Суицидальное поведение у лиц старшего и подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения, а также выявление влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Изучить особенности суицидального поведения.
3. Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду.
4. Выявить влияние уровня тревожности и наличия депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА1.СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения……………………………..6
1.2 Типология суицидов ……………………………………………………..…14
1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения….....17
1.4 Причины возникновения суицидального поведения…………………...…23
ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..….37
2.1 Сущность суицидального поведения……………………………………....37
2.2 Возрастные особенности суицидального поведения…………………...…40
2.2.1 Суицидальное поведение в детском возрасте……………………….…..40
2.2.2 Суицидальное поведение в подростковом возрасте………………….…41
2.2.3 Суицидальное поведение в зрелом возрасте…………………………….44
2.2.4 Суицидальное поведение в пожилом возрасте………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....50

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА1.СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………..6

1.1 Понятие суицида  и суицидального поведения……………………………..6

1.2 Типология суицидов ……………………………………………………..…14

1.3 Концептуальные модели формирования суицидального поведения….....17

1.4 Причины возникновения  суицидального поведения…………………...…23

ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ………..….37

2.1 Сущность суицидального  поведения……………………………………....37

2.2 Возрастные особенности суицидального поведения…………………...…40

2.2.1 Суицидальное поведение  в детском возрасте……………………….…..40

2.2.2 Суицидальное поведение  в подростковом возрасте………………….…41

2.2.3 Суицидальное поведение  в зрелом возрасте…………………………….44

2.2.4 Суицидальное поведение в пожилом возрасте………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Суицидальное поведение  в настоящее время является глобальной общественной проблемой. Высокий уровень самоубийств в большинстве развитых стран мира и районах СНГ ставит вопрос о причинах возникновения этого явления и способах его превенции (предупреждения). Рассмотрение суицидального поведения лишь как объекта медико-психологических и юридических наук неизбежно ограничивает возможность до конца понять все многообразие негативных факторов, лежащих в основе этого явления. Обычно в расчет берутся лишь индивидуальные поведенческие реакции индивида на те или иные жизненные обстоятельства.

Суицид как социальное явление — устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень развития основных сфер их жизнедеятельности различен.

Важнейшей научно-практической задачей является установление суицидоопасных контингентов населения (групп суицидального  риска) и суицидоопасных зон. Выявление  и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.). Катастрофический рост самоубийств в последние годы, а также некоторые статистические данные, например, тот факт, что самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты), свидетельствуют о том, что изучение суицидальной статистики является важным для стабилизации и управления демографической ситуацией в стране.

Опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой завершенных суицидов и такими переменными, как: экономические факторы, например, степень урбанизации, соотношение промышленных и сельскохозяйственных рабочих, миграционные потоки, коммуникативно-информационные потоки, проходящие через средства массовой информации. Количество суицидов среди эмигрантов нового поколения выше, чем у местных жителей, что объясняется трудностями в адаптации людей к новым условиям (топофобное состояние индивидуальных пространств), непривычностью существования по сравнению с традиционными и любимыми “ландшафтами детства”. Территориальные ситуации, связанные с миграцией населения, были также отнесены в разряд рискованных и обостряющих возможность суицида московскими исследователями из Всероссийского суицидологического центра под руководством проф. А.Г. Амбрумовой и В.П. Бородина. Современное состояние России и всего СНГ в условиях перехода к рыночной экономике, национального самоопределения суверенных государств, возникновения новых политических и управленческих структур имеет подчас негативные последствия, выраженные, например, во внутренних вооруженных конфликтах. Усиление социально-психологической напряженности в обществе, необходимость менять жизненные ориентиры и привычный образ жизни ведут к разрушению поведенческих стереотипов индивида и его биосоциальной дезадаптации.

Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения, а также выявление влияние  уровня тревожности и депрессии  у лиц старшего подросткового возраста на склонность к суицидальному поведению.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.

2. Изучить особенности суицидального поведения.

3. Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду.

4. Выявить влияние уровня тревожности и наличия депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству.

Объект исследования – девиантное поведение.

Предмет исследования –  суицидальное поведение.

 

ГЛАВА1.СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1Понятие суицида и суицидального поведения

 

В русском языке слово  «самоубийство» означает “намеренное  лишение себя жизни”. В научной  литературе исследователи также  говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?

Амбрумова А. Г. и ряд  других исследователей выдвигают концепцию  о том, что суицид - это феномен  социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия для  данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между  живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие  дезадаптации отражает различную степень  и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.

На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится  на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.

Авторы различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.

В условиях экстремальной  ситуации разные личности неодинаково  перестраивают свою приспособительную  тактику. Наиболее устойчивые из них  за счет пластичности и резервов сохраняют  прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.

В тех случаях, когда  экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально ( как  это имеет место при психопатиях  и некоторых неврозах). Тогда вероятность  полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.Психические же расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новых уровень патологического реагирования.

Рассматривая социально-психологическую  дезадаптацию в динамике, ведущей  к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная  и суицидальная.

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой  суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.

Напряженность и сила конфликта зависят от силовых  соотношений образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем  проще конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.

Разрешение конфликта  зависит от значимости сферы, в которой  он происходит, и от системы резервных  адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.

Таким образом, из всего  сказанного можно сделать вывод о том, что суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”.

Теперь следует осветить сам механизм формирования внутри личности суицидальной направленности.

Собственно суицидальное поведение - “любые внутренние и внешние  формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни”.

Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а  также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия (“хорошо бы умереть”, “заснуть и не проснуться” и т.п.).

Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к  самоубийству, глубина которой нарастает  по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения  предполагают присоединение к замыслу  решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения  суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).

Длительность его может  исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Внешние формы суицидального  поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и  необратимая.

Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.

В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как  действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

В последние годы получили права гражданства такие понятия, как "пресуицид" и "постсуицид". Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие - психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием "пресуицид" подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина "постсуицид". На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как "постсуицидальное состояние" и "постсуицидальный период".

Информация о работе Суицидальное поведение у лиц старшего и подросткового возраста