Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Ответы к зачету по предмету "Психо- и нейрофизиология".

Файлы: 1 файл

Ответы к зачету по предмету психо и нейрофизиология.docx

— 156.63 Кб (Скачать файл)

A – уровень тонуса и осанки;

B – уровень синергии (согласованных  мышечных сокращений);

C – уровень пространственного  поля;

D – уровень предметных действий (смысловых цепей);

E – группа высших кортикальных  уровней символической координации (письма, речи и т.п.).

6.Механизм кодирования  в ЦНС.

На уровне рецепторов происходит, как уже говорилось, важнейшие этапы переработки информации: 1) в какой-то мере происходит “селекция” - отбор информации; 2) осуществляется прием сигналов.Трансформация разнородных по природе сигналов (механических, химических, зрительных и др.) в единый по биофизической природе процесс импульсов: поступающая информация зашифровывается (кодируется). Кодированием называют процесс преобразования информации в условную форму - код.ЦНС использует двоичный код: наличие или отсутствие импульса (0 или 1). Параметры отдельного импульса стандартны (по амплитуде, длительности, модальности). Осуществляется кодирование путем изменения: а) частоты импульсов, б) количества импульсов в пачке, в) длительности пачек, г) интервалов между пачками, д) временного рисунка пачки, т.е. распределения в ней отдельных импульсов.Особенностью кодирования в живых системах является, во-первых, отсутствие декодирования (т.е. восстановления стимула в его исходной форме), во-вторых, множественность и перекрытие кодов (для одного и того же признака сигналов), т.е. в анализаторе используется несколько вариантов кодов (частота импульсов, число возбужденных элементов и их локализация), в-третьих, особенностью является зашумленность большинства сенсорных кодов, т.е. добавление к импульсам, несущим информацию, фоновой импульсации (во вторично чувствующих рецепторах выделяется медиатор в небольших количествах, и без действия раздражителей создается, так называемый, шумовой эффект).

7.Развитие ЦНС в фило- и онтогенезе. Нервная система человека: развитие в филогенезе

Одноклеточные организмы реагируют на воздействия внешней среды благодаря чувствительности плазматической мембраны. Многоклеточные животные имеют специальные клетки эктодермального происхождения, которые воспринимают раздражения, трансформируют их в нервные импульсы и проводят к клеткам, отвечающим на внешнее воздействие. Наиболее простая (диффузная) нервная система кишечнополостных образована клетками, воспринимающими раздражения (рецепторами), и эффекторными клетками, между которыми могут быть вставочные нейроны. Следующая стадия (узловая) эволюции нервной системы (например, у кольчатых червей) образована соединенными между собой нервными узлами, от которых отходят нервы, иннервирующие определенный сегмент тела этого животного. Наконец, трубчатая нервная система хордовых животных имеет сегментарное строение, причем в ней происходит дифференцировка на двигательные (в вентральной части трубки) и чувствительные (в дорсальной части) нейроны. Последние получают импульсы от нейронов спинномозговых (черепных) нервных узлов. Уже у круглоротых передний конец нервной трубки утолщается, а его полость увеличивается. У черепных животных головной конец трубки на ранних стадиях эмбрионального развития состоит из трех расширений - пузырей: переднего, среднего и заднего (ромбовидного). В последнем в процессе эволюции формируются центры, регулирующие основные жизненные процессы. У низких рыб ромбовидный мозг преобладает над другими отделами в связи с возникновением у них статических и акустических органов. В связи с развитием зрения совершенствуется средний мозг. Выход животных на сушу приводит к развитию в стенках переднего мозгового пузыря обонятельного органа. В процессе роста и развития головного мозга передний и задний мозговые пузыри делятся на два пузыря каждый. В результате из образовавшихся пяти мозговых пузырей формируются пять отделов головного мозга: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый, расширяются полости головного мозга, которые в дальнейшем превращаются в желудочки мозга. По мере усложнения организации животных развиваются новые центры, которые занимают главенствующее положение, подчиняя себе более древние. Зачаток полушарий большого мозга появляется у амфибий, у которых, наряду с рептилиями, они в основном представлены обонятельным мозгом. В процессе эволюционного развития роль головного мозга прогрессивно возрастает, заметно увеличиваются его размеры, особенно размеры полушарий большого мозга, их поверхностный слой - кораУ млекопитающих прогрессирует процесс кортиколизации функций - усиливается роль коры большого мозга. У млекопитающих развивается поверхностный слой полушарий большого мозга - плащ. Новая кора достигает большого развития, а древняя и старая смещаются в глубину полушарий и на их нижнюю поверхность, образуя гиппокамп с прилежащими зонами. Развитие коры большого мозга, естественно, приводит к увеличению числа ее связей с другими отделами, а следовательно, увеличению количества проводящих путей. И наконец, у человека кора большого мозга достигла наибольшего развития, причем количественные изменения перешли в качественные, появились вторая сигнальная система, мышление.

ОНТОГЕНЕЗ: Согласно биогенетическому закону, в онтогенезе нервная система повторяет этапы филогенеза. Вначале происходит диффереицировка зародышевых листков, затем из клеток эктодермалыюго зародышевого листка образуется мозговая, или медуллярная, пластинка. Ее края в результате неравномерного размножения ее клеток сближаются, а центральная часть, наоборот, погружается в тело зародыша. Затем края пластинки смыкаются — образуется медуллярная трубка. В дальнейшем из задней ее части, отстающей в росте, образуется спинной мозг, из передней, развивающейся более интенсивно, — головной мозг. Канал медуллярной трубки превращается в центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга.

8.Организация процесса  мышления, структуры мозга, которые  участвуют в этом.

Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффективность адаптации его к окружающей действительности. Это процессы формирования понятий и решение возникающих задач с использованием этих понятий. В понятии фиксируется обобщенное представление об объектах внеш мира или внутренних процессах. Таким образом М позволяет производить результат, который отсутствует в окружающей реальности и получать новые знания. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Взависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологической и логическое М. При логическом М отдельные высказывания формируют общее суждение, используется дедукция и индукция, обязательна проверка результата. В противопложность ему, мифологическое М не расчленяет объект на признаки, игнорирует факты. Другой тип классифиувции выделяет Теоретическое и практической М.

Существует несколько структур, описывающих мыслительные процессы. Одна из первых принадлежит Уоллесу. Он предположил, что в процессе решения проблемы человек проходит через этапы подготовки(сбора информации), инкубации (подспудное решение проблемы), инсайта (внезапное озарение) и разработки (проверка найденного решения с помощью известных методов). С точки зрения Лурии, человек сначала изучает условия задачи, затем формирует общийплан предполагаемых действий. Наследующем этапе вырабатывает конкретный метод. На четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными.

Анохин. На первом этапе доминирующая мотивация направляет мышление человека. Затем, на стадии сбора информации анализируются сенсорные сигналы и сопоставляются с уже имеющимися в памяти. Это позволяет выбрать область поиска решения проблемы и принять решение, чтои будет завершающей стадией.

               При умственной деятельности увеличивается число активируемых участков коры. В зависимости от характера задачи картина межзональных отношений может выглядеть по-разному. Например, при решении как вербальных и арифметических задач возрастает степень активации в лобных и центральных отделах левого полушария, а при решении математических задач помимо этих зон возникает дополнительный фокус активации в теменно-затылочных отделах.

Меняется степень пространственной синхронизации и в зависимости от степени алгоритмизации действия. При легком действии, активируются задние отделы левые полушария, при сложном – передние.Стратегия выполнения тоже имеет различия. Например, при решении одной и той же математической задачи: арифметическим или пространственным способов, — фокусы активации располагаются в разных участках коры. В первом случае — в правой префронтальной и левой теменно-височной, во втором — сначала в передних, а затем задних отделах правого полушария.

Степень оригинальности задачи влияет на межзональные отношения. При стандартных приемах решения, преобладает активность левого полушария. При нестандартных (эвристических) решениях, характерно преобладание активации в правом полушарии, наиболее сильное в лобных отделах, причем как в покое, так и при решении задачи.

9.Память человека. Этапы  формирования энграмм.

Память человека - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Этапы формирования энграмм.Энграмма -- след памяти, сформированный в результате обучения.

Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ -- это описание памяти по виду информации. Эти аспекты описания фактически соответствуют основным концепциям памяти.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

 Память нельзя рассматривать  как нечто статичное, находящееся  строго в одном месте или  в небольшой группе клеток. Память  существует в динамичной и  относительно распределенной форме. При этом мозг действует как  функциональная система, насыщенная  разнообразными связями, которые  лежат в основе регуляции процессов  памяти.

10.Движение, его значение. Структуры мозга, участвующие в  обеспечении движений.

ДВИЖЕНИЕ — структурная единица деятельности — результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность организма. В зависимости от особенностей строения орган имеет различные возможности для выполнения движений. Свобода движений, характерная для человека, не может обеспечиваться врожденными механизмами, поэтому лишь небольшое число локомоторных движений являются безусловно-рефлекторными (рефлексы коленный, мигательный и пр.), а большинство регулирующих механизмов условнорефлекторны — складываются прижизненно. Так что основной механизм формирования движений — выработка двигательных рефлексов условных.

   Структуры, отвечающие за нервную регуляцию позы и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.

Существует 2 вида двигат. Функций: поддержание положения тела и собственно движения.

В двигательной системы основной поток информации берет начало от двигательной зоны коры больших полушарий к ферефирии, но при этом контролируется степень сокращений мышц (афферентная информация). Значение афферентных систем было впервые показано Ч. Шеррингтоном. Он оказал на существование сенсорных обратных связей, которые регулируют активность мотонейрона и ввел термин «проприорецепция».

Основной структурой, управляющией движениями, является моторная кора. (прецентральная извилина). В её работе используется два принципа управления: контроль через петли обратной связи и через механизм программирования. К ней сходятся сигналы сенсомоторной, зрительной и других отделов коры, которые используются для контроля и коррекции движений. Кроме того, к моторной коре приходят сигналы, связанные с программированием движений из передних отделов.Для инициации двигательного акта необходима актуализация моторных программ, которые могут быть врожденными или приобретенными.При выполнении заученного движения активации нейронов моторной коры предшествует активность нейронов мозжечка, а так же сигналы от базальных ганглиев, ответственных за хранение двигательных программ врожденного поведения.

Согласно гипотезе П. Робертсона, актуализация моторных программ происходит через активацию командных нейронов. Они могут активизироваться или затормаживаться. 

11.Нейрофизиология потребности  и мотивации. В соответствии с теорией функциональных систем Анохина эмоции играют ключевую роль в организации поведения

Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода

Классификация потребностей.

1. Биологические потребности. Свойственны и человеку и животным. Основные биологически потребности – пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.) Особое место занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

2. Социальные и идеальные потребности. Согласно физиологии ВНД, врожденные, безусловно-рефлекторные, основы поведения, имеющие универсальный характер  и проявляющиеся в поведении, как высших животных, так и  человека.

Социальные потребности в качестве первоосновы включают следующие их виды:

1. потребность принадлежать к  определенной социальной группе;

2. потребность занимать в этой  группе определенное положение  в соответствии с субъективным 3. представлением индивида об  иерархии этой группы;

3.потребность следовать поведенческим  образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение  взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

3. Идеальные потребности составляют  биологически обусловленную основу  для саморазвития индивида.

1. Потребность в новизне.

2. Потребность в компетентности  – стремление повторять одно  и то же действие до полного  успеха его исполнения, и обнаруживается  в поведении высших животных  и нередко маленьких детей.

3.Потребность преодоления (»рефлекс  свободы», по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального  препятствия и детерминирована  стремлением живого существа  преодолеть это препятствие.

Мотивация. Её можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор (»слепая сила», по И.П. Павлову), побуждающий организм к определенному поведению. Потребность и Мотивация не тождественны. Потребности не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психо- и нейрофизиология"