Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зоопсихологии".
Билет № 1
Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии
Еще античные мыслители при построении своих философских концепций уделяли большое внимание вопросу об отношении психики животных к психике человека. В наше время изучением психики животных занимается специальная наука – зоопсихология.
Предмет зоопсихологии - проявления, закономерности и эволюция психического отражения на уровне животного, происхождение и развитие в онто – и филогенезе психических процессов у животных и предпосылки и предыстория человеческого сознания. Таким образом, поле деятельности зоопсихолога начинается у стыка допсихического и психического отражения, на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущению у низших представителей животного мира.
По мнению Вагнера, зоопсихология – лишь часть сравнительной психологии. Вторая часть – психология человека. Сравнительная психология - наука о закономерностях происхождения и развития психики человека и животных, об общем и различном в их психической деятельности. Предмет сравнительной психологии включает сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.
К задачам зоо- и сравнительной психологии относится:
1выяснение происхождения
2 ее развития
3 в чем заключается сущность и характерные особенности психических категорий (восприятия, представления) у животных, думают ли они, каковы отличительные признаки их элементарного мышления и т. д.
4 соотношение биологического и
социального в психике
5 выявление и учет качественных различий между человеком и животными (важнейшая задача по Вагнеру – основатель отечественной зоопсихологии)
Исследования в зоо- и сравнительной психологии играют важную роль во многих других науках (этология, медицина, детская, педагогическая психология и т. д.), в каждой из которых они несут определенные задачи. (по К. Э. Фабри)
Билет №3. Биогенетическое направление в сравнительной психологии.
Представители биогенетического направления базируются на основном биогенетическом законе Мюллера-Геккеля (на него также опирался Дарвин). Закон гласит:
В индивидуальном развитии живого существа (в онтогенезе) повторяется в краткой и сжатой форме все путь развития вида (филогенез).
- - стадия ланцетника (хорда)
- - стадия рыбы (жаберные щели, воздушный пузырь, 2-х камерное сердце)
трансформация
- стадия земноводных (сердце, конечности с перепонками)
развитие сердца
- стадия пресмыкающихся (волосяной покров в форме чешуек)
- стадия млекопитающих (хвост, 2 пары молочных желёз)
1,0 – 1,5 месяца
- стадия абсолютных обезьян
После рождения наблюдается то же самое – но уже в плане развития психики. Очеловечивание идёт с первых дней жизни.
Билет №2.
Вопрос о соотношении
Теоретический аспект – психика человека включает в себя образования, имеющие отличия по:
Филогенетически обусловленная часть психики передаётся генетически. Различны лишь качественные особенности компонентов этой части.
Социально обусловленная часть психики (высшие психические особенности) выделяет его. Природа этой части – культурная. Эта часть формируется параллельно с овладением человеком культурой.
Человек человеком не рождается
в психическом плане, он лишь наследует
потенциальную возможность
Стать человеком ребёнок сам по себе не может.
В филогенетически обусловленной части всё развивается само по себе – путём самообучения и саморазвития. Для этого нужны естественные условия, среда для формирования на условно-рефлекторной основе.
Социально обусловленная часть психики развивается путём интериоризации (путём присвоения чужих опытов – необходимость присутствия взрослых людей).
Очень важна роль формирования самооценки.
В ней зафиксированы
Самооценка – это стержень личности.
Биологическая часть является базой. Основой, выше которой не «прыгнешь», но кроме количества важно качество – проходя через сито, что-то отсеивается, что-то усиливается.
Самое яркое различие психики животного и человека проявляется в плане направленности.
Соединяясь в единое, имея противоположную направленность, филогенетически и социально обусловленные части психики создают основу для многих проблем.
Наша психика – это постоянное конфликтующее образование, разным частям которого характерна разнонаправленность.
Психика животных формируется по законам наследственности и изменчивости, ориентируясь на то, чтобы дать её носителю больше возможностей для сохранения жизни и создания потомства. Это в свою очередь необходимо для существования вида.
В данном случае действует закон самосохранения - центризм психики. Всё на себя. Картина мира ограничивается потребностью животного, компонентами этой картины являются предметы удовлетворения. «Только за себя, только для себя».
Таким образом, природа задала жесткую направленность жизни животного. Есть, конечно, пределы для личных потребностей. Но приоритетными являются ум, сила, смелость – жесткие законы центризма.
Несмотря на то, что у человека также есть направленность на себя (особенно это заметно на младенцах), психика человека сама по себе социальна, так как она формируется в обществе. И такие законы, как «не только брать, но и отдавать», «не только, что тебе надо, но и обществу» - действуют на неё, в т.ч. и при её формировании.
Человек удовлетворяет свои потребности за счёт общества. Причём отдавать всегда немного труднее, особенно когда отношения опосредованы (анонимные).
И ребёнка необходимо воспитывать, не ориентируя на полную отдачу, научить его говорить «нет», чтобы зря не тратить сил и здоровья, не преувеличивать ситуацию.
Общение также выступает как важный, воздействующий на формирование социально обусловленной части психики, фактор.
Итак, одна часть психики – на себя, другая – на отдачу.
Психика животных осуществляется непосредственным образом. Все психические явления детерминируются внешней средой и работают по принципу «здесь и сейчас».
Таким образом, детерминирующими признаками являются непосредственные раздражители.
Социальная компонента психики человека осуществляется без детерминирования средой. Её «ответ» вызывает знак – например слово. И детерминантой является движение речедвигательного аппарата (например, когда человек говорит о том, чего рядом с ним нет).
Таким образом, выше, чем дала природа, не прыгнуть, но надо развиваться.
Психике человека свойственна системность (если образное мышление хорошо развит, то и память логическая будет хорошо развита – т.к. это составные части).
Практически, всё, что даётся природой, не поддаётся перевоспитанию. Коррекции поддаётся поведение
Вопрос № 4.Культурно – историческая теория Выготского
Л.С. Выготский ставил перед собой задачу связать 3 линии развития психики: эволюционную (филогенетическую), историческую и онтогенетическую. В рамках этой задачи он разработал культурно-историческую теорию.
Основная идея теории заключается в том, что развитие поведения от животных к человеку привело к появлению нового качества. Развитие не исчерпывается простым усложнением отношений между стимулом и реакцией, оно идет по пути количественного и качественного увеличения этих связей. В центре развития стоит качественный скачок, изменивший само отношение между стимулом и реакцией. «Поведение человека отличается таим же качественным своеобразием по сравнению с поведением животного, как отличается весь тип приспособления и исторического развития человека».
Т.о. Выготский пытался раскрыть
социальную природу психики, это
можно сформулировать следующим
образом: «появление современного культурного
человека можно объяснить не только
результатом биологической
Границу качественного скачка Выготский видел в появлении знака. Так же как человек отличается от животных употребление орудий (не психический уровень), человек отличается от них использованием психического орудия – знака, орудия духовного производства: язык, произведения искусства, нумерация, письмо, схемы и др. сначала эти орудия служили средством связи, а затем превратились в «Ψ орудия»и стали основным условием социальной детерминации поведения человека. Знак выступает посредником между субъектом и объектом, опосредует их отношения.
В этом мы видим аналогию орудия и знака, но Л.С.В. подчеркивал и различия между ними: если техническое орудие направлено на то, чтобы создавать изменения в окружающем мире, то знак – это средство воздействия на себя (или другого) – на Ψ, на поведение. Знак – ключ к превращению поведения в произвольный социальный акт.
Л.С. В. принципиально разделили Ψ функции на низшие(связанные у словно-рефлекторной деятельностью) и высшие (для которых основным признаком является сигнификация).
Вторая основная идея - интериоризация социальных отношений. Всякая Ψ функция была сначала социальной, а потом стала внутренней, Собственно Ψ функцией. Ψ ф-и возникают как межличностные отношения в качестве интерΨ, а затем только становятся интраΨ.
Таким образом в развитии человека
можно выделить 2 линии развития:
природно-естественно-
Система активности ребенка определяется на каждой ступени его развития определенной степенью его органического развития и степенью его овладения языком.
Все высшие Ψ ф-и имею общую психическую основу – слово, произвольность, а потому они коррелируют между собой больше, чем с низшими Ψф-ями. Отсюда Л.С.В. делает вывод, что высшие ф-и не являются прямимым продолжением или развитием элементарных Ψф-й, а представляют собой целое, куда включены как части, элементарные Ψ ф-и.
Т.О., естественный путь развития происходит главным образом за счет самообучения на основе как природных данных, так и Ψ образований, которые возникают в ходе самого естественного развития.
Билет № 5Происхождение психики. Психика как фактор эволюции. Учение Северцова А. Н.
Существует ряд теорий, объясняющих возникновение психики.