Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:14, реферат
Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир ("наш мир", мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир ("мой мир", индивидуальность и неповторимость "моего" существования).
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
Введение………………………………………………….…………………….3
Статическая и динамическая модели личности по Б.Д. Парыгину………..5
Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова…………………...……..6
Подходы к изучению личности в работах Г.М. Андреевой
и А.В. Петровского………………………………………………………..…10
Социальная установка и социализация личности……………………….…20
Заключение………………………………………………………………...…26
Список литературы…………………………………………………………..27
При этом, как совершенно справедливо отмечает Г. М. Андреева, «проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук. Настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимаются и этика, и педагогика, и генетика»1. Не случайно в зарубежной психологии широко используется термин персонология, охватывающий не только весь спектр собственно психологических концепций личности, но и представления о ней смежных наук.
В этой связи необходимой, хотя и достаточно трудноразрешимой, задачей является вычленение именно социально-психологической специфики изучения личности. С точки зрения Г. М. Андреевой, «социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т. е., прежде всего, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой — каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)»2. Для решения этой задачи, по мнению Г. М. Андреевой, необходимо изучить традиционные для социально-психологических исследований проблемы группы, но при этом рассмотреть их именно под «личностным», а не «групповым» углом зрения и при этом отдельно исследовать ряд специфических проблем: социальной установки, социальной идентичности личности и т. п.
В зарубежной социальной психологии, наряду с разработкой трех обозначенных Г. М. Андреевой проблем, большинство собственно социально-психологических исследований личности так или иначе связано с Я-концепцией индивида. Надо сказать, что понятие Я-концепции достаточно широко трактуется различными авторами, однако, если обобщить наиболее распространенные взгляды, ее можно охарактеризовать как совокупность представлений индивида о себе самом, или, иными словами, сумму значимых личностных идентификаций.
С известной степенью условности можно утверждать, что Я-концепция формируется на основе информации, получаемой из двух источников — внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты).
Социальная установка и социализация личности
Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение иповедение человека.
Признаки социальной установки:
1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение
и поведение человека;
2) осознанность этих отношений и поведения;
3) эмоциональный компонент этих отношений
и поведения;
4) регулятивная роль социальной установки.
Функции аттитюда:
1) автомативная – упрощение контроля
сознания за деятельностью в стандартных,
ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта
к тем объектам, которые служат достижению
его целей;
3) защитная – способствует разрешению
внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать
способ поведения по отношению к конкретному
объекту;
5) регулятивная – средство освобождения
субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная – установка затрудняет приспособление
к новым ситуациям;
7) стабилизирующая – установка определяет
устойчивый, последовательный, целенаправленный
характер деятельности, в изменяющихся
ситуациях.
Структура социальной установки :
1) когнитивный, содержащий знание, представление
о социальном объекте;
2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное
отношение к объекту;
3) поведенческий, выражающий потенциальную
готовность личности реализовать определенное
поведение по отношению к объекту.
Уровни установок:
1) просто установки, регулирующие поведение
на простейшем, преимущественно бытовом
уровне;
2) социальные установки;
3) базовые социальные установки, отражающие
отношение индивида к его основным сферам
жизнедеятельности (профессия, общественная
деятельность, увлечения и т. п.);
4) инструментальную функцию, (приобщение
индивида к системе норм и ценностей данной
социальной среды).
Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:
1) смысловом – установки носят обобщенный
характер и определяют отношения личности
к объектам, имеющим личностное значение
для индивида;
2) целевом – установки определяют относительно
устойчивый характер протекания деятельности
и связаны с конкретными действиями и
стремлением человека довести начатое
дело до конца;
3) операциональном – установка способствует
восприятию и интерпретации обстоятельств
на основе прошлого опыта субъекта в подобной
ситуации, прогнозированию возможностей
адекватного и эффективного поведения
и принятию решения в конкретной ситуации.
Этапы формирования социальных установок
по Ж. Годфруа :
1) до 12 лет установки, развивающиеся в
этот период, соответствуют родительским
моделям;
2) с 12 до 20 лет установки приобретают более
конкретную форму, что связано с усвоением
социальных ролей;
3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация
социальных установок, формированием
на их основе системы убеждений, которая
является весьма устойчивым психическим
новообразованием;
4) от 30 лет – установки отличаются значительной
стабильностью, фиксированностью, плохо
поддаются изменениям.
Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.
Термин «социализация» не
имеет однозначного толкования среди
различных представителей психологической
науки. Процесс социализации представляет
собой совокупность всех социальных
процессов, благодаря которым индивид
усваивает определённую систему
норм и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноценного
члена общества (Бронфенбреннер, 1976).
В психологическом словаре дается следующее
определение: социализация - это эволюционный процесс, с
ориентацией на итог овладения и воссоздания
субъектом социального опыта, который
сам субъект осуществляет в факторах коммуникации,
в индивидуальной деятельности».
Термин «социализация» употребляется
в широком и узком смыслах. В широком смысле социализация - процесс и результат усвоения
человеком социального опыта. Это приобщение
людей к достижениям цивилизации, усвоение
и воспроизводство людьми человеческой
культуры. В результате социализации люди
становятся образованными и культурными,
приобретают свойства, ЗУН, способности,
характерные для современного человека
и необходимые ему для нормальной жизни
в обществе.
В этом смысле термин «социализация» используется
для обозначения процесса, в ходе которого
человек с определенными задатками приобретает
необходимые ему для жизнедеятельности
в обществе качества.
Теория социализации призваны установить,
под влиянием каких социальных факторов
образуются те или иные особенности личности,
механизм этого процесса и его последствия
для общества». При общей трактовке психологические
исследования развития психических функций,
способностей и свойств личности могут
рассматриваться в этом контексте. В социологии
и социальной психологии используется
специальное определение термина.
В узком смысле под социализацией
понимают процесс и результат освоения
человеком доступного и необходимого
ему социального опыта, превращение его
в полноценного члена общества или какой-либо
социальной группы. К социализации в этом
понимании относится освоение человеком
норм права, морали, культуры отношений,
правил поведения в обществе, различных
видов человеческой деятельности и форм
общения с людьми, разнообразных социальных
ролей и многого другого. Социализация
рассматривается как процесс вхождения
индивида в социальную среду, его становление
как личности через социальные влияния,
приобщение индивида к системе социальных
связей и отношений. Социализация при
этом понимается как процесс, обеспечивающий
включение человека в ту или иную социальную
группу или общность.
Формирование человека как представителя
данной группы предполагает выработку
у него необходимых для этого свойств
и способностей. Специальное значение
указывает на процесс, направленный на
формирование «модальных» или «типичных»
для данной группы свойств и структуры
личности.
Социализация в узком смысле является
важным для общества и различных групп
социальным процессом. Он осуществляется с помощью
социальных механизмов, обеспечивающих достижение
общественных и групповых целей. Эти механизмы
связаны в основном с действием социальных
институтов общества и специальных средств
группового влияния и контроля.
Институциональная и групповая социализация
преследуют цели, определяемые общим типом
социально-экономической формации, идеологическими
и политическими системами общества. В
соответствии с их характером и требованиями
она задает общие направление, характер
и рамки формирования человека как представителя
данной общности, группы. Анализ направленности
этого процесса, идеологическая и нравственная
оценка норм, ценностей, установок, ориентаций,
вырабатываемых у человека как представителя
общности, позволяют судить о том, является
ли такое преобразование личности желательным
и необходимым в общественном плане. Однако
эффективный процесс подобной социализации
может лишать человека возможности подлинного
социального развития.
Социализация специфична в том, что только
социальные механизмы не могут обеспечить
достижение заданных обществом или группой
целей. Необходимо еще «срабатывание»
сложных механизмов, связанных с социальной
регуляцией поведения человека, интернализацией
им норм и ценностей и т.п. Включение этих
механизмов «переводит» социальный процесс
на иной уровень социально-психологических
процессов и закономерностей. На этом
уровне социальное развитие личности
не сводится к процессам социализации.
Важнейшей закономерностью процесса социального
развития личности является наличие в
нем двух противоположных тенденций –
типизации и индивидуализации. Они по-разному
проявляются на стадиях социального развития
личности, в отношении форм развития и
у различных индивидов.Типизация - многообразные виды стереотипизации,
формирования заданных группой и общих
для ее членов социально-психологических
свойств.Индивидуализация - накопление человеком индивидуального
опыта социального поведения и общения,
выработка своего отношения к предписываемым
ему ролям, формирование личностных норм
и убеждений, систем смыслов и значений
и т.д. Социализация учитывает первую тенденцию.
Между тем, любой процесс развития человека
- это процесс его индивидуального развития
в рамках, в контексте, в условиях общества,
социальной группы, социальных контактов,
общения. Каждый индивидуально, лично,
непосредственно проходит путь социального
развития. Усвоение знаний, включенных
в общественное сознание, не может заменить
человеку процесс его личного социального
опыта, накапливаемого в результате индивидуального
постижения социальных закономерностей.
Социальное развитие сложно соотносится
с интеллектуальным уровнем человека,
с особенностями его психических свойств
и способностей, с его нравственным, моральным,
культурным развитием, с формированием
отдельных социальных и социально-психологических
свойств и качеств личности.
Вопрос о социальном развитии личности
часто замещается вопросом о социализации.
В отечественной психологии употребляются
еще два термина, которые предлагают рассматривать
как синонимы слова «социализация»: «развитие
и формирование личности» (общая психология)
и «воспитание» (педагогика и педагогическая
психология).
Г. М. Андреева отмечает, что социализация
имеет свою специфику по сравнению с формированием,
воспитанием и развитием личности. Это
процесс «вхождения индивида в социальную
среду», «усвоения им социальных влияний»,
«приобщения его к системе социальных
связей» и т.д. Социализация происходит
в результате взаимодействия человека
с другими людьми в разнообразных социальных
группах. Социализация – это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей (как среда воздействует
на человека); с другой - процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных
связей за счёт его активной деятельности,
активным включением в социальную среду
(воздействие человека на среду с помощью
деятельности). Таким образом, процесс
социализации в этом его понимании не
противостоит процессу развития личности,
но позволяет обозначить различные точки
зрения на проблему. Если для возрастной
психологии наиболее интересен взгляд
на эту проблему «со стороны личности»,
то для социальной психологии – «со стороны
взаимодействия личности и среды».
Заключение
Итак, мы пытались понять личность
как психологическое
Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.
Список литературы
10. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
Информация о работе Социально –психологические исследования личности