Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, отчет по практике
Я Николаева Диана Николаевна проходила учебно-ознакомительную практику на базе муниципального образовательного учреждения Леснополянской средней общеобразовательной школы.
По адресу Московская область Пушкинский р-н п. Лесные поляны.
Продолжительность практики – 3 недели, с 12 января 2012года до 2 февраля 2012 года.
Школьный психолог – Баркарова Оксана Олеговна, психолог высшей категории. Стаж работы психологом - 16 лет.
Введение…..................................................................................................
Основная часть………………………………………………………………
1. Задачи и этнические принципы профессиональной деятельности…….
2. Основные виды деятельности практического психолога.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Нередко потребность в консультации осознается после просветительной и профилактической деятельности психолога. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Центральным моментом консультации является процесс взаимодействия психолога и консультируемого (или консультируемых), установление доверительных взаимоотношений между ними.
Смысл консультации: помочь человеку самому решить возникающую проблему. Только таким образом накапливается опыт решения жизненных проблем
Следующие виды деятельности школьного психолога требуют особенно высокой профессиональной подготовки:
а) психологическая коррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
б) работа по развитию способностей, личности ребенка;
в) психологическая диагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка.
Безусловно, в любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.
В настоящее время
При этом необходимо иметь в виду, что диагностика в школе не является самоцелью. Ее данные необходимы для того, чтобы:
1) определить программу
2) проверить эффективность психо-
3) дать правильное направление консультативному процессу;
4) выбрать наиболее актуальную
для данной школы тематику
психологического просвещения
Процедура диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работы сложна, объемна и ответственна. Основные этапы проведения этой работы в системе школьной психологической службы:
1) изучение практического
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор методов исследования;
5) формулировка психологического диагноза;
6) разработка рекомендаций, программы
психокоррекционной или
7) осуществление этой программы;
8) контроль за ее выполнением.
Определение психологической проблемы. На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается путем сбора и изучения возможно более полной информации об ученике. Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий" бесед с классным руководителем, другими учениками" родителями, товарищами. Психолог сопоставляет эти данные с "личным делом" школьника, в котором фиксируются все результаты психологических обследований" случаи обращений к школьному психологу, ход и результаты диагностической и коррекционно-воспитательной работы.
Очень важно, чтобы психолог получил данные об истории развития ребенка, это должно стать основным фоном всего дальнейшего исследования.
Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии учащегося, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов. При этом следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных, дополнительных сведений, результатов выполнения школьником того или иного задания, углубленного знания истории его развития может, в случае необходимости, менять исходные предположения и формулировать новые.
Выбор метода обследования - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога. В процессе ответа на конкретный вопрос практики психолог применяет различные методы изучения или обследования учащегося. Поэтому он должен владеть самыми разнообразными методами как высокоформализованными (типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы пр.).
Психологический диагноз производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях ("жизненные показатели"). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем анализ с учетом "зоны ближайшего развития" ребенка.
Практические рекомендации. Последним этапом является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем (директором школы, классным руководителем, родителями - в зависимости от того, кто будет работать с ребенком) и выполняется педагогами и родителями под постоянным наблюдением и с помощью школьного психолога.
Рекомендации, даваемые учителям, родителям, учащимся, должны быть конкретными и понятными тем, кому они адресованы. Содержание и адрес рекомендаций зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несет ответственность за осуществление рекомендаций и конечный результат.
Кабинет психолога
Требования к помещению и интерьеру:
Кабинет создан на базе обычного класса, находится на первом этаже. Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона - парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона - стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса - кресло, цветы, ковровая дорожка
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
Температурный режим:
Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная.
Освещенность и цвет:
Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.
Методические материалы:
В кабинете находится литература по направлениям:
- Возрастная психология
- Диагностика
- Коррекция
- Методическое обеспечение (учебники)
- Методология
- Основы медицинской психологии
- Общая психология
- Основы конфликтологии
- Педагогическая психология
- Психологические процессы
Содержание кабинета
Парты 6 штук.
Стулья 16 штук.
Шкафы 9 штук.
Компьютер 1 штук.
Кресла 2 штук.
Методические занятия
Психодиагностическое обследование.
Цель: выявление уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной).
Задачи:
1. Подобрать соответствующие
методики и провести диагностику
детей младшего школьного
2. Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению;
3. Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний;
4. Психодиагностики словесно-
5. Обработка полученных данных;
6. Проведение анализа полученных данных;
Объект: психологическая готовность испытуемых к обучению в школе.
Предмет психодиагностического обследования:
уровень психологической
Беседа-опрос «Выявление социальных условий жизни ребёнка».
Приложение А
Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Приложение Б
Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в школе»
Приложение В
Посещение родительского собрания.
Приложение Г
В заключение своего отчета хочу сказать, за время прохождения практики я ознакомилась с функциональными обязанностями психолога, документами, регламентирующими профессиональную деятельность, этическим кодексом практического психолога. На практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
При прохождении учебно–
За это время я приобрела знания о различных методах организации исследования и возможностях их применения в собственной практике. Не менее интересным была подготовка к организации собрания и участие в нем. За время прохождения учебно-ознакомительной практики закрепила теоретические знания, полученные при изучении общих психологических и специальных дисциплин, научилась применять их в работе с детьми младшего школьного возраста.
Отработала умение наблюдать, конспектировать
и анализировать
Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Баркаровой Оксане Олеговне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
1 |
Андреева Г. М. Социальная психология. Москва., 2008. |
2 |
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. Москва Просвещение. 2009 |
3 |
Ломтева Т Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка. Москва. Дрофа – Плюс. 2008 |
4 |
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. Москва. ВАКО. 2010. |
5 |
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками. Москва первое сентября 2008 |
6 |
Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников. Психология в школе 2009 |
7 |
Белинская Е.П. Как стать лидером. Москва 2010 |
8 |
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 1997. |
9 |
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: "Академия развития", – 1997, – 240с. |
10 |
Психокоррекционная и |
А |
|
Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы