Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:41, контрольная работа
Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.
1.Понятие лидера и его  современная типология
 
2. Типология лидерства
 
3. Авторитаризм, демократизм  и попустительство
 
4.Концепции лидерства
 
5.Структура качества лидера
 
Заключение
Введение
1.Понятие лидера и его современная типология
2. Типология лидерства
3. Авторитаризм, демократизм и попустительство
4.Концепции лидерства
5.Структура качества лидера
Заключение
Список литературы
                              
Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
Возникнув как результат 
общения и взаимодействия индивидов 
в составе группы, лидерство становится 
сложным социально-
Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неоформленный характер, то руководство является носителем функций и средством регулирования официальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
1. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРА И ЕГО СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ
Лидер [англ. leader - ведущий] - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидер — первый, человек идущий впереди. Лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); 3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д. Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития.
Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы.
При этом чаще всего лидер 
в сообществах этого уровня социально-психологического 
развития оказывается член группы, 
отвечающий преимущественно за сохранение 
и поддержание позитивной эмоциональной 
атмосферы в группе, в то время 
как руководитель, будучи ориентирован, 
прежде всего, на повышение эффективности 
групповой деятельности, нередко 
не учитывает, как это отразится 
на социально-психологическом 
В корпоративных группировках так же, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер.
Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная "подпитка" властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти. Атрибуты лидера – это внутренние, личные качества, являющиеся составными частями эффективного лидерства. Эти атрибуты включают в себя широкий спектр характеристик, таких как система ценностей, характер, мотивы, привычки, характерные черты, сферы компетентности, стиль, поведение и умения.
Большинство атрибутов лидера можно отнести к одной из четырех категорий, характеризующих то, каким ты должен быть, что должен знать и что делать:
1. демонстрировать личный пример;
2. указывать направление;
3. мобилизовывать людей, делая из них соратников;
4. наращивать организационные способности.
2. Типология лидерства
Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. Лидеры разделяются на львов и лис (Парето). Тип политика-лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т.д. Политики-львы чаще всего действуют прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип – сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип – политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М.Вебером. Он выделил традиционное лидерство, основанное на вере в святость и неизменность традиций (лидером становятся в силу традиций, например, когда сын монарха наследует пост отца после его смерти); харизматическое лидерство, опирающееся на веру в исключительные способности вождя, который обладает харизмой, ниспосланной ему Богом. Харизматическое лидерство основано исключительно на личности лидера, взаимоотношения между ним и массой носят эмоционально–мистический характер. От масс требуется полная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». Смена у власти такого лидера связана с большими трудностями, ибо она не может осуществляться в соответствии с укоренившимися традициями или действующими юридическими нормами. Обычно начинается ожесточенная борьба за власть, что ведет к неустойчивости политической системы.
Харизматический тип лидера 
исторически встречается в 
3. Авторитаризм, демократизм и попустительство
В специальных работах, посвященных 
проблеме лидерства, можно найти 
много детальных описаний различных 
типов руководства, из которых наиболее 
распространенными являются три: авторитарное, 
демократическое и 
В такой группе никто не принимает никаких решений. Для ссылки на такой тип лидерства часто используется французский термин лассэ-фер, который можно перевести как «попустительство».
Польский политолог Е.Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е.Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который, насколько это возможно, стремится к смягчению конфликта, нахождению компромисса, и лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта, уничтожению противника любой ценой В зависимости от степени, в какой политик способен пересматривать ранее сформулированные суждения, учитывать чужие мнения, воспринимать критику в свой адрес, Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.
Власть – не только определенный 
способ и тип социального 
Социоцентрический подтип властвующего лидера главный смысл деятельности видит в служении Отчизне, выполнении общественного долга. Социоцентрическую ориентацию невозможно определить по тем или иным заявлениям лидера. Оценки делает сама история. Кроме того, эгоцентрические и социоцентрические мотивы не обязательно должны исключать друг друга.
По способу и методам достижения поставленных целей можно выделить политика-реформатора, сторонника постепенных, эволюционных, плавных методов, и политика-революционера, приверженца крутых, радикальных методов; реалиста, учитывающего лишь возможные в данной ситуации средства достижения цели, и авантюриста, ориентирующегося лишь на иллюзорные средства, за которыми порой теряется и сама цель. По типу деятельности различаются типы политика-идеолога и политика-организатора.
Организатор власти не выдвигает принципиально новых идей, но он умеет мобилизовать материальные, людские ресурсы на претворение в жизнь концепции, выдвинутой идеологами, что не менее важно. На изломах общественной жизни, крутых, переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера. Это кумир толпы, вызывающий ее восторг и умеющий добиться ее безоглядной поддержки. Он выражает реальные нужды широких народных масс, активно втягивающихся в политическую жизнь, стремящихся непосредственно воздействовать на официальные институты власти, на принятие важных политических решений. Однако политический эффект достигается нередко с помощью использования сиюминутных средств, достижения частного или ближайшего результата при игнорировании общих или долговременных последствий принимаемых решений.
                              
При изучении лидеров и их типов поведения были сформированы концепции лидерства: теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения и концепция ситуативного лидерства.
Концепция ситуативного лидерства сформировалась на основе различных концепций лидерского поведения и пытается ответить на вопрос – как должен вести себя лидер в той или иной ситуации.
В концепцию ситуативного лидерства входят различные теории: модель ситуационного лидерства Фидлера, Херсея–Бланшарда, Стинсона–Джонсона, Хауза–Митчелла, модель «дерево решений» и прочие (Таблица 5.2).
Таблица 5.2
Сравнительная характеристика концепций лидерства
| 
   
 Фидлер  | 
  Херсей–Бланшард  | 
  Дерево 
 решений  | 
  |
Факторы  | 
  – отношения между лидером и последователями; 
 – структура работы; 
 – властность лидера.  | 
  – компетентность сотрудников; – вовлеченность.  | 
  – качество решений; 
 – обязательства последователей; 
 – время; 
 – стоимость; 
 – развитие.  | 
Лидерские 
 стили  | 
  – ориентированный на отношения; 
 – ориентированный на работу.  | 
  – директивный; 
 –тренирующий и поддерживающий; 
 – поддерживающий и участвующий; 
 –делегирующий.  | 
  – автократический; 
 – консультационный; 
 – групповой  | 
Поведение лидера и подчиненных  | 
  
   
 Лидер стремится адаптировать работу и отношения под свой характер.  | 
  Лидер выбирает поведение и стиль в зависимости от уровня зрелости коллектива.  | 
  Лидер определяет критические факторы и на основе их выбирает стиль руководства.  |