Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

psihologia.docx

— 304.64 Кб (Скачать файл)

Внушение  – это социально-психологический  механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического  состояния  и побуждений к индивидуальным или  массовым действиям. Внушение характеризуется  некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные  в себе, утомленные или ослабленные. Условия, необходимые для эффективного внушения: 1. Авторитетность источника  информации, 2. Доверие к нему, 3. Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию. Отличительные особенности внушения: 1.внушающий сам не находится в  том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый, 2.внушение –  это персонифицированное эмоционально-волевое  воздействие, 3.внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение –  это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условия эффективного убеждающего воздействия: 1.содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности, 2.убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресанта, 3.убеждение является последовательным и доказательным, 4. Убеждение содержит  обобщающие и конкретные факты, 5.убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания, 6.убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает, 7.заинтересованност человека, которому адресовано воздействие. Отличительные особенности убеждения: 1.убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого, 2.при убеждении принимающий информацию делает выводы самостоятельно, 3.убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание  – это воспроизводство одним  человеком определенных образцов поведения  другого человека или группы людей. Виды подражания: 1.логическое и внелогическое, 2.внутренне и внешнее, 3.подражание-мода и подражание-обычаи. Законы подражания: 1.внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние, 2.низшие по социальной лестнице подражают высшим. Способы подражания: 1.когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции, 2.когда наблюдение за награждением или наказанием  модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение, 3.когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Вопрос  48. Психология моды и пропаганды.

Психология пропаганды.

Пропаганда — распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.

Пропаганда  является одним из основных средств  политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. В  отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками  и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится  довести до потребителя те или  иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Психологические особенности пропаганды. 
Термин «пропаганда» имеет много определений, основными из которых являются:  
- система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и др. информации с целью формирования определённых взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей 
- распространение в массах идеологии и политики определённых классов, партий, государств 
- средство манипуляции массовым сознанием.

Если проанализировать все вышеприведённые определения, то в структуре пропаганды можно  выделить следующие элементы: адресанта, информацию, адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные  влиянием полученной информации. Представим это в схематическом виде:  адресант àинформацияàадресантàдействия адресанта выгодные адресанту.

В роли адресанта  в системе пропаганды, как правило, выступают политический лидер, правительство  или политические партии, а в странах  с тоталитарной формой правления, адресантом (коммуникатором) могут быть как  запрещённые политические партии, так  и отдельные диссиденты. Источником информации в пропагандистской деятельности являются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Однако в некоторых случаях  адресант и источник информации могут  меняться местами, то есть в роли адресанта  могут выступать СМИ или СМК, а в роли источника информации — политический лидер, правительство  или политические партии.

Адресатом является массовое сознание граждан своей  страны, жителей нейтральных, дружественных  или враждебных стран, а также  военнослужащих, как своей армии, так и армии противника. Пропагандистская информация направлена на эмоционально-волевую  сферу массового сознания, изменения  в которой и побуждают адресата совершить нужные адресанту действия.

Пропаганда  обычно  соответствует следующим  требованиям:  
1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;  
2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать её интересам;  
3. Преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;  
4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;  
5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Влияние СМИ  на формирование общественного мнения.

Средства  массовой информации выполняют многообразные  функции: информирование населения  о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти  на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического  процесса.

Формирование  массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные  группы населения являются политическими  функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют  определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям  различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и  человек побуждается к определенному  действию. Таким образом, благодаря  СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее  в себе скрытое или явное отношение  различных социальных общностей  к проблемам, событиям действительности.

Виды СМИ.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе  СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется  возможность быстрого, обзорного  ознакомления со всем «репертуаром»  сообщений, включенных в номер или  книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и  подробного прочтения в удобное  время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

Радио. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

Интернет. В  последнее десятилетие активно  развивается новый тип каналов  информации - всемирная компьютерная сеть( Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов

Телевидение как наиболее значимое и распространённое средство получения информации.

Телевидение сегодня - одно из самых массовых средств  информации. Качества телевизионной  информации - ее визуальность. Достоверность  и предельная оперативность вызвали  широкое применение телевидения  в промышленности, на транспорте. В  военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям  культуры, которые удалены от них  не только в пространстве, но и во времени.

Знаменитые  мастера пропаганды

Пауль Йозеф Геббельс — главный пропагандист германских нацистов (партии НСДАП), министр пропаганды Третьего рейха.

Рисаль, Хосе — самый знаменитый филиппинский пропагандист, был арестован и казнён в 1896 году за подрывную деятельность.

Маяковский, Владимир Владимирович

Ефимов, Борис Ефимович

Кукрыниксы

Михалков, Сергей Владимирович

Вучетич, Евгений Викторович

Суслов, Михаил Андреевич

Сурков, Владислав Юрьевич

Психология  моды.

В широком  смысле слова, мода – это господство определенного вкуса с некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому. Оформление человеком своей внешности является одним из средств невербального общения людей. Повышенная чувствительность индивида к отвержению социумом, как правило, связана с неуверенностью в себе, замкнутостью, зависимостью от внешних влияний, неадекватной самооценкой, трудностями в общении, ориентированностью на получение обратной связи. Модное поведение такого человека неоднозначно и представляет собой метание из крайности в крайность. Тревожная личность чаще других прислушивается к мнению окружающих о ее внешнем облике. Процесс выбора модной одежды такой личностью сопровождается длительными, зачастую мучительными, размышлениями о том, к лицу ли понравившаяся вещь, что скажут об этом другие. Иногда они затрудняются ответить даже на вопрос о том, нравится им вещь или нет.

Действие  механизмов моды находится под влиянием как общественных, так и личностных факторов. В качестве общественных факторов развития моды, как правило, называют традиции, обычаи, общественное мнение, нормы и ценности, социальные настроения и увлечения, массовую коммуникацию. К личностным факторам следования моде можно было бы отнести такие характеристики, как своевременность, активность жизненной  позиции, адекватность восприятия себя, других людей, ситуации, устойчивая ценностная система, относительная независимость  от других, уверенность в себе, креативность, в частности, гибкость (мобильность), индивидуальный механизм присвоения модных ценностей.

Психологическая характеристика субъекта моды.  Личность и ее особенные характеристики, отраженные в одежде, традиционно находятся  в центре внимания историков, социологов, журналистов, пишущих о моде. По мнению специалистов, костюм любой исторической эпохи или модного сезона есть зеркало социального характера  личности, реального или идеального. Например, в костюмах Древней Греции утверждается идеал разносторонне  развитой, здоровой, цельной личности. Мужественность, приспособленность  к любым условиям, строгость видится  в костюмах римлян, а в костюмах римлянок находит воплощение величественность и медлительность. Духовная культура подчеркнута в костюмах Византии. Костюм Возрождения является символом гармоничности человека. Галантность  мужчины и великолепие, жеманство  женщины проявляются в одеждах XVII в. Склонность к флирту, праздность демонстрируют наряды начала XVIII в. Гражданская позиция и человеческое достоинство символизируют костюмы конца XVIII в. Романтизм XIX в. создал образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. Динамичный стиль жизни и равноправие полов заметно определили развитие модных течений начала XX в.: в облике женщины появляются черты независимости, решительности, приспособляемости к условиям труда и быта. И первое, что обращает на себя внимание, – западная мода XX в. утверждает, на наш взгляд, идеалы преимущественно женского образа, «прорисовывает» психологический портрет современницы столетия. Энергичность, молодость, жизнерадостность восприятия мира (доминанты 20-х) совмещаются с романтической женственностью, эксцентричностью, кукольностью, спортивностью и независимостью (доминанты 30-х). Дисциплинированность, сдержанность на фоне природной фемининности (доминанты военных 40-х) создают контрастный фон для реализации потребности женщины в самовыражении и самоутверждении (доминанта 50-60-х гг.), что в 70-е приобретает черты ярко выраженного феминизма. Познание и переоценка ценностей определяют доминанту 80-х и, наконец, потребность проявить свою индивидуальность, обретение истинной свободы находят свое выражение в модных тенденциях 90-х.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"