Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование отличительных черт социально- психологического климата в коллективе.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе;
2) провести исследование анализ СПК в коллективе;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КЛИМАТУ ОРГАНИЗАЦИИ………………..
1.1 Основные понятия………………………………………………………..
1.2 Основные показатели СПК, характеристики благоприятного и неблагоприятного СПК, признаки, определяющие атмосферу в группе, факторы, определяющие СПК………………………………………………
1.3 Проблема формирования и совершенствования социально-психологического климата в организации…………………………………
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………………
2.1 Анализ группы и описание этапов исследования………………………
2.2 Описание используемых методов и методик…………………………...
2.3 Обработка полученных данных………………………………………..
2.4 Рекомендации…………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива.
Трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Было проведено
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе умеренный. По методике О. Немова было установлено, что социально-психологический климат по всем критериям соответствует средней оценке, но правдивость оказалась на низком уровне. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, а руководителю свойственно противоборство.
В результате проведенного
анализа была обнаружена взаимосвязь
между выбором стратегии
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М.
3. Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА.
4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007.
5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».
6. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».
7. Лабунский Л.В. О развитии персонала // Управление персоналом. — 2003. — № 7.
8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело.
9. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.
10. Паповян С.С. Исследования «организационного климата» в американской психологии // Вопросы психологии. 1978.
11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.
12. Социальное управление: словарь-справочник - М.: МГУ, 1994
13. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М.
14. www.onlinedics.ru
15. www.hr-portal.ru
16. www.donskix.ru
Приложение №1
«СПСК» — социально-
Предлагаемая методика позволяет
делать периодические «срезы» с
целью диагностики состояния
психологического климата в коллективе,
прослеживать эффективность тех
или иных мероприятий и их влияние
на психологический климат. Такие
измерения полезны при изучении
степени адаптации новых
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты
ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ |
Суждения |
оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом |
|
2 |
Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 |
Имеют сходные убеждения |
|
4 |
Радуются успехам друг друга |
|
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 |
Требовательны друг к другу |
|
9 |
Все вопросы решают сообща |
|
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 |
Доверяют друг другу |
|
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 |
Знают итоги работы коллектива |
|
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 |
Защищают друг друга |
|
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 |
Помогают друг другу |
|
27 |
К новичкам, старым членам коллектива и
представителям других подразделений
предъявляют одинаково |
|
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 |
Знают правила поведения в коллективе |
|
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 |
Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 |
Хорошо знают свои обязанности |
|
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 |
Верят в свой коллектив |
|
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ
перед новичками и |
|
43 |
Быстро находят между собой общий язык |
|
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 |
Всегда и во всем правы |
|
46 |
Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 |
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений |
|
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
|
52 |
Хорошо знают работу товарищей по коллективу |
|
53 |
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы |
|
54 |
Поддерживают сложившиеся в |
|
55 |
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности |
|
56 |
Уважают друг друга |
|
57 |
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов |
|
58 |
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости |
|
59 |
Знают черты характера друг друга |
|
60 |
Все умеют делать |
|
61 |
Ответственно выполняют любую работу |
|
62 |
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив |
|
63 |
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений |
|
64 |
Поддерживают друг друга в трудные минуты |
|
65 |
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений |
|
66 |
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях |
|
67 |
Хорошо знают привычки и склонности друг друга |
|
68 |
Активно участвуют в общественной работе |
|
69 |
Постоянно заботятся об успехах коллектива |
|
70 |
Одинаково оценивают справедливость наказаний |
|
71 |
Взаимно относятся друг к другу |
|
72 |
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ |
Показатель |
Вопросы |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 |
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 |
Организованность |
4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 |
Информированность |
4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 |
Ответственность |
4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
0-20 баллов – низкий уровень
20-40 баллов – средний уровень
40-60 баллов – высокий уровень
Приложение №2 Тест К.Томаса
Инструкция:
В каждой
из предложенных пар суждений выберите
то, которое наиболее типично для
вас. На листе ответов обведите кружочком
цифру или букву
1а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2б. Я
пытаюсь уладить дело с учётом
интересов другого и моих
3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3б. Я
стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить
4а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4б. Иногда
я жертвую своим собственными
интересами ради интересов
5а. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
5б. Я
стараюсь сделать всё, чтобы
избежать бесполезной
6а. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6б. Я стараюсь добиться всего
7а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с целью, чтобы со временем решить его окончательно
7б. Я
считаю возможным в чем-то
8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
8б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы
9а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
9б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего
10а. Я твердо стремлюсь достичь своего
10б. Я пытаюсь найти компромиссное решение
11а. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
11б. Я
стараюсь успокоить другого и
главным образом сохранить
12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
12б. Я
даю возможность другому в
чем-то остаться при своем
13а. Я предлагаю среднюю позицию
13б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему
14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
14б. Я
пытаюсь показать другому
15а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
15б. Я
стараюсь сделать все
16а. Я стараюсь не задеть чувств другого
16б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции
17а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего
17б. Я
стараюсь сделать все, чтобы
избежать бесполезной
18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
18б. Я
даю возможность другому в
чем-то настоять на своем,
19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
19б. Я
стараюсь отложить решение
20а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
20б. Я
стараюсь найти наилучшее
21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
21б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека
22б. Я отстаиваю свои желания
23а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
23б. Иногда
я предоставляю возможность
24а. Если позиция другого кажется мне очень важной, я пойду навстречу его желаниям
24б. Я
стараюсь убедить другого
25а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества своих взглядов
25б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
26а. Я предлагаю среднюю позицию
26б. Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
27а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
27б. Если
это сделает другого
28а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
28б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого
29а. Я предлагаю среднюю позицию
29б. Думаю,
что не всегда стоит
30а. Я стараюсь не задеть чувств другого
30б. Я
всегда занимаю такую позицию
в спорном вопросе, чтобы мы
совместно с другим
Лист ответов
3а |
2б |
2а |
1а |
1б |
6б |
5а |
4а |
5б |
3б |
8а |
8б |
7б |
6а |
4б |
9б |
11а |
10б |
7а |
11б |
10а |
14а |
12б |
9а |
15а |
13б |
19а |
13а |
12а |
16а |
14б |
20а |
18б |
15б |
18а |
16б |
21б |
20б |
17б |
21а |
17а |
23а |
22а |
19б |
24а |
22б |
26б |
24б |
23б |
25б |
25а |
28б |
26а |
27а |
27б |
28а |
30б |
29а |
29б |
30а |
Информация о работе Социально-психологический климат коллектива