Суицидальное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Содержание работы

Суицид как понятие
Характеристика суицидального поведения у подростков
Характерные признаки суицидального поведения у подростков
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

НА ТЕМУ

 

СУИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА

БРАГИНА АЛЁНА

ГР. 2008-3\1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. Суицид как понятие
  2. Характеристика суицидального поведения у подростков
  3. Характерные признаки суицидального поведения у подростков
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Суицид как понятие

 

Суицид – акт самоубийства, совершаемый  человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Феномен суицида (самоубийство или  попытка самоубийства) чаще всего  связывается с представлением о  психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное  состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. 
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт “неприятия самого себя”, “самоотрицание”, появляется ощущение “потери смысла жизни”.

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического  своеобразия) лежит конфликт. В любом  конфликте существуют: 
во-первых, объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией; 
во-вторых, субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;  
в-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации; 
в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации. 
Конфликтная ситуация приобретает характер опасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. 
            Содержание таких конфликтов определяется, прежде всего, сферой их возникновения, т.е. предметом конфликта и уязвимостью личности к трудным ситуациям. 
Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения людей может быть классифицировано следующим образом: 
1. Конфликты, вызванные спецификой условий профессиональной деятельности и социального взаимодействия людей: 
    индивидуальные адаптационные трудности (ценностно-мировоззренческого, биофизиологического и микросоциального характера); 
    служебные и межличностные конфликты с сослуживцами, администрацией, руководством. 
2. Конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений: 
    неразделенная любовь, измена любимой девушки, жены; 
    развод; 
    тяжелая болезнь, смерть близких; 
    половая несостоятельность. 
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением человека: 
    опасение уголовной ответственности; 
    боязнь позора в связи с асоциальным проступком. 
4. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья: 
    психические заболевания; 
    хронические соматические заболевания; 
    физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности, воспринимаемые как недостаток – дисморфофобия). 
5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями. 
6. Другие конфликты. 
            Суицидоопасная ситуация включает, как правило, взаимодействие конфликтов различных типов. Однако не всякий конфликт ведет к суициду. Суицидоопасные реакции, снижение или утрата ценностей жизни не могут появиться вне связи с личностными особенностями. 
            Вместе с тем наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают люди с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в другом – о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных же условиях, на фоне возрастных кризисов, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации. 
Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности. 
            Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.  
            Истинный суицид – осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев – наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более). 
             Аффективный суицид – суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием  хронических психотравм. Такие суициды характеризуются “свернутостью” и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т.п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.  
           Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимает все меры предосторожности. 

 Важно подчеркнуть,  что суицидальное поведение имеет  как внутренние, так и внешние  формы своего проявления. Внутреннее суицидальное поведение – внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон – суицидальные переживания.Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства. 
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения. 
Суицидальные намерения – непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению. Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти.

Отношение к жизни выражается в четырех основных формах: 
1) в ощущении безразличия; 
2) в чувстве сожаления о своем существовании; 
3) в переживании его тягостности, невыносимости; 
4) в отвращении к жизни. 
            Отношение к смерти выступает в формах: 
1) страх смерти, хотя и сниженный в своей интенсивности; 
2) ощущение безразличия; 
3) чувство внутреннего согласия на смерть; 
4) желание смерти. 
            Внешнее суицидальное поведение – внешняя форма суицидального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или к его попытки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Суицидальное поведение у подростков

 

Девиантное поведение  можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том, или ином обществе социальных норм, правил поведения. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений

Девиантное поведение – это специфический способ измерения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним. Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера и т.д. 
В широком смысле этот термин подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют общепринятым нормам. Этим термином в социологии чаще всего обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норма морали и права.  
            К основным формам девиантного поведения можно отнести: 
1. пьянство и алкоголизм; 
2. наркотическая зависимость; 
3. преступность; 
4. самоубийство; 
5. проституция; 
 
               Девиантное поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.  
            В наши дни особенно остро встала проблема девиантного поведения в подростковой среде. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов.  В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Появляется потребность в познании самого себя. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением.

В подростковом возрасте аутоагрессивное поведение встречается так часто, что специалисты называют его «типично подростковым» отклонением поведения. Всякий подросток имеет такие черты характера, которые самим фактом своего существования предрасполагают его к самоубийству. Это эмоциональная неустойчивость, нередко — пониженное настроение, сочетающееся с уменьшением психической и двигательной активности, неустойчивая самооценка, трудности самоидентификации, коммуникативные проблемы, эгоцентризм, словом все то, что делает подростка легко уязвимым, очень ранимым и совершенно невыносимым для окружающих. Дело в заострении этих черт, катализаторами которого выступают врожденные особенности психики, специфика воспитания и окружающая социальная среда.

 Аутоагрессия и суицид часто  связаны с подростковой депрессией  либо имеющейся психологической  травмой. Депрессивное состояние свойственно несовершеннолетним со слабым типом нервной системы, а также детям и подросткам с низкой самооценкой, неуверенным в себе, с несформированной эмоционально-волевой сферой и инфантилизмом. Несовершеннолетние с импульсивным (эмоциональным неконтролируемым) поведением склонны наносить себе повреждения, но, вопреки бытующему мнению «…Он что-нибудь сейчас с собой сделает…», обычно к суицидальным попыткам прибегают лишь в демонстративных целях и не доводят их до конца.   Депрессия при этом проявляться она может по-разному.

В возрасте до 12 лет это могут  быть различные соматические симптомы в виде общего недомогания, разнообразных  болевых ощущений, расстройств пищеварения, нарушений аппетита, повышенной утомляемости и раздражительности. Наряду с этим довольно явственно меняется и поведение подростков: прежде вполне общительные, живые и разговорчивые, они становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к прежним увлечениям и играм, жалуются на скуку и усталость и крайне редко — на грусть или тоску.

В возрасте 11—15 лет, по мере продвижения из начальной в среднюю школу, где усложняется программа и, что значительно важнее, появляется большое количество учителей- предметников, приходится нередко наблюдать депрессии, замаскированные проявлениями школьной фобии. Здесь патологическое состояние определяется нарастающей общей заторможенностью, которая постепенно блокирует способность подростка осваивать новый учебный материал, создает впечатление нарушений памяти.

В возрасте 15—18 лет депрессия нередко  оформляется проявлениями переживаний утраты смысла жизни. Депрессивный подросток склонен рассматривать эту вполне глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о смысле жизни и смерти приобретают самодовлеющий характер, превращаются по сути дела в навязчивое и бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности в тот жизненный период, когда это особенно важно и необходимо. Несовершеннолетний становится одиноким и отрешенным, дезадаптация постепенно нарастает, нередко приводя его к полному социальному краху.

Нужно сказать, что коммуникативные  проблемы вообще свойственны подросткам. В этом возрасте всякий человек испытывает затруднения при попытке вербально  выразить свои чувства и переживания, что практически не зависит от интеллектуального уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные затруднения являются одной из ключевых проблем эмоциональной жизни подростка, проявлением тревоги и недостаточности самопринятия. У подростка 12—14 лет академическая неуспеваемость и нарушения школьной дисциплины нередко маскируют депрессивное состояние. Ответные меры школы и родителей убеждают подростка в его собственной никчемности и несостоятельности, вызывают и фиксируют у него страх порицания и зачастую приводят к тотальному отказу от школы и отклоняющемуся поведению.

Не менее часто приходится сталкиваться в этой же возрастной группе с отклоняющимся  поведением, маскирующим депрессию  у подростка. Это, пожалуй, наиболее сложная для своевременной диагностики  «маска». Родители, учителя и даже врачи общей практики зачастую не сознают, что агрессивный, развязный, раздражительный до злобности, пропадающий по подвалам и подверженный всем уличным соблазнам подросток нуждается не в наказании, а в поддержке и в лечении, поскольку в основе его отклоняющегося поведения — депрессия, депрессия с рухнувшей самооценкой, ощущением одиночества и безысходности, тоской и тревогой, страхом наказания

 Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное  поведение встречается как в  норме (без психопатологии), так и  при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицид является крайней формой аутоагрессивного поведения. Суицидные  мысли обусловлены депрессивным мироощущением несовершеннолетнего. Его составными компонентами, как указывалось выше, являются:

– чувства тоски и тревоги,

– ощущение беспомощности, бесперспективности, безрадостности, бессилия.

Относительный удельный вес этих компонентов  определяет особенности суицидных  переживаний. При преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти от них любой ценой, даже ценой смерти.

Вероятность реализации суицидных намерений зависит от взаимодействия трех факторов:

1) интенсивности суицидных побуждений;

2) психологического «антисуицидного  барьера» — комплекса факторов, включающих в себя страх смерти, страх боли, боязнь неизвестного, инстинкт самосохранения, страх причинить боль близким, отрицательное отношение к самоубийству общества и др.;

3) различных влияний, ослабляющих,  размывающих этот барьер.

Следует различать следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.). При такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий. Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в незаслуженном наказании, унизительном замечании. 

Информация о работе Суицидальное поведение у подростков