Суицидальное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Содержание работы

Суицид как понятие
Характеристика суицидального поведения у подростков
Характерные признаки суицидального поведения у подростков
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное

Предсуицидальный синдром: психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суиценденты  чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены  или проживают отдельно, часто  дети проживают в интернатах или  с приемными родителями.

 
            Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает своего максимума в 16 – 19 лет.  
 
            Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия. В сознании происходит как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель подросток воспринимает как способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.  
 
            Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно – шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу. 
 
            При исследовании психотравмирующих обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми суицидентами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми. 
           У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков – суицидентов позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо с тобой обращался», третьи своим поступком решили показать «как ты любишь другого», некоторые надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.  
 
            У подростков причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе. 
 
            Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.  
 
            Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). 
 
            Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. 

  1. Характерные признаки суицидального поведения у подростков

 

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: 

    • низкий или заниженный уровень самооценки,
    • неуверенность в себе; 
      высокая потребность в самореализации; 
      симбиотичность, высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений,
    • наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих; 
      трудности при принятии решений; 
      высокий уровень тревожности,
    • снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; 
      тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; 
      низкая самостоятельность; 
      недостаточная социализация,
    • инфантильность и незрелость личности. 

В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения  способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем  у взрослых: 
 
• печальное настроение 
• чувство скуки 
• чувство усталости 
• нарушение сна 
• соматические жалобы 
• неусидчивость, беспокойство 
• фиксация внимания на мелочах 
• чрезмерная эмоциональность 
• замкнутость 
• рассеянное внимание 
• агрессивное поведение 
• непослушание 
• злоупотребление алкоголем или наркотиками 
• плохая успеваемость 
• прогулы школы.

Во внешнем поведении подростка ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях: 
 
• недостаток сна или повышенная сонливость 
• нарушение аппетита 
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности 
• усиление чувства тревоги 
• признаки вечной усталости, упадок сил 
• неряшливый внешний вид 
• усиление жалоб на физическое недомогание 
• склонность к быстрой перемене настроения 
• отдаление от семьи и друзей 
• излишний риск в поступках 
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах 
• открытые заявления: Ненавижу жизнь; Не могу больше этого выносит; Жить не хочется; Никому я не нужен.

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;
  • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
  • страх наказания, нежелание принести извинения;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;
  • желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

 

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

  • Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
  • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
  • суициды в семье
  • алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Суицидально опасная референтная группа

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

 

Характеристики подростков с риском самоубийства:

  1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
  2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
  3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.
  4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
  5. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были  случаи суицидов у кого-либо из близких.
  6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.
  7. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

 

  1. Психопатии и акцентуации характера у подростков - Личко А.Е
  2. суицидального поведения -Амбрумова А. Г.
  3. Аддиктивное суицидальное поведение подростков Ю.В.Попов, А.В.Бруг
  4. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения- Змановская Е.В
  5. Психология девиантного поведения - Менделевич В.Д. 

Информация о работе Суицидальное поведение у подростков