Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".

Файлы: 1 файл

Ответы к зачету по предмету психо и нейрофизиология.docx

— 156.63 Кб (Скачать файл)

Мотивационное возбуждение – особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.

Виды мотивации. В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая отражает меру напряжения потребности, вторая — специфику или семантическое содержание потребности. Мотивации различаются по силе и по содержанию. В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной. Во втором — прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены.

12.Эмоции, понятие личности. Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции:

1. Чувственный тон. 2. Настроение.3. Аффект.4. Страсть.5. Чувства.

При описании и объяснении эмоциональных состояний обычно выделяются такие компоненты:

Нейрофизиологический аспект эмоций - электрохимическая активность мозга.

Экспрессивный аспект - мимическая активность, пантомимика, висцерально-эндокринные и голосовые реакции.

Чувственный аспект - переживание, имеющее непосредственную значимость для субъекта, отражение в сознании важности происходящих с человеком событий.

Первый аспект (нейрофизиологический) обеспечивает генетическую обусловленность эмоций. Именно этот аспект эмоциональности определяет научное мнение, согласно которому, эмоции - это формально-динамические (по В.М. Русалову) характеристики психики, формирующиеся под влиянием общей конституции и не влияющие на содержание деятельности. Как формально-динамические особенности они, в совокупности с эргичностью, скоростью и пластичностью, входят в структуру темперамента. В качестве отдельного компонента (наряду с содержательными особенностями психики) они составляют характер. Базовые эмоции обеспечиваются нейронными программами, генетически детерминированы.

          Второй - экспрессивный, и в большей степени  третий - чувственный аспекты переживаний  обеспечивают их социо-культурную вариативность, разнообразие проявлений фундаментальных эмоций, детерминированных культурными традициями и нормативами поведения, а также значительный разброс в том, какие жизненные события вызывают эмоцию, т.е. в предмете переживания. Если первый аспект соотносится с индивидными, то второй и третий - с личностными свойствами субъекта. Именно поэтому эмоциональность рассматривается нами как одна из проблем психологии личности.

          Следующий пример показывает, что эмоции представляют собой реакции, типичным образом проявляющиеся у разных людей при одновременном их индивидуальном оформлении, детерминированном жизненным опытом человека и его потребностями.

13.Мышление и межполушарная  асимметрия.

Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффективность адаптации его к окружающей действительности. Это процессы формирования понятий и решение возникающих задач с использованием этих понятий. В понятии фиксируется обобщенное представление об объектах внеш мира или внутренних процессах. Таким образом М позволяет производить результат, который отсутствует в окружающей реальности и получать новые знания. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Взависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологической и логическое М. При логическом М отдельные высказывания формируют общее суждение, используется дедукция и индукция, обязательна проверка результата. В противопложность ему, мифологическое М не расчленяет объект на признаки, игнорирует факты. Другой тип классифиувции выделяет Теоретическое и практической М.

Типы асимметрий. Асимметрия – отсутствие симметрии мозговых полушарий. Билатеральная А – правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве. Каждое из полушарий несет в себе черты,отличающие от второго. Межполушарная А – доминирование активности одного полушария. Функциональная А – специализация каждого полушария при выполнении отдельных функций. По характеру проявления можно выделить три вида асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Моторная – неравенство участия правой и левой половин тела в движении(праворукость\леворукость); Сенсорная А – Функциональное неравенство парных органов чувств (роль правого и левого глаза в бинокулярном зрении).Психическая А – левое полушарие контролирует сенсорную и моторную сферу правой части тела, а правое – наоборот.

Леворукость и праворукость. Наиболее  устоявшейся точкой зрения на происхождение леворукости(лр) и праворукости(пр) является представление о том, что рукость определяется в тот момент, когда происходит становление центра речи. Формирование центра речи в ЛП определяет пр, в правом-лр. ЛР может быть двух видов: наследственной и связанной с ранним повреждением ЛП в следствии травмы или какого то заболевания. В этом случае ПП берет на себя ф-ю ЛП. Переучивание лр на пр ведет к возникновению заикания, повторению сказанного другим и невротическим явлениям. Среди лр чаще встречается заикание, аутизм, речевые расстройства, психические заболевания. При анализе лр трудно определить наследственные и приобретенные факторы, так как лр родители могут передавать этот признак посредством жизненного опыта. Мозг леворуких обладает менее выраженной функциональной асимметрией по сравнению с пр. Предпочтение руки фиксируется с началом произнесения первых слогов.

14.Понятие о функциональном  состоянии. Виды функциональных  состояний. С точки зрения психофизиологии, когда мы говорим о функциональном состоянии человека, то всегда подразумеваем некую эффективную сторону этого состояния, т.е. возможность человека, находящегося в том или ином функциональном состоянии, выполнять конкретную работу на заданном уровне точности, надежности и производительности. Данный термин подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека. В качестве примеров обычно исследуемых видов функциональных состояний можно назвать монотонность, утомление, напряженность, различные формы психологического стресса и состояние, вызываемое воздействием экстремальных факторов физической природы. Понятие функционального состояния подчеркивает характеристику эффективностно й стороны деятельности или поведения человека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

  Использование понятий надежности и цены деятельности служит основанием для создания наиболее общей классификации функциональных состояний. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

  Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения различных заболеваний. На этом основании выделяются нормальные и патологические состояния.

  Другая максимально общая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, разрабатываемой В.И. Медведевым, все состояния человека можно разделить на две группы: состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Тогда возникают состояния динамического рассогласования – реакция в этом случае не адекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека.

15.Зоны коры больших  полушарий.

В коре большого мозга различают функциональные зоны, каждая из которых включает несколько полей Бродмана (всего 53 поля).

1-я зона - двигательная - представлена  центральной извилиной и лобной  зоной впереди нее (4, 6, 8, 9 поля  Бродмана). При ее раздражении возникают различные двигательные реакции; при ее разрушении - нарушения двигательных функций: адинамия, парез, паралич (соответственно ослабление, резкое снижение, исчезновение

движений). В двигательной зоне участки, ответственные за иннервацию различных групп мышц, представлены неодинаково. Зона, участвующая в иннервации мышц нижней конечности, представлена в верхнем отделе 1-й зоны; мышц верхней конечности и головы - в нижнем отделе 1-й зоны. Наибольшую площадь занимает проекция мимической мускулатуры, мышц языка и мелких мышц кисти руки.

2-я зона - чувствительная - участки  коры головного мозга кзади  от центральной борозды (1, 2, 3, 5, 7 поля Бродмана). При раздражении этой зоны возникают парестезии, при ее разрушении - выпадение поверхностной и части глубокой чувствительности. В верхних отделах постцентральной извилины представлены корковые центры чувствительности для нижней конечности противоположной стороны, в средних отделах - для верхней, а в нижних - для лица и головы.

1-я и 2-я зоны тесно связаны  друг с другом в функциональном  отношении. В двигательной зоне  много афферентных нейронов, получающих  импульсы от проприорецепторов, - это мотосенсорные зоны. В чувствительной зоне много двигательных элементов - это сенсомоторные зоны, которые отвечают за возникновение болевых ощущений.

3-я зона - зрительная - затылочная  область коры головного мозга (17, 18, 19 поля Бродмана). При разрушении 17 поля возникает выпадение зрительных ощущений (корковая слепота). Различные участки сетчатки неодинаково проецируются в 17 поле Бродмана и имеют различное расположение. При точечном разрушении 17 поля нарушается полнота зрительного восприятия окружающей среды, так как выпадает участок поля зрения. При поражении 18 поля Бродмана страдают функции, связанные с распознаванием зрительного образа, нарушается восприятие письма. При поражении 19 поля Бродмана возникают различные зрительные галлюцинации, страдает зрительная память и другие зрительные функции.

4-я зона - слуховая - височная область  коры головного мозга (22, 41, 42 поля  Бродмана). При поражении 42 поля нарушается функция распознавания звуков. При разрушении 22 поля возникают слуховые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота. При разрушении 41 поля - корковая глухота.

5-я зона - обонятельная - располагается  в грушевидной извилине (11 поле  Бродмана).

6-я зона - вкусовая - 43 поле Бродмана.

7-я зона - речедвигательная (по Джексону - центр речи) у правшей располагается в левом полушарии.

16. Психофизиология речи, ее значение. Развитие речи в  онтогенезе. Речь – специфически человеческий феномен, средство общения.  Свойственная только для человека форма существования языка (Язык – система знаков, с помощью которой передается информация).Человеческая речь включает в себя два аспекта. С одной стороны это сп-ть произносить слова и формулировать фразы. С другой стороны – способность понимать слова других и формировать понятия.

Функциональная ассиметрия и мозг.Речь – латерализованная функция. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей степени связано с ф-й речи. Левой полушарие отвечает за обработку и анализ поступающей речи. Также контролирует последовательность речевых движений для воспроизводства звуков.

 

Роль подкорковых структур в порождении речи. Задняя пресильвиева область – нарушение связывания фонем и отбор форм слова, не удается произносить некоторые слова, заменяют их сущ-ми. Передняя пресильвиева область ответственна за ритм речи и грамматику. С поражением этой части говорят без интонации, делают большие паузы, путаются в грамматике. С поражением переднее и средневисочных областей коры с трудом употребляют имена нарицательные, быстро и правильно воспринимают цвета. Лобная и теменная кора – использование глаголов. Лимбическая система участвует в порождении речи.

Теории развития речи. 1. Теории специфичных для формирования речи врожденных способностей («изнутри наружу»); 2. Теории неспецифичных для формирования речи врожденных способностей («снаружи-внутрь»). Теория Выготского (1. Выучивание слов, натуральная; 2. Накопление примитивного опыта, относительно важнейших св-в психич операций, овладение грамматическими структурами)

Развитие дыхательных органов для возникновения речи. Генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются волны(голосовые связки гортани, щели и затворы,возникающие во рту при артикуляции).Резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Речь образуется в результатеизменения формы и объема надставной трубки (полость рта, носа и глотки).

Сначала сигнал обрабатывается слуховой системой, потом первичная слуховая кора(зона Вернике) – понимание смысла слова, формирование речевого ответа, потом зона Брока, потом лицевая мускулатура и произнесение слова.

17.Первый функциональный  блок мозга.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"