Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:19, контрольная работа
Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков.
1.Социальная ситуация развития старшего школьника
2.Особенности личности старшеклассника
3.Мотивация учебной деятельности и умственное развитие
4.Психологические особенности выбора профессии
Список литературы
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Контрольная работа
по педагогической психологии
на тему
«Специфика учебной деятельности в старшем школьном возрасте»
Выполняла студентка 4 курса
психолого-педагогического факультета
специальности «Психология» группа 1 Л. Ю.И.
Проверяла:
Брест 2012
Содержание:
1.Социальная ситуация развития старшего школьника
2.Особенности личности старшеклассника
3.Мотивация учебной деятельности и умственное развитие
4.Психологические особенности выбора профессии
Список литературы
№ 1. Социальная ситуация развития старшего школьника
Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авторами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11—12 до 17—18 лет.
Если же отойти от такого понимания развития, если рассмотреть его как те изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией, то скажется, что в этом возрасте имеют место весьма существенные, качественные новообразования.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития.
..Перед старшим школьником
возникает необходимость
Это своеобразие внутренней позиции, по мнению Л. И. Божовича, заключается в том, что школьники старших классов— это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».
Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Выяснилось, например, что среди учеников I—III классов вообще нет таких школьников, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в IV—V классах оказалось 5% таких учащихся, в VI—VII—20%, а в IX—Х классах 58% школьников смотрят на школу с позиции своего будущего.
Старшие школьники начинают иначе, чем подростки, смотяреть на школу. На вопрос «Зачем ты учишься?» подростки часто теряются и отвечают вопросом же: «Как это—для чего учусь? А как можно не учиться? А что же делать, если не учиться?» Старшеклассники отвечают с точки зрения будущего: «Получишь образование и будешь настоящим человеком. Я, например, буду строителем: строить и создавать новые здания— польза для всех», т. е. старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего.
Исследования показывают, что у старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя, конечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами (учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая). На выбор профессии влияют и мнения других людей: у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи—третье. Старших школьников всегда волнует проблема выбора, и они ведут по этому поводу разговоры со сверстниками и с окружающими взрослыми. Для того чтобы успешно проводить работу по профориентации, важно знать, каковы установки и личностные особенности того или иного учащегося.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное:выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.
Старшего школьника волнуют такие вопросы: «Может ли человек проявлять интерес к той области деятельности, к которой он не способен?»; «Как можно определить способности к той или иной деятельности?» Такого рода вопросы говорят о том, что в старшем школьном возрасте учащиеся, выбирая свой жизненный путь, не идут прямо по линии своих непосредственных интересов, а стремятся решить проблему выбора, взвешивая все факторы и, главным образом, учитывая свои способности. Они рассматривают выбор профессии как своего рода вывод из анализа потребностей и имеющихся склонностей и способностей, из сопоставления этих своих особенностей с требованиями, которые предъявляет к человеку профессия.
Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или иной профессии. Важно познакомить старшеклассников и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности.
Старший школьный возраст—начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.
В физическом отношении это период спокойного развития. Прирост веса становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину).
В 8 лет вес мускулатуры составляет 27% от веса тела, в 15 лет—32%, в 17 лет—44%. В связи с этим наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций.
Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., и, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Вместе с тем половая зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание—включение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Как показывают статистические данные, половое созревание происходит сейчас на 2—3 года раньше, чем в прошлом столетии (акселерация). В то же время социальная зрелость в нашу эпоху наступает позже, так как требуется больше времени для получения необходимого образования.
№ 2. Особенности личности старшеклассника
Формирование убеждений и мировоззрения
Старший школьный возраст—это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
Старшеклассники переходят к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизадия и обобщение знаний по различным предметам, установление содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания. Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, имеющей глубокий философский смысл, а с другой—научного мировоззрения. Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.
В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Например, по данным исследования, учащиеся младшего школьного возраста в ситуации, когда надо было сказать, куда и на что потратили бы деньги, в 80% всех изученных случаев указывают на себя и только в 20% случаев отмечают на желание что-то сделать для других. При этом в 15% случаев характерно указание на близких людей («Я бы купил сестре куклу и другие игрушки»—II класс). В старшем же школьном возрасте картина существенно меняется. В 48% случаев было выражено желание сделать что-то для других, при этом во всех этих случаях указывается на помощь школе, городу, государству, обществу, т. е. в качестве объекта выступает широкое социальное окружение («Я бы купила очень много книг, и мы с моими ровесниками в нашем доме устроили бы библиотеку»;«Построили бы спортивный городок, устроили бассейн для малышей»—Х класс).
Потребность в общении
Старший школьный возраст—это
возраст формирования
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями. В. А. Крутецкий приводит такие высказывания девушки-девятиклассницы:
«Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я неправа, думаю: «Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным?» Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право самостоятельно решать дела и иметь собственное мнение».
Ее ошибочные взгляды отражаются и в поведении, что должно стать предметом внимания учителя.
Это стремление к самостоятельности
проявляется и во многом другом.
Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые).
Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника даже выше, чем в другие возрастные периоды.
Уже младшие школьники тянутся к сверстникам. Но их дружеские связи во многом определяются учителями и родителями:их глазами ребята часто смотрят на одноклассников и товарищей. У подростков на первом плане—сверстники.
В юности картина существенно меняется. По данным одного исследования, около 2\3 старшеклассников указывали на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность, видимо, объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Эти проблемы живо обсуждаются в кругу ровесников, но жизненный опыт мал у всех. И здесь на помощь приходят взрослые.
Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. По некоторым данным в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже—родителей и совсем редко—учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а мнением учителей только треть.
Самосознание и самооценка
Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Вот что, например, сказали девятиклассники о своей учительнице: «У нее не хватает твердости, требовательности. С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием, как маленьким».
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. Об этом свидетельствуют наблюдения и исследования. В. Ф. Сафин изучал особенности оценки старшеклассниками морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке личных свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же в 72% случаев. Это создаетблагоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.
Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее число девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.
Информация о работе Специфика учебной деятельности в старшем школьном возрасте