Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:29, реферат
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Суицид как понятие
Характеристика суицидального поведения у подростков
Характерные признаки суицидального поведения у подростков
Список литературы
Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное
Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
Суицидальное поведение подростков имеет
ряд особенностей, свойственных растущему
организму и личности. Суицидальная активность
резко возрастает с 14 – 15 лет и достигает
своего максимума в 16 – 19 лет.
Одной
из причин выбора суицидального способа
решения проблем, носящих возрастной характер,
является неадекватное отношение к смерти.
Особенностью детского понимания смерти
является двойственность смерти и бытия.
В сознании происходит как бы раздвоение:
с одной стороны, подросток видит себя
в гробу, горько оплакиваемого родственниками,
с другой стороны, предполагает, что может
быть свидетелем собственных похорон.
Свою «временную» гибель подросток воспринимает
как способ воздействия на значимых близких.
Только к концу подросткового возраста
формируется правильное представление
о смерти как необратимом прекращении
жизни.
Считается,
что половина суицидальных попыток в подростковом
возрасте являются демонстративными,
т.е. без настоящего намерения умереть,
а лишь разыграть для окружающих спектакль,
производящий впечатление суицидальной
попытки с целью привлечь к себе внимание,
добиться каких – то преимуществ, избавиться
от грозящих неприятностей. Тем не менее,
различить истинные и демонстративные
попытки не всегда легко. Отсутствие страха
смерти лежит в основе выбора всевозможных
опасных игр, отсутствие жизненного опыта
приводит к драматическим способам ухода
из жизни. Подросток по причине своей некомпетентности
может выбрать сильнодействующие лекарственные
препараты, очень похожие на витамины,
для демонстративно – шантажного поведения.
И наоборот, иногда безобидные способы
суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют
об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты
предлагают все суицидальные попытки
расценивать как истинные и подвергать
их глубокому анализу.
При
исследовании психотравмирующих обстоятельств,
приведших к суициду, выявлено, что по
сравнению со взрослыми суицидентами,
конфликт у подростков был более кратковременный,
его длительность составляет от нескольких
дней до года. Суицидальные конфликтные
ситуации могут складываться для подростка
могут складываться из незначительных,
по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый
максимализм в оценках, неумение прогнозировать
последствия своих поступков и предвидеть
исход сложившейся ситуации создают ощущение
безысходности, неразрешимости конфликта,
порождают чувство отчаяния и одиночества.
Все это делает даже незначительную конфликтную
ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается
окружающими взрослыми.
У подростков,
как правило, нет совпадения конечной
цели самоубийства – смерти – и его психологического
смысла. Анализ результатов опроса подростков
– суицидентов позволили установить,
что часть из них хотели «дать понять человеку,
в каком он отчаянии», другие думали «заставить
раскаяться человека, который плохо с
тобой обращался», третьи своим поступком
решили показать «как ты любишь другого»,
некоторые надеялись «повлиять на другого,
чтобы он изменил решение», часть расценивали
свою попытку как «призыв, чтобы пришла
помощь от другого». Независимо от формулировки,
более половины суицидов – это обращение
к другому человеку, причем значимому
другому. Подростком руководит не желание
умереть – целью самоубийства выступает
желание повлиять на другого.
У
подростков причины суицидального поведения
равномерно распределяются между любовными
конфликтами, конфликтами с родителями
и неприятностями в школе.
Причиной
суицида подростка, чаще всего, является
длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще
всего преобладают давящий стиль воспитания,
требования безапелляционного выполнения
указаний, что препятствует формированию
у подростков самостоятельности в принятии
решений. В форме наказаний используются
унижающие высказывания, болезненные
для самолюбия и снижающие самооценку
подростка. Семью могут постичь такие
кризисные ситуации, как смерть близких,
развод или потеря работы. Родители находятся
в подавленном состоянии, бывает, что ищется
ответственный за возникшие проблемы.
В тоже время одним из сильных факторов,
удерживающих молодых людей в жизни, являются
отношения с родителями. Если отношения
строятся на доверительной основе, родитель
относится к ребенку как к партнеру, то
тогда формируются защитные механизмы,
предохраняющие подростка от суицидального
поведения.
Школьные причины суицидального поведения
обычно связаны с отношениями с учителями,
администрацией. Именно в школе формируются
такие важные социальные запросы подростка,
как: потребность в самоуважении (так как
низкая оценка успеваемости связывается
с недостаточным развитием способностей
и интеллекта); потребность в положительной
оценке значимых для него взрослых (следствием
негативной оценки педагога обычно бывает
отрицательная оценка родителей); потребность
в общении (мнение учителя может определять
мнение коллектива сверстников, низкие
оценки не способствуют улучшению отношений
ученика в классе).
Отношения со сверстниками (особенно
противоположного пола) являются весьма
значимым фактором суицидального поведения
подростков. Одним из объяснений важности
этих отношений служит чрезмерная зависимость
от другого человека, возникающая обычно
в качестве компенсации плохих отношений
со своими родителями, из – за постоянных
конфликтов и отсутствия контакта с ними.
Бывает, что отношения с другом или подругой
становятся столь значимыми, что любое
охлаждение привязанности, а тем более,
измена, уход к другому воспринимается
как невосполнимая утрата, лишающая смысла
дальнейшую жизнь.
К характерным личностным особенностям
суицидентов можно отнести:
В детском и подростковом возрасте
возникновению суицидального
• печальное настроение
• чувство скуки
• чувство усталости
• нарушение сна
• соматические жалобы
• неусидчивость, беспокойство
• фиксация внимания на мелочах
• чрезмерная эмоциональность
• замкнутость
• рассеянное внимание
• агрессивное поведение
• непослушание
• злоупотребление алкоголем или наркотиками
• плохая успеваемость
• прогулы школы.
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
Характеристики подростков с риском самоубийства: