Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, отчет по практике

Описание работы

Я Николаева Диана Николаевна проходила учебно-ознакомительную практику на базе муниципального образовательного учреждения Леснополянской средней общеобразовательной школы.
По адресу Московская область Пушкинский р-н п. Лесные поляны.
Продолжительность практики – 3 недели, с 12 января 2012года до 2 февраля 2012 года.
Школьный психолог – Баркарова Оксана Олеговна, психолог высшей категории. Стаж работы психологом - 16 лет.

Содержание работы

Введение…..................................................................................................
Основная часть………………………………………………………………
1. Задачи и этнические принципы профессиональной деятельности…….
2. Основные виды деятельности практического психолога.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Пушкинский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Психология

Тема

Специфика работы психолога  в условиях общеобразовательной  школы

Фамилия студента

Николаева

Имя студента

Диана

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

01800120720727

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Тихонова Т.А.

Направление на практику


 

Содержание

 

        Введение…..................................................................................................

        Основная часть………………………………………………………………

            1. Задачи и этнические принципы  профессиональной деятельности…….

            2. Основные виды деятельности  практического психолога.

        Заключение

                Список использованных источников

        Приложения

Введение

 

Я Николаева Диана Николаевна  проходила учебно-ознакомительную  практику на базе муниципального образовательного учреждения  Леснополянской средней  общеобразовательной  школы.

По адресу Московская область Пушкинский р-н п. Лесные поляны.

Продолжительность практики –  3 недели, с 12 января 2012года до 2 февраля 2012 года.

Школьный психолог – Баркарова  Оксана Олеговна, психолог высшей категории. Стаж работы психологом - 16 лет.

Цель  моей учебно-ознакомительной практики было закрепление, углублениие и расширение теоретических знаний по психологии, полученных мною во время обучения в академии, получение навыков их практического применения, освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе, ознакомление со спецификой деятельности преподавателя психологии, формирование профессиональной позиции преподавателя психологии, мировоззрения, стиля, поведения, освоение профессиональной этике.

Учебно-ознакомительная практика в школе открыла для меня возможность  познать все стороны деятельности практического психолога и значительно  расширить мои представления  об организации учебного процесса, познакомиться с различными техниками  и методиками.

Была  выполнена следующая работа:

ознакомление  с задачами и этническими принципами профессиональной деятельности психолога;

Основные  виды деятельности практического психолога;

Проведение Беседа-опрос  «Выявление социальных условий жизни  ребёнка»;

Проведение методик на детях младшего школьного возраста;«

Посетить  родительское собрание, дать рекомендации и совет родителям.

Основная часть

1 Задачи и этнические принципы профессиональной деятельности.

 

Работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

Задачи профессиональной деятельности:

1. Формирование у обучающихся  и их родителей, педагогических  работников психологической компетентности. Потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

2. Сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному,  социальному развитию обучающихся  за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

3. Определение индивидуальных особенностей  и склонностей личности обучающихся,  ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

4. Выявление и предупреждение  возникновения явлений дезадаптации  обучающихся, разработка профилактических  программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

5. Психологическое обеспечение  профессионального самоопределения  и выбора оптимального вида  занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

6. Активное психологическое воздействие,  направленное на устранение или  компенсацию выявленных отклонений  в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;

Этические принципы и правила работы психолога в условиях общеобразовательной  школы

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при  которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его  действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1.Принцип не нанесения ущерба  испытуемому. Организация работы  психолога должна быть такой,  чтобы ни ее процесс, ни ее  результаты не наносили ущерба  его здоровью, состоянию или социальному  положению.

2.Правило контролируемого хранения  сведений психологического характера.  Психолог должен предварительно  согласовать с заказчиком список  лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а  также место и условия их  хранения, цели использования и сроки уничтожения.

3.Принцип компетентности психолога.  Психолог имеет право браться  за решение только тех вопросов, по которым он профессионально  осведомлен и наделен соответствующими  правами и полномочиями выполнения  психокоррекционных или других воздействий.

4.Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе  его работы с испытуемым на  основе доверительных отношений,  не подлежит сознательному или  случайному разглашению и должен  быть представлен таким образом,  чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5.Принцип беспристрастности психолога.  Недопустимо предвзятое отношение  испытуемому, какое бы субъективное  впечатление он не производил  своим видом, юридическим или  социальным положением.

6.Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого  об этических принципах и правилах  психологической деятельности.

7.Правило взаимоуважения психолога  и испытуемого. Психолог исходит  из уважения личного достоинства,  прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

8.Правило предупреждения неправильных  действий заказчика. Психолог  информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

9.Правило адекватности методик.  Применяемые методики должны  быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию  испытуемого, условиям эксперимента.

10.Правило сотрудничества психолога  и заказчика. Психолог обязан  уведомить заказчика о реальных  возможностях современной психологической  науки в области поставленных  заказчиком вопросов, о пределах  своей компетентности и границах  своих возможностей.

11.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

12.Правило безопасности применяемых  методик. Психолог применяет только  такие методики исследования, которые  не являются опасными для здоровья  испытуемого.

13.Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

14.Правило взвешенности сведений  психологического характера. Психолог  передает заказчику результаты  исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15.Правило научности результатов  исследования. В результатах исследования  должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

16.Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

17.Правило корректного использования  сведений психологического характера.  Сведения психологического характера  об испытуемом ни в коем  случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

 

2 Основные виды деятельности практического психолога.

 

Основной целью практикующего  психолога, работающего в ОУ, так  и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей.

Детский психолог выполняет следующие  задачи: реализует в работе с детьми возможности  развития каждого возраста, развивает  индивидуальные особенности  ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

От  психолога требуется создать  благоприятный для развития и  обучения ребенка климат в ОУ, а  также необходимо оказывать своевременную  психологическую помощь, как детям, так и их родителям, учителям.

Психологическая деятельность в ОУ сложна, специфична и предъявляет  большие требования к человеку, который  занимается этой деятельностью

Деятельность  практического психолога  включает различные виды работ: психологическая  профилактика, диагностика, психологическая коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.

Оксана Олеговна владеет всеми  видами работы, так как только в  совокупности они дают возможность  на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед ней задачи.

Психологическое просвещение - самое  первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Основной смысл работы заключается в том, чтобы:

а) знакомить учителей и родителей  с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся - с основами самовоспитания;

б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

в) формировать потребность в психологических  знаниях, желание использовать их в  работе с ребенком или в интересах  собственного развития.

Основные  формы этого вида работы школьного психолога - лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить школьному психологу лично - можно приглашать разных специалистов. Однако содержание всех этих форм обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

Психологическая профилактика - на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и  личностном развитии ребенка. Задачами психопрофилактики являются:

а) формирование ответственности за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника  на каждом возрастном этапе;

б) своевременное выявление таких  особенностей ребенка, которые могут  способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии;

в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психопрофилактическая работа может  проводиться как с отдельными учащимися или группами учащихся - классами, возрастными параллелями, так и с членами педагогического коллектива, родителями, другими взрослыми, которые могут оказать влияние на формирование личности школьника.

Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы