Шпаргалка по "Психопатологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 01:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психопатологии"

Файлы: 1 файл

1031904_2527E_psihopatologiya_otvety_na_ekzamenacionnye_bilety.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Вначале, как отмечалось выше, подростки экспериментируют с психоактивными веществами совместно в компании и в значительной степени под ' давлением окружающих. В этот период времени их поведение мало изменяется. Подросток получает удовольствие, переживая эйфорию, благодушие, беспечность, отодвигая от себя постылую или пугающую реальность. Все же в это время он чувствует вину за происходящее.

Затем психоактивные вещества используются для уменьшения эмоционального напряжения в связи с житейским или другими трудностями, т. е. для снятия стресса. На почве совместного употребления образуется группа подростков. Под влиянием злоупотребления появляются довольно резкие колебания настроения, падает интерес к учебе и снижается успеваемость.

Употребление психоактивных веществ становится регулярным.. Подросток приобщается к группе, где большинство сверстников занимается тем же. Нарушения поведения (бродяжничество, правонарушения и т. д.) становятся постоянными. В связи с уже впервые появляющимися явлениями абстиненции (депрессия, душевный дискомфорт и др.) подросток вынужден искать деньги для приобретения того, что облегчит его страдания.

Первая стадия синдрома зависимости. Синдром зависимости — «сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество, алкоголь или табак» (МКБ-10). Наличие синдрома зависимости определяется минимум тремя признаками:

  1. сильная потребность (влечение) принять психоактивное вещество;
  2. нарушение способности управлять приемом психоактивных веществ, т. е. началом употребления, его окончанием и дозировкой;
  3. физическое состояние абстиненция, при котором после прекращения приема психоактивного вещества возникают проявления отмены, облегчаемые приемом того же самого психоактивного вещества;
  4. признаки толерантности - увеличение дозы психоактивного вещества, необходимой для достижения эффекта, ранее производимого более низкими дозами;
  5. прогрессирующее забвение каких бы то ни было интересов в пользу употребления вещества, увеличение времени, необходимого для употребления, приема вещества или восстановления после его действия;
  6. продолжение употребления вещества, несмотря на очевидные (для больного) вредные последствия (поражение печени, депрессия, снижение когнитивных функций).

Основной признак первой стадии болезни - индивидуальная психигеская зависимость, отличающаяся от групповой зависимости, которая появляется раньше и присуща доболезненному состоянию — аддиктивному поведению. Для психической зависимости характерно, что прекращение потребления психоактивного вещества приводит к появлению тревоги. О наличии психической зависимости можно также судить по кругу общения больного, например с друзьями-собутыльниками или со злоупотребляющими наркотиками, по приемам токсического вещества в одиночку и по интенсивному поиску заменителей при его отсутствии. Характерно также постоянное стремление к повторному употреблению психоактивного вещества.

Стертая картина абстиненции также появляется в этой стадии. Перерыв в употреблении вызывает лишь обострившееся влечение к тому веществу, которым злоупотребляют, а также сниженное и раздраженное настроение.

Менее значительные признаки болезни в этой стадии: угасание защитных рефлексов на передозировку и повышение толерантности.

Угасание защитных, рефлексов на передозировку обнаруживается, например, в исчезновении рвотного рефлекса даже на очень большую дозу алкоголя или непоявление икоты при передозировке гашиша.

Повышение толерантности, т. е. переносимости используемого токсического вещества, проявляется в необходимости увеличивать дозу в связи с тем, что прежние дозы не вызывают желаемого эффекта, который достигается лишь с увеличением вводимого вещества.

Вторая стадия синдрома зависимости. Главный признак второй стадии алкоголизма, наркомании и токсикомании — физическая зависимость и связанная с ней явная абстиненция, возникающая при прекращении регулярного злоупотребления. Все же не при всех видах пристрастия возникает физическая зависимость. Этого не происходит, в частности, при гашишизме и кокаинизме. В этих случаях основное проявление — хроническая интоксикация, приводящая к тяжелым физическим и психическим расстройствам.

Физигеская зависимость — состояние, при котором без постоянного приема психоактивного вещества нормальное функционирование организма становится невозможным. Прекращение употребления приводит к выраженной абстиненции.

Абстиненция — синдром отмены. Часто проявляется симптомами, противоположными тем, какие наблюдаются в токсическом опьянении. Так, возникают тревога, депрессия, апатия, бездеятельность, беспокойство и бессонница. У подростков абстиненция отличается психопатоподобным поведением, стремлением ее скрывать, выдавая, например, возникающие вегетативные расстройства за соматические заболевания. У них особенно выраженными могут быть постабстинентные состояния в виде астении со слабодушием (легко возникающими и быстро истощающимися аффектами), со склонностью к раскаянию и иногда с нестойкими идеями обвинения.

Компульсивное влегение — неодолимое, неподдающееся подавлению. В этой стадии подросток скрыть свое влечение не способен.

Анозогнозия — неспособность признать наличие болезни (наркомании или алкоголизма). Только иногда сразу после абстиненции некоторые подростки не отрицают факта наличия тяжелой зависимости.

Почти всегда обнаруживаются изменения картины опьянения, усиление толерантности и нарастающая социальная дезадаптация.

Изменение картины опьянения. При опийных наркоманиях вместо бездеятельности в момент переживания блаженного состояния (кайфа) при опьянении появляется стремление к деятельности. При алкоголизме опьянение может вместо подъема настроения или благодушия (эйфории) проявиться мрачностью (дисфорией), раздражительностью или провалами в памяти (палимпсестами).

Продолжающийся рост толерантности (переносимости). Как правило, в этой стадии продолжается нарастание переносимости (толерантности) к психоактивным веществам, исключение составляют лишь немногие из них (кокаин). У подростков следует опасаться исчезновения повышенной переносимости, так как в этих случаях (например, при опийной наркомании) может развиться очень тягостное состояние с рвотой, ознобом, помрачением сознания.

Нарастающая социальная дезадаптация, имевшая место уже при аддиктивном поведении, наличествует и в этой стадии болезни. Подростки не учатся и не работают, не общаются ни с кем, кроме сомнительных «друзей». Как правило, они ведут паразитический образ жизни, обирая родителей, а иногда и попросту вымогая у них деньги на необходимый наркотик. Ради последнего они не гнушаются совершать преступления: воровать, грабить и даже убивать.

Проявления хронигеской интоксикации выражены различно при болезнях, вызванных разными психоактивными веществами.

в настоящее время от экспериментирования с наркотиками не может защитить ни порядочная семья, ни знакомство с опасными последствиями приема психоактивных веществ. Группирование подростков, их конформность и стремление испытать неизведанное оказываются сильнее осторожности и имеющихся знаний. Только насыщенная интересными занятиями и эмоционально богатая жизнь подростков могут рассматриваться в качестве альтернативы увлечению подростков психоактивными веществами и отклоняющимся поведением.

В случаях хрониъеской интоксикации ингалянтами возникают нарушения памяти, концентрации внимания, сообразительности, замедляется ориентирование в окружающей обстановке и скорость реакций. Ухудшается способность усваивать учебный материал, из-за чего нередко подростки прекращают посещать учебное заведение, отказываются от учебы, убегают из дома или интерната. Одни становятся вялыми, пассивными, медлительными, другие - злобными, драчливыми, аффективно взрывчатыми. Появляются неврологические симптомы: мышечное дрожание, повышение рефлексов, головные боли, плохой сон, головокружения, потливость. В некоторых случаях возможно возникновение галлюцинаторно-бредовых расстройств (психоза) продолжительностью от нескольких недель до многих месяцев.

 

 

 

 

 

 

БИЛЕТ №4.

Понятие психики. Психическая норма и патология. Критерии психической нормы. Психическая болезнь. Психическая реакция, психическое развитие.

ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

«Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (индивидуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали»

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологическому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от одного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматических повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психическое состояние, необходимо констатировать, что психопатологический синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

Для установления факта психического здоровья или выявления имеющихся отклонений необходимо выработать критерии оценки здоровья

Критерий психигеского равновесия позволит судить о характере функционирования психики индивида с разных сторон (познавательной, эмоциональной). Например, можно будет оценить равновесие личности с социальным окружением.

  1. Гармонигность организации психики, которая может быть, например, оценена по соотношению развития познавательных процессов и дифференцированное™ эмоциональной реактивности, - существенный показатель перспектив социального приспособления.

Адаптивные возможности лигности не менее важный индикатор психической нормы. Только конечный результат того, как приспосабливается индивид к своему окружению, имеет для него жизненное значение, а вовсе не то, насколько хорошо у него развиты интеллект, воля или аффективная сфера.

Психигеская болезнь — это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. П. Б. Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной конституцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функционированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

Психическое заболевание – результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Понятие «психические болезни» не исчерпывается лишь выраженными формами психических нарушений (психозами), т. е. такими патологическими состояниями психической деятельности, при которых психические реакции грубо противоречат реальным отношениям (И. П. Павлов), что обнаруживается в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения.

кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называется психигеской реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями).

Психигеское развитие — патологический процесс с внутренними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, например, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астеническое) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

 

 

Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по МКБ 10).

ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами [Векслер Д., 1939]. Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время показатель расширяющих представлений о нем. Это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Умение достигнуть цели. Власть комбинаций. Искусство предвидеть будущее. Способность использовать полученный опыт для решения новых задач. Умение поступать, говорить и действовать своевременно и уместно. Чувство меры. Человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельной жизни [Вине А., Симон Т., 1905].

Информация о работе Шпаргалка по "Психопатологии"