания; N - общее количество знаков просмотренное за данное количество времени. Результат нахождения коэффициента продуктивности внимания представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.3. Значения коэффициента продуктивности внимания
№  | 
  Испытуемый  | 
  Коэффициент продуктивности внимания по каждой минуте работы  | 
  ||||
Е1  | 
  Е2  | 
  Е3  | 
  Е4  | 
  Е5  | ||
1.  | 
  Ира К.  | 
  128  | 
  67  | 
  63  | 
  63  | 
  200  | 
2.  | 
  Диана М.  | 
  25  | 
  15  | 
  67  | 
  55  | 
  77  | 
3.  | 
  Вова И.  | 
  103  | 
  71  | 
  91  | 
  85  | 
  84  | 
4.  | 
  Игорь П.  | 
  96  | 
  79  | 
  77  | 
  81  | 
  78  | 
5.  | 
  Святослав К.  | 
  122  | 
  68  | 
  91  | 
  89  | 
  99  | 
6.  | 
  Ангелина Н.  | 
  63  | 
  66  | 
  61  | 
  72  | 
  66  | 
7.  | 
  Арина З.  | 
  83  | 
  83  | 
  85  | 
  72  | 
  67  | 
8.  | 
  Люда Д.  | 
  0  | 
  41  | 
  29  | 
  26  | 
  80  | 
9.  | 
  Кристина К.  | 
  58  | 
  37  | 
  51  | 
  63  | 
  53  | 
10  | 
  Сережа К.  | 
  91  | 
  66  | 
  94  | 
  79  | 
  109  | 
11  | 
  Денис С.  | 
  44  | 
  36  | 
  44  | 
  46  | 
  46  | 
12  | 
  Данил Т.  | 
  55  | 
  18  | 
  32  | 
  25  | 
  47  | 
13  | 
  Антон Ж.  | 
  108  | 
  50  | 
  60  | 
  46  | 
  52  | 
14  | 
  Влад П.  | 
  73  | 
  49  | 
  44  | 
  71  | 
  58  | 
15  | 
  Никита Г.  | 
  134  | 
  66  | 
  59  | 
  41  | 
  72  | 
16  | 
  Настя П.  | 
  83  | 
  68  | 
  73  | 
  70  | 
  64  | 
17  | 
  Гриша Г.  | 
  93  | 
  94  | 
  94  | 
  105  | 
  106  | 
18  | 
  Андрей Р.  | 
  122  | 
  67  | 
  99  | 
  116  | 
  131  | 
19  | 
  Эльмира О.  | 
  80  | 
  37  | 
  51  | 
  55  | 
  40  | 
20  | 
  Вероника С.  | 
  66  | 
  50  | 
  72  | 
  49  | 
  56  | 
21  | 
  Лена Г.  | 
  45  | 
  72  | 
  70  | 
  75  | 
  68  | 
22  | 
  Коля Я.  | 
  44  | 
  67  | 
  62  | 
  80  | 
  84  | 
23  | 
  Ира Н.  | 
  105  | 
  71  | 
  44  | 
  67  | 
  61  | 
24  | 
  Данил Д.  | 
  108  | 
  73  | 
  72  | 
  101  | 
  62  | 
Информация о работе Теоретические основы развития внимания в психологии