Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:19, контрольная работа
Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков.
1.Социальная ситуация развития старшего школьника
2.Особенности личности старшеклассника
3.Мотивация учебной деятельности и умственное развитие
4.Психологические особенности выбора профессии
Список литературы
Возникает вопрос: в какой же степени в процессе обучения и воспитания учитываются возможности старших школьников, их запросы, стремления, уровень умственного развития?
Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников.
Дискуссия — не только средство познания, но и средство самовыражения, условие формирования убеждений. Самостоятельность мысли, взглядов формируется в процессе аргументации своей точки зрения. Дискуссия не исключает роли хорошего объяснения учителя—объяснения, которое заставляет думать. Из характеристики познавательной деятельности старших школьников видно, что старшеклассники готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, вскрывать причины, делать выводы. Это—проявление исследовательского отношения к предмету.
Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то в старших классах установка на то, чтобы «учить учиться самостоятельно», т. е. формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.
№ 4. Психологические особенности выбора профессии
Интерес к профессии чаще всего большей частью порождается знакомыми и товарищами. В меньшей степени сказывается влияние школы и семьи. Степень решимости заняться выбранной, а не какой – то другой профессией старшеклассники оценивают по-разному. Может быть оценка «только этой профессией и буду заниматься», может быть и «не знаю, как получится».
Как правило, предпочитают профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На второе место ставится возможность делать что-то своими руками, творческий характер труда. Третье место отводится условиям труда и подвижности работы, возможность получать новые впечатления.
Высоко котируются электрорадиотехнические специальности. Наименее же популярны у старшеклассников медицина, педагогика, биология, химия и еще ряд дисциплин. Сдвиг интересов к техническим профессиям – усиленная профориентационная работа, а современная «непрестижность» интеллектуальных дисциплин.
Старшеклассники более всего информированы об обслуживающем и бытовом труде. Это объясняется тем, что все мы повседневно имеем дело со сферой быта – это магазины, парикмахерские, даже уборка пришкольной территории. Школа же в данном случае – то типичное учреждение, где преобладает интеллектуальный труд, что и знакомит ребенка больше с интеллектуальным трудом, а окружающая нас работа гражданского, бытового, промышленного направлений дает школьнику пищу для размышлений.
Следует отметить, что многие старшеклассники еще не видят разницы между такими понятиями как профессия, специальность, квалификация, должность. К числу профессий школьник может отнести и академика и лаборанта. Иногда профессией называют должность руководящего работника – начальник, председатель, министр.
В некоторых случаях в мотивах выбора профессии преобладает романическое видение героических профессий – космонавта, летчика – испытателя и т.д. Временами у подростков отсутствует ценностная ориентация на конкретную работу, профессию.
О необходимости совершенствовать работу по профориентации учащихся средней общеобразовательной школы говорит еще тот факт, что среди перечисленных школьниками профессий отсутствуют необходимые, но нужные профессии, характерные для данного города, а также не упоминаются новые перспективные профессии. Некоторые массовые профессии – сварщик, строитель, крановщик и т.д., - считаются старшеклассниками непрестижными и непривлекательными. И при этом, останавливая свой выбор на престижной на свой взгляд профессии, школьники выбирают ее по внешним признакам, не отражающим сути избираемой профессии.
Подобная ориентация профинтересов и намерений объяснятся несколькими причинами. Первая – в профработе с детьми не в полной мере учитывается такая особенность возраста, как развитие новой структуры потребностей и мотивов, основным мотивом является стремление быть полезным другим людям, обществу. А кроме этого, участвовать в общественно-полезном труде.
Второе – отсутствие у старшеклассников опыта учебно-производственной деятельности и эпизодический характер профориентационной работы приводят к неразвитости у них самооценки, завышенного уровня притязаний, пренебрежительного отношения к рабочим профессиям.
Интересно отметить, что многие типизируют профессии по половому признаку. Подобные представления влияют на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
Влияние родителей, семьи на развитие ценностных ориентаций на профессии не подлежит сомнению. При этом зачастую старшеклассники не ценят и редко предпочитают профессии своих родителей. С возрастом структура профессиональных намерений интересов изменяется незначительно. Тем не менее, старшеклассники ориентированы на престижные виды профессий. Процент ориентированных на простые, но нужные массовые профессии пока низок.
Список литературы:
1. И.С. Кон «Психология старшеклассника» Москва. «Просвещение» 1998г.
2. В.А. Крутецкий «Психология» Москва. 1996г.
3. В.С. Мухина «Возрастная психология» Москва. 1997г.
4. «Возрастная и педагогическая психология», 2-е изд./Под ред. А. В. Петровского. М., 1979, с. 146—169.
5. Волков К. Н.«Психология о педагогических проблемах», М., 1981.
6. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М.. 1968, ч. III, гл. 4, с. 365—419.
7. Кои И. С. «Психология старшеклассника», М., 1980, гл. II, с. 31—43, гл. Ill, с. 44—72, гл. VI, с. 104—112, гл. VIII, с. 130—178.
8. Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников», М, 1976, с. 117—152.
9. Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст», М., 1971, с. 86—128.
10. Шумилин Е. А. «Психологические особенности личности старшеклассника», М, 1979, гл. 1, с. 10—58.
Информация о работе Специфика учебной деятельности в старшем школьном возрасте