Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель данной контрольной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 2
1. Понятие конфликта, его сущность........................................................... 5
2. Виды конфликтов..................................................................................... 9
3. Причины возникновения конфликтов.................................................... 14
4. Последствия конфликтов........................................................................ 16
5. Стратегия руководителя при разрешении конфликтов........................ 18
6. Структура предприятия......................................................................... 23
7. Управление конфликтной ситуацией на предприятии.......................... 24
8. Направления по совершенствованию деятельности управления конфликтными ситуациями на предприятии............................................................................ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................
2.Отношения при ведении
переговоров. При принятии
3.Деловые ("инструментальные")
отношения. В современном
4.Социо-эмоциональные
Указанные типы отношений
имеют соответствующие
В основе типологии конфликтов могут лежать различные классификационные системы (Приложение, рис. 2).
Первый классификационный признак – форма проявления. Выделяют внутриличностный, межличностный, межгрупповой конфликты и конфликты между личностью и группой.
Внутриличностный конфликт может быть трех типов (Приложение, рис. 3):
- «приближение—приближение»
(конфликт выбора в условиях
изобилия), который имеет место
в том случае, если человеку
приходится выбирать между
- «приближение—удаление» (конфликт
противоположенного восприятия)
- «удаление—удаление» (конфликт
выбора наименьшего зла), который
имеет место в том случае, если
человеку приходится выбирать
между двумя или более равно
непривлекательными
Таким образом, внутриличностный конфликт — это столкновение человеческих желаний, равных по силе, но противоположенных по интересам или потребностям. В процессе трудовой деятельности данный тип конфликта может иметь место в случае предъявления к работнику противоположных требований по поводу результатов его работы либо не согласованности требований производства и личностных целей или потребностей [3, с.288].
Межличностный конфликт же
является наиболее распространенным.
Его действующие лица – люди,
преследующие несовместимые цели, либо
стремящиеся к достижению одной
цели, которая может быть достигнута
только одним из них (например, два
претендента на одну вакантную должность).
Борьба руководителей служб за ограниченные
ресурсы (капитал, оборудование, рабочая
сила) или столкновение личностей
с разными взглядами и
Конфликт между личностью и группой может иметь место в следующих случаях. Во-первых, любая рабочая группа, стремясь удовлетворить свои потребности, устанавливает определенные нормы производительности и правила поведения, которые могут касаться, например, взаимоотношений с начальством. Если потребности человека не совпадают с потребностями его рабочей группы и это находит отражение в его поведении и занимаемой позиции – такая ситуация тоже является конфликтом.
Во-вторых, конфликт возможен на почве должностных обязанностей руководителя подразделения, который должен побуждать работников к повышению производительности, а они этого не хотят.
Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую
Межгрупповой конфликт практически неизбежен в любой организации, состоящей из большого количества формальных и неформальных групп. Наиболее распространенная деловая причина таких конфликтов - различные цели, стоящие перед функциональными или производственными подразделениями.
По второму классификационному
признаку – по последствиям для
организации – конфликты
По дисциплине:
Введение в конфликтологию
Тема: Конструктивные
технологии регулирования и разрешения
конфликтов.
Выполнил:
Студент 1 курса
Группа: СКД 6-09
Черненко Сергей Сергеевич
8-964-688-88-01
Проверил преподаватель:
2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Первое затруднение, которое возникает
при постановке проблем регулирования
и разрешения конфликтов — это разногласия
в вопросе о том, что обозначает каждый
из этих терминов.
В русле общей тенденции развития конфликтологического
знания от описания и объяснения конфликтов
к разработке методов и технологий их
регулирования и разрешения, а также приобретения
конфликтологией отчетливо выраженной
теоретико-прикладной направленности
в течение 1970-80-х гг. произошло последовательное
смещение акцентов в методах преобразования
и прекращения конфликтов различной природы1. Если первоначально внимание
исследователей и практиков было обращено
главным образом на управление, регулирование
и сдерживание конфликтов, то в настоящее
время основное значение все больше придается
технологиям и процедурам принципиального
разрешения и предотвращения конфликтов.
1. Базовые понятия
Как отмечают зарубежные авторы, первоначально
в литературе и в дискуссиях по конфликтологической
проблематике понятия «споры» и «конфликты»,
«регулирование» и «разрешение» употреблялись
как равнозначные. Однако в связи с осложнением
социальных процессов потребовалась новая
трактовка конфликта как феномена, отличного
от ситуаций, связанных с разногласиями
и спорами. Этим же объясняется и то, что
стала необходимой более точная трактовка
таких понятий как регулирование разрешение
конфликтов, а также управление ими.
Как правило, значение этих понятий связывается
с такими основными стратегиями (подходами),
применяемыми для прекращения конфликтов,
как: конфронтационное противоборство
для достижения односторонних преимуществ,
с одной стороны, либо компромисс и сотрудничество,
— с другой.
При регулировании конфликта он находит
то или иное завершение в результате противоборства
сторон, каждая из которых стремится к
достижению односторонних преимуществ,
принуждая другую сторону действовать
вопреки собственным интересам. Результатом
такой конфронтации и противоборства
может быть только проигрыш одной из сторон
или их обеих. Вследствие того, что урегулирование
связано с принуждением, постконфликтные
отношения сторон не могут быть прочными
и прекращаются при первом удобном случае2.
Ориентация на подавление, насилие в ходе
конфликта неизбежно связана с действиями
одной из сторон, направленными против
интересов другой. Это стремление к достижению
односторонних выгод и преимуществ сопряжено
с совершением действий, имеющих негативный
нравственный смысл. В этом случае велик
риск того, что конфликт приобретет необратимый
характер, так как он затрагивает сферу
нравственных ценностей, например, представления
сторон о добре и зле, справедливости и
несправедливости и т. п.
Несмотря на ряд очевидных недостатков
силовых методов воздействия на конфликт
с целью его прекращения путем подавления
одной из сторон, подходы «выигрыш-проигрыш»,
когда победа одной из сторон для другой
означает поражение, и «проигрыш-проигрыш»,
когда ни одна из сторон не достигает поставленных
целей, весьма популярны. Это связано с
так называемыми «конфликтными привычками»,
т. е. сложившимися стереотипами поведения.
Стратегия «выигрыш-проигрыш» основана
на стремлении субъектов конфликта использовать
для достижения своих целей власть, физические,
интеллектуальные или иные преимущества.
При этом энергия участников направляется
друг против друга, а не на решение проблемы.
Однако, если стороны стремятся не допустить
конфронтации по спорной проблеме, они
могут предпочесть стратегию избегания
конфликта, которая зачастую приводит
каждую из них к проигрышу (стратегия «проигрыш-проигрыш»).
Обе стратегии сходны в том, что каждая
из них применяется в том случае, если
ресурсы ограничены и стороны борются
за обладание ими либо в полном объеме
(«выигрыш-проигрыш»), либо частично («проигрыш-проигрыш»).
Кроме того обе эти стратегии основаны
либо на несовпадающих или даже на противоположных
интересах, либо на различном понимании
сторонами средств достижения определенной
цели, либо на том и другом одновременно.
В рамках стратегии «проигрыш-проигрыш»
предпочтение отдается либо избеганию
конфликта, либо решению проблемы на основе
компромисса. Понятие компромисса может
иметь как положительный, так и отрицательный
смысл. Положительное значение компромисс
приобретает в том случае, если стороны
соглашаются поступиться частью своих
интересов, понимая, что конфронтационная
борьба бесперспективна и рискованна.
В этом случае достижение компромисса
требует встречных шагов обеих сторон,
и это сближение может рассматриваться
как форма сотрудничества, а достигнутое
соглашение — как справедливое решение
проблемы.
Несмотря на то, что иногда компромисс
необходим, он чаще всего рассматривается
негативно. Это происходит прежде всего
потому, что достижение компромисса полностью
не отвечает интересам сторон. Как правило,
стороны приходят к компромиссу на основе
конкурентной борьбы, в которой сталкиваются
их интересы, а средства их удовлетворения
ограничены. Другими словами, компромиссу
предшествует установка сторон на конфронтацию.
Наконец, соглашение сторон и прекращение
ими конфликта на основе компромисса не
может иметь долговременного характера
и обеспечить прочное и доверительное
сотрудничество. Все это сближает компромисс
и конфронтацию, стратегию «выигрыш-проигрыш»
и стратегию «проигрыш-проигрыш».
Регулирование конфликта с применением
стратегий «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-проигрыш»
имеет различные формы конфронтации и
применения силы или угрозы ее применения.
Прямые переговоры между сторонами, а
также их обращение в третьей стороне,
например, к посреднику, арбитру или в
суд, также может рассматриваться как
применение одной из этих стратегий.
В случае, если стороны не проявляют доброй
воли и желания разрешить конфликт с учетом
интересов друг друга, а свое обращение
к третьим сторонам рассматривают как
способ получения материальной и/или моральной
поддержки своих позиций, которым они
придают исключительное значение, развитие
событий характеризуется тем, что3:
1. Конфликт воспринимается на основе установки
о неизбежности поражения одной из сторон,
без чего выигрыш другой невозможен. Поэтому
каждая из сторон стремится к получению
односторонних преимуществ.
2. Энергия и действия сторон-участниц
направляются прежде всего друг против
друга, а не на решение проблемы. Позиции
сторон характеризуются жесткостью, непримиримостью
и нетерпимостью по отношению к другим
точкам зрения.
3. Прежде всего подчеркивается различие
между сторонами, а сходство, даже если
оно и имеется, отвергается.
4. Конфликтующие стороны стремятся получить
поддержку извне. Обращение к третьим
сторонам участники используют для материального
и морального усиления собственной позиции.
5. Информация о существе проблемы скрывается,
искажается и используется сторонами
для усиления собственной позиции, а информация,
которая могла бы способствовать конструктивному
решению проблемы, игнорируется.
6. Лидеры сторон выдвигаются на основе
их способности занимать жесткую позицию
и принимать меры, вынуждающие противника
отступить
В конце концов этот деструктивный процесс
прекращается в связи с тем, что одна из
сторон капитулирует, либо стороны признают
тупиковый характер сложившейся ситуации.
Таким образом, регулирование конфликта
представляет собой его определенное
завершение в результате конфронтации
и противоборства двух или нескольких
сторон, осознающих противоположность
своих интересов.
Для регулирования конфликта характерны,
соответственно этому, следующие аспекты:
конфронтация, использование стратегий
«выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш»,
стремление к получению односторонних
преимуществ, подчеркивание различий
(интересов, позиций и др.), концентрация
внимания сторон на участниках, а не на
решении проблемы и т. п.
В отличие от урегулирования при разрешении
конфликта он прекращается в результате
прямого взаимодействия сторон или с участием
третьей стороны, на основе анализа причин
и содержания разногласий, направленного
на максимальное сближение позиций и достижение
соглашения относительно наилучших способов
удовлетворения противоположных интересов.
Очевидно, что завершение конфликта по
второму «сценарию» является предпочтительным,
так как в этом случае ни одна из сторон
не получает преимуществ, и их постконфликтные
взаимоотношения могут развиваться на
прочной основе.
2. Основные методы
регулирования и разрешения конфликтов
Наряду с учетом того, что регулирование
(урегулирование) включает процедуры завершения
конфликта в соответствии со стратегиями
«выигрыш-проигрыш», либо «проигрыш-проигрыш»,
а его разрешение со стратегией «выигрыш-выигрыш»,
следует также учитывать существующую
тенденцию использовать понятие управление
прежде всего в связи с процедурами юридического
разбирательства, а понятие разрешение
(как и альтернативное разрешение) — в
связи с процедурами добили неюридического
решения проблемы (например, путем прямых
переговоров между конфликтующими сторонами).
Таким образом, разрешение конфликта и
управление им различаются по способу
и процедурам воздействия: неюридические
(разрешение) и юридические (управление)4.
К числу первых относятся переговоры (прямые
переговоры), примирение (согласительная
процедура) и посредничество. Характерными
общими признаками этих методов разрешения
конфликтов являются следующие:
• большую роль играют взаимоотношения
конфликтующих сторон;
• процесс разрешения конфликта носит
неофициальный характер и вмешательство
в конфликт третьей стороны (например,
миротворца или посредника) основано на
действиях, отношениях или ситуациях,
которые не всегда и не обязательно связаны
с нарушением законодательства;
• соглашения сторон нередко не имеют
юридического характера и в этом смысле
они не являются для сторон обязательными;
тем не менее стороны, как правило, бывают
заинтересованы в соблюдении соглашений,
так как принимали непосредственное участие
в их достижении;
• процесс разрешения сосредотачивается
на потребностях и интересах сторон.
Управление конфликтами осуществляется
в таких формах, как администрирование,
арбитраж и судебное разбирательство
(суд). Они характеризуется тем, что:
• основываются на юридических нормах,
правилах и стандартах;
• опираются на концепции справедливого,
связанного с издержками судебного разбирательства;
• решение, принятое администратором
(менеджером), арбитром или судьей, имеет
принудительный характер для сторон;
• процесс управления конфликтом сосредотачивается
на обеспечении законных прав и обязательств
сторон.
Формы разрешения конфликтов и управления
ими различаются по степени самостоятельности
и ответственности сторон за принятые
решения, а также по степени вмешательства
в конфликт третьей стороны (см. схему).
Таким образом, разрешение конфликта —
это зачастую неюридическое воздействие
на конфликт самих противоборствующих
сторон (субъектов), нередко при участии
третьей стороны, с целью совместного
полного или частичного удовлетворения
своих основных потребностей и интересов,
снижения уровня конфронтации, а также
локализации конфликта и сокращения материальных
и моральных издержек, с ним связанных.
Разрешение конфликта предполагает, что
стороны самостоятельно, либо при участии
миротворцев или посредников, прилагают
определенные усилия для преодоления
возникшего между ними противоречия прежде,
чем его развитие приведет к необходимости
их обращения в арбитраж или суд.
Вот почему в качестве предварительного
условия для применения процедур регулирования
конфликта необходим отказ от силовых
методов и следование современной конфликтологической
парадигме, согласно которой конфликт
признается как естественное свойство
социальных систем, обусловленное природой
общественных явлений и процессов.
Наряду с этим необходимо понимание того,
что многие конфликты обладают потенциальной
ценностью и могут помочь:
• найти новые, более совершенные пути
решения проблем;
• наладить прочные и долговременные
взаимоотношения между людьми;
• облегчить согласие и взаимопонимание
проблем, способов их разрешения;
• получить новую и более точную информацию
о проблеме и о том, как она может быть
решена;
• вызвать интегративный эффект в группе
или в организации, способствовать их
сплочению и целостности, а также стабильности
ситуации в результате разрешения конфликта.
Разумеется, это возможно только в том
случае, если исходить из признания того,
что конфликты — это нормальное явление
в жизни каждого человека, группы, организации
и общества в целом, а также, если мы знаем,
как вести себя в конфликтных ситуациях,
как регулировать конфликты и добиваться
их разрешения.
Существенными условиями успешного применения
процедур регулирования и разрешения
конфликтов являются следующие:
• институциализация конфликта, т. е. правовое
и организационное закрепление процедур
регулирования конфликтов, их разрешения
и управления ими, соблюдаемых всеми конфликтующими
сторонами;
• признание каждой из сторон равного
с ней права другой стороны на существование,
отстаивание собственной позиции в понимании
проблемы и путей ее преодоления.
Разрешение конфликта базируется на использовании
переговоров между конфликтующими сторонами
непосредственно (прямых переговоров),
либо с участием третьей стороны. Поэтому
подготовка и осуществление программы
действий по разрешению конфликта фактически
является подготовкой и осуществлением
переговорного процесса в той или иной
его форме5.
3. Регулирование и
разрешение конфликтов в контексте теории
человеческих потребностей
Для эффективного применения различных
процедур регулирования и разрешения
конфликтов принципиальное значение имеет
учет не только интересов, но и потребностей
сторон, участвующих в конфликте.
В социальной философии и социологии потребности
понимаются как состояние нужды или недостатка
в чем-либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности и развития организма,
личности, социальной группы, общества
в целом. Будучи восприняты теми или иными
субъектами, потребности выступают как
внутренний побудитель их активности.
Особенностью психологического подхода
к пониманию потребностей является то,
что они рассматриваются преимущественно
как особое психическое состояние, аналогичное
эмоциям: радости и печали, удовлетворенности
и разочарованию, удовольствию и страданию,
и т, п.
Осознанные и «опредмеченные» обществом,
социальными группами и индивидами, потребности
выступают в качестве их интересов43. Другими
словами, интерес — это отношение субъекта
потребности к ней самой, а также к предметам,
условиям и способам ее удовлетворения.
В свою очередь, интересы представляют
собой исходный момент, реальную причину
конкретного события и мотивируют поведение
людей, направленное на удовлетворение
тех или иных потребностей. Интересы можно
определить как непосредственную причину
того, почему человек ставит те или иные
цели, думает и поступает определенным
образом.
В современной прикладной конфликтологии,
ориентированной на разработку процедур
и технологий разрешения конфликтов методом
переговоров, фасилитации и посредничества,
интересам придается особое значение,
поскольку концентрация сторон на интересах,
а не на избранных для их реализации позициях
способствует более быстрому и справедливому
разрешению конфликта.
Для характеристики потребностей людей
в современной отечественной и зарубежной
социологии и теории управления чаще всего
применяется так называемая иерархия
потребностей, предложенная американским
психологом А. X. Маслоу6. Классификация А. X. Маслоу
существует с 1943 г. и многократно описана
в отечественной учебной и справочной
литературе44. Она охватывает физиологические
(витальные) потребности; потребности
в безопасности (экзистенциальные); потребности
в принадлежности и любви (социальные
потребности); потребности в уважении
и потребности в самореализации (самоактуализации,
самовыражении).
Впоследствии А. Маслоу выделил еще два
уровня, расположив их между потребностями
в уважении и потребностями в принадлежности
и любви: эстетические потребности как
страстное желание красоты, симметрии
и порядка, а также когнитивные потребности
или потребности в познании как желание
знать, понимать и удовлетворять любопытство7.
В современных определениях конфликта
так или иначе присутствует указание на
различия в интересах его субъектов, в
свою очередь выражающих расхождение
их потребностей. Конфликты, с этой точки
зрения, возникают как следствие неудовлетворенных
интересов, и тем самым, ущемления потребностей
одной стороны действиями другой, что
влечет за собой возникновение и обострение
их противоборства.
Таким образом, сосредоточенность на потребностях
и выражающих их интересах имеет принципиальное
значение для управления конфликтами,
а также для их регулирования и разрешения.
Как уже отмечалось, речь идет о том, что
в рамках процедур разрешения конфликтов
предметом обсуждения являются не интересы
как таковые, а то, каким образом несовпадающие
интересы сторон могут быть учтены при
выработке справедливого решения проблемы.
Интересы человека, следовательно, являются,
в сущности, актуализацией его потребностей
в соответствии с конкретными обстоятельствами
и условиями его социального бытия. С изменением
социальных условий жизнедеятельности
человека, его социального статуса и других
параметров меняются потребности и интересы
человека, степень их важности, иерархия
и т. п. Вот почему обращение к проблеме
человеческих потребностей, выступающих
в качестве глубинных оснований поведения
и устремлений социальных субъектов, является
важным и плодотворным как для понимания
природы конфликтов, так и разработки
методов и технологий их конструктивного
разрешения.
Теория человеческих потребностей (ТЧП)
рассматривает конфликт как результат
ущемления или неадекватного и неполного
удовлетворения всей совокупности или
части тех потребностей, которые составляют
реальную основу интересов и устремлений
не только социальных групп, но и каждого
человека как активного участника социальных
процессов. В изучении конфликта ТЧП, следовательно,
акцентирует внимание на таких человеческих
характеристиках, которые, по словам Дж.
Бертона, являются онтологическими и универсальными.
Эти характеристики позволяют увидеть
самые глубокие основания конфликтов
различного уровня46.
Рассматривая проблему регулирования
и прекращения конфликтов, ТЧП предлагает
их решение с помощью удовлетворения основных
потребностей, присущих как отдельному
индивиду, так и социальным группам, этносам
и государствам: потребностей в безопасности,
признании, идентичности, социальной принадлежности
и др.
Выделяются следующие одиннадцать человеческих
характеристик, являющихся универсальными
и независящими от специфики определенной
культуры, общества или политической системы,
представляющие существенные составляющие
общечеловеческого опыта:
• удовлетворенность потребностей в средствах
существования;
• физическая и психическая безопасность;
• обеспечение необходимого порядка и
уверенности в своей способности предвидеть
результаты собственных действий;
• постоянный поиск возможностей для
увеличения «ассортимента» потребностей
и обогащения качества их удовлетворения;
• обладание генетически присущей людям
и постоянно сохраняемой ими надеждой;
• способность делать выбор и желать осуществить
эту способность;
• осуществление свободного выбора;
• желание испытывать чувство собственной
идентичности и целостности;
• желание испытывать чувство собственной
значимости;
• обладание некоторыми ценностями или
системой убеждений;
• уверенность в том, что общество с высокой
степенью вероятности обеспечивает осуществление
собственных устремлений каждого человека47.
В основу подхода к разрешению конфликтов
путем удовлетворения базовых "потребностей
человека положена идея о том, что лишь
решения, полностью удовлетворяющие базовые
человеческие потребности способны согласовать
интересы и принести окончательное разрешение
конфликта, касающееся всех спорных вопросов
и устанавливающее новые, самостоятельно
поддерживаемые отношения между противниками48.
Это положение было выдвинуто Дж. Бертоном
применительно к глубоко укоренившимся
конфликтам, для разрешения которых неприемлемы
обычные методы и технологии регулирования,
т. к. действительной причиной конфликтов
такого рода является нарушение или угроза
нарушения базовых человеческих потребностей
или их части, либо отрицание какой-либо
неотъемлемой ценности человеческого
существования.
Проблемы управления, по существу, представляют
собой ситуации разногласий в отношении
средств и способов достижения общих целей
и удовлетворения интересов, в понимании
которых у сторон есть единство. Таким
образом, проблемы управления рассматриваются
как разногласия в выборе альтернатив.
В силу этого технологии и процедуры, которые
применяются для регулирования и решения
проблем, касаются улучшения взаимопонимания,
взаимодействия и взаимоотношений сторон.
Процедуры управления применяются, как
правило, для преодоления разногласий
на межличностном уровне.
Собственно конфликты возникают на основе
неудовлетворенности человеческих потребностей,
которые в принципе не могут быть предметом
торга. Такого рода потребности затрагивают
личную и групповую автономию и идентичность.
Разрешение конфликтов из-за потребностей
возможно только путем применения специально
разработанных для этих случаев так называемых
проблемно-ориентированных технологий,
включающих определение и анализ проблемы,
мотивов и потребностей сторон, их взаимоотношений
и взаимопонимания, поиск альтернативных
способов удовлетворения потребностей
и вариантов решения проблемы.
Выбор средств удовлетворения потребностей
определяется социально-экономическими,
политическими, и культурными условиями
жизни людей.
В число неотъемлемых человеческих потребностей
включается, например, потребность в идентичности,
являющаяся результатом таких процессов,
как индивидуальная самооценка, переживание
групповой принадлежности и социальное
сравнение. Причем неудовлетворение данной
потребности, подобно всякой другой, понимается
как особое состояние, переживание отдельного
человека или социальной группы по поводу
ущемления (фрустрации) основ человеческого
существования. Речь, таким образом, идет
о ценностях личного, группового и общественного
бытия. К числу таких же «базовых» потребностей,
помимо индивидуальной и групповой идентичности,
относятся также потребности безопасности,
свободы, признания и др.
Перенося акцент на источники возникновения
конфликтов и их устранение, теория человеческих
потребностей и концепция Дж. Бертона
поднимают вопрос о методах и технологиях
предотвращения конфликтов. При этом имеется
в виду такое вмешательство в конфликтную
ситуацию, когда воздействие оказывается
прежде всего на источник конфликта с
целью его недопущения и создания таких
условий, в которых сотрудничество между
конфликтующими сторонами становится
определяющим фактором. Для обозначения
такого рода процесса или действий используется
неологизм рrоvеntiоn — предупреждение (ср.
англ. рrеvеntiоn — сдерживание). Его смысл,
как представляется, может быть передан
понятием «предвидение», «предсказание»
и т. п.
Вышеизложенное позволяет, во-первых,
по-новому истолковать такие понятия,
как «разногласие», «спор» и «конфликт»
и, во-вторых, рассмотреть соотношение
понятий «управление», «регулирование»
(«урегулирование») и «разрешение» конфликтов.
Уточняя смысл понятий управление, урегулирование
и разрешение конфликтов, теория человеческих
потребностей связывает каждый из этих
методов с конфликтами определенного
уровня: разногласиями, спорами (или конфликтами
из-за интересов) и собственно конфликтами
(конфликтами из-за потребностей). В последнем
случае имеются в виду конфликты, затрагивающие
ценностные ориентации индивидов и социальных
групп, по существу — конфликты из-за ценностей.
Именно в отношении конфликтов этого уровня
и применяется понятие «разрешение» в
узком смысле слова.
Понятно, что когда речь идет о
ценностях, под которыми прежде всего
понимается то, что придает смысл человеческому
существованию, методы разрешения конфликтов
должными быть особыми. Именно это и предлагает
теория человеческих потребностей в виде
аналитических (проблемно-ориентированных)
методов разрешения конфликтов, направленных
на устранение их причин.
Заключение
Управление конфликтами - сложный процесс,
включает следующие виды деятельности:
прогнозирование возникновения конфликтов,
предупреждение, регулирование и разрешение
конфликтов. Именно предупреждение конфликта
является наиболее эффективным видом
деятельности субъекта управления, направленным
на недопущение возникновения конфликта.
Технология предупреждения конфликтов
есть совокупность знаний о способах,
средствах, приёмах воздействия на предконфликтную
ситуацию, а также последовательность
действий оппонентов и третьих лиц, в результате
которых разрешается возникшее противоречие.
И действительно, всё чаще для решения
проблемы предупреждения конфликта привлекаются
не юристы, а посредники, консультанты,
психологи, задачей которых является разработка
эффективных способов, системы мер по
проблеме предупреждения конфликтов.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.
Учебник. М., 2006
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!
Новосибирск, 2005
3. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.
Кармина. СПб., 2006
4. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы
разрешения, поведение конфликтующих
сторон. М., 2002
5. Пригожин А.И. Современная социология
организации. М., 2005
6. Соснин В.Л. Теоретические и практические
подходы к урегулированию конфликтных
ситуаций в зарубежной конфликтологии
// Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования,
технология разрешения. Вып.6. М., 2004
7. Феденко К.Ф., Галицкий В.П. Психологические
аспекты преодоления конфликтной ситуации.
М., 2004
8. Философский энциклопедический словарь.
2-е изд. М: Сов. энциклопедия, 1989. С. 499.
1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.
Учебник. М., 2006
2 Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.
Кармина. СПб., 2006
3 Феденко К.Ф., Галицкий В.П. Психологические
аспекты преодоления конфликтной ситуации.
М., 2004
4 Соснин В.Л. Теоретические и практические
подходы к урегулированию конфликтных
ситуаций в зарубежной конфликтологии
// Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования,
технология разрешения. Вып.6. М., 2004
5 Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы
разрешения, поведение конфликтующих
сторон. М., 2002
6 Философский энциклопедический словарь.
2-е изд. М: Сов. энциклопедия, 1989. С. 499.
7 Пригожин А.И. Современная со
ь
похожие
рефераты
подобные
качественные рефераты
найти
реферат на тему взаимопонимание в рабочем
процессе
Психология > Реферат
Размер: 24,78 кб.
Язык: русский
Разместил (а): An
20.06.2010
1 2 РЕФЕРАТ
|
ФИО: ДОРОФЕЕВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
ТЕМА: «МОЯ СЕМЬЯ»
Дата рождения: 10. 02. 1998 год.
Наименование ОУ, класс: МОУ «Майская основная общеобразовательная школа», 6 класс
Домашний адрес: Тульская область, Киреевский район, п. Сеченский, ул. Ленина, д.1, кв. 2.
Контактный телефон: (254) 41-2-43 (школьный),
ФИО председателя жюри муниципального этапа конкурса: Каштанова Людмила Викторовна
2009 год
Тихая моя Родина…
Улицы, птицы, поля,
Милый поселок мой Сеченский,
Близкая с детства земля.
Здесь мои мама и папа
Встретились в первый раз,
Здесь я родился и вырос,
Здесь я пошёл в первый класс…
Так началась история моей семьи. Моя мама Татьяна и папа Андрей познакомились шестнадцать лет назад. Через четыре года они поженились, и на свет появился я, Дорофеев Михаил. Говорят, ребенок, которого любят еще до его рождения, будет счастливым. Я с этим полностью согласен, потому что мне посчастливилось родить именно в этой семье.
С моим появлением на свет жизнь семьи полностью изменилась. Всё своё внимание и любовь родители направили на меня. Да и бабушки с дедушками были в полном восторге от внука-первенца. Конечно, хорошо быть во всём первым, но с другой стороны, нужно приложить много усилий для того, чтобы оправдать надежды родственников. Едва я научился говорить, мама стала учить меня читать, а папа пытался усадить за руль автомобиля. Бабушка Лиза любила басни Крылова, поэтому в четыре года я знал наизусть «Квартет». С самого раннего детства я познакомился с русскими народными сказками и стихотворениями Пушкина и постепенно начал понимать, что не представляю себя без книги. Кто-то из мудрецов назвал книгу учебником жизни, и это очень верное утверждение. Именно книга даёт нам правильное представление о жизни и мире, в котором мы живём. Человеку ведь не дано постичь всё самому, на своём личном опыте – не хватит и тысячи лет, чтобы открыть все законы и премудрости мира, изобрести всё, что было изобретено человеком в течение многих веков, постигнуть всё то, что было открыто людьми и оплачено ими ценой ужасных ошибок и заблуждений. Спасибо всем тем, кто изобрёл книгу. И спасибо моей маме, которая помогла открыть во мне любовь к литературе:
Моя мама – лучшая на свете!
Я уверен в этом на сто крат.
Уважают маму взрослые и дети,
Каждый её видеть очень рад.
Выслушает всех она и спросит,
Каждому полезный даст совет.
Информация о работе Совершенствования деятельности управления конфликтными ситуациями на предприятии