Социализация личности. Периоды ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:17, реферат

Описание работы

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. В данной работе мы подробно рассмотрим социализацию личности, её фазы и этапы.

Содержание работы

Введение
3
1. Личность и основные факторы ее развития
2. Социализация личности
2.1. Сущность процесса социализации личности
2.2. Стадии процесса социализации
4
5
5
7

Заключение
20
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая  стадия социализации действительно  существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к  трудовой деятельности имеет большое  значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки  зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для  ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в  группы высокого уровня развития или  нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она  сталкивалась? Какое воздействие  на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким  уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

Дэниэл Дж. Левинсон также  придерживается мнения о поэтапном  развитии взрослого индивида. Он и  его коллеги из Йельского университета провели исследование 40 мужчин в  возрасте приблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная  с возраста 18 лет - 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед  индивидом в течение всей его  взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако эта структура не создается раз  и навсегда; она должна непрерывно подвергаться модификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию  вырисовываться через два-три года после имеющих символическое  значение круглых дат жизни - 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид  намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые посылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать  свои задатки, способности, состояться как личность.

Резюмируя рассмотрение понятий  и понимания процесса социализации исследователями, представляющими  психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности».

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются  в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и  при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как  ее оценивают другие. Для того чтобы  такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и  глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального  взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
  2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
  3. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
  4. Д. Майерс. Социальная психология. 6-е издание.- СПб.: Питер, 2003.
  5. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
  6. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  7. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  8. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  9. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  10. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  12. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  13. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.Социализация личности 
  14. У. Крэйн. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

 

 


Информация о работе Социализация личности. Периоды ее развития