Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:17, реферат
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. В данной работе мы подробно рассмотрим социализацию личности, её фазы и этапы.
Введение
3
1. Личность и основные факторы ее развития
2. Социализация личности
2.1. Сущность процесса социализации личности
2.2. Стадии процесса социализации
4
5
5
7
Заключение
20
Список литературы
В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.
б) Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период у
индивидов происходят изменения
в росте и развитии, которые
можно считать поистине революционными.
После многих лет пребывания в
положении младших и зависимых
от взрослых, они неожиданно сравниваются
с взрослыми по физическому сложению,
росту и силе. Эти изменения
сопровождаются быстрым развитием
органов деторождения, что свидетельствует
о сексуальной зрелости. По мнению
неофрейдистов, основная задача подросткового
периода состоит в формировании
достаточно устойчивой личности. В
повседневной жизни люди вступают во
взаимодействие друг с другом обычно
не на основании того, какие они
на самом деле, а на основании
собственных представлений о
других людях и самих себе. Эриксон
выдвигает предположение, что оптимальное
чувство идентичности воспринимается
как ощущение адекватности самому себе.
“Этому ощущению с наибольшей очевидностью
сопутствуют чувство свободы
собственного тела, чувство “понимания
того, что человеку нужно”, и внутренняя
уверенность в получении
Ученые, занимающиеся общественными
дисциплинами, выдвигают предположение,
согласно которому в западных нациях
переход от детства к подростковому
возрасту протекает особенно трудно.
При вступлении в подростковый возраст
мальчики и девочки перестают
считаться детьми, но они еще не
становятся взрослыми мужчинами
и женщинами. Определения подростков,
даваемые им в обществах, представляются
непоследовательными. В традиционных
обществах переход к новому статусу
осуществляется с помощью четко
установленных ритуалов посвящения
в мужчины или женщины - церемоний
инициации, символизирующих переход
детей во взрослое состояние. Во время
таких ритуалов подростки могут
подвергаться неприятным, болезненным
и унизительным процедурам, но по их
завершении дети провозглашаются взрослыми.
в) Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность - молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет - самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире.
Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; - изменение себя, "стать как все"; - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
2. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувство необходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений.
В возрасте 30 лет и чуть старше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней, “вьют гнездо”, а также строят долгосрочные планы и приступают к их осуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутить несоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительно хотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес в ребро” - они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горьких пьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.
Хотя интерес к развитию
зрелых индивидов повышается, исследования,
касающиеся фаз в развитии взрослых
женщин, не так полны, как исследования
развития мужчин. Но имеющиеся данные
позволяют предполагать, что женщины
проходят точно те же этапы развития,
что и мужчины (в исследовании
Левинсона), и примерно в том же
возрасте. Но хотя возрастное распределение
периодов и характер задач развития
одинаковы, подходы к решению
задач и достигаемые результаты
у женщин иные. В значительной степени
эти различия проистекают из повышенной
сложности женских
В последние годы негативный
взгляд на жизнь пенсионеров подвергается
критическому пересмотру. Похоже на то,
что меняется само отношение к
работе и выходу на пенсию. Кроме
того, исследования показывают, что
на пенсии человек более всего
страдает от нехватки денег, а в том
случае, когда люди имеют гарантированный
и достаточный для
В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста.
Многие психологи проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней.
Эриксон делает основной упор
на психологическом развитии, которое
он делит на 8 основных этапов. Каждый
этап ставит перед индивидом уникальную
задачу, сконцентрированную вокруг некоего
кризисного, или поворотного, момента
в жизни индивида, характеризующегося
повышенной уязвимостью и жизненным
потенциалом индивида. По теории Эриксона,
кризис, угрожающий человеку на каждом
жизненном этапе, должен быть успешно
разрешен для того, чтобы дальнейшее
развитие индивида шло по “здоровому”
пути. Следовательно, имеющее место
взаимодействие между индивидом
и обществом на каждом этапе может
изменить ход развития личности в
положительном или
Концепция Э.Эриксона является косвенным признанием того, что в пожилом возрасте социализация продолжается.
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года) - главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет) - формирование автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет) - ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала, психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) - ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет) - формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет) - для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Информация о работе Социализация личности. Периоды ее развития